Цикл занятий по аппликации из природных материалов с детьми старшего дошкольного возраста «Творческая лесная мастерская»

валентина андросова
Цикл занятий по аппликации из природных материалов с детьми старшего дошкольного возраста «Творческая лесная мастерская»

Андросова Валентина Фроловна,

преподаватель изобразительной деятельности

начальная школа – детский сад ВДЦ «Орлёнок»

Цикл занятий

по аппликации из природных материалов

с детьми старшего дошкольного возраста

«Творческая лесная мастерская»

Цель: Обобщение знаний детей об осенних явлениях, об изменениях в жизни животных, птиц и насекомых с наступлением осени.

1 занятие: Аппликация - «Осенний наряд» - пейзаж.

«Повязала осень пестрый фартук

И ведёрки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела»

Т. А. Шорыгина

Задачи:

1. Учить детей через наблюдение осеннего пейзажа передавать настроение времени года, используя технику аппликации.

2. Закреплять умение видеть и изображать разные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, низкие и т. п., узнавать и называть их.

3. Формировать умение творчески передавать впечатления, полученные на прогулках осенью.

4. Развивать воображение, фантазию, внимание, активность и наблюдательность.

Средства:

• Обзорная беседа "Осень"- раннюю осень называют "золотой" - золотыми становятся травы, листья на деревьях. Стоят погожие солнечные деньки короткого "бабьего лета", деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

• Игровые моменты на тему «Какое дерево потеряло листок?», "Какие цвета в природе нас радуют осенью?"; приход сказочного персонажа, который приглашает детей в осеннюю лесную мастерскую.

• Наблюдение за своеобразием окраски, формы и размера листьев создание эмоционального настроя, интереса и желания выполнить пейзаж, используя сухие листочки, похожие на кроны деревьев.

Предшествующая работа:

• Беседы с детьми об осенних пейзажах: «Сказочный наряд леса», «Мелодия осеннего леса» и др. Наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулках, сравнивание крон разных деревьев.

• Собирание листьев, их засушивание (прогладить через бумагу горячим утюгом, а также во время прогулок пробуем находить сходство листочка с кроной разных пород дерева.

• Рассматривание иллюстраций разных по форме деревьев и иллюстраций с изображением осенних пейзажей в картинах И. Левитана «Золотая осень» и И. Грабаря «Рябинка».

• Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» (отрывок «Осень»).

Материалы:

Образец аппликации с изображением композиции – деревья, кустарники, облака - из сухих листочков; сухой природный материал для выполнения задания; половина альбомного листа для фона, клей, небольшой кусочек ткани, кисточка для клея.

Краткий ход занятия:

1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.

2. Беседа о том, что можно подарить другу или близкому человеку на праздник (игрушки, сладости, цветы или свои поделки).

3. Подготовительная работа к выполнению задания - показ и рассматривание образца аппликации — пейзажа (методическая подсказка: обратить внимание, какие листики больше всего похожи на кроны таких деревьев как тополь, дуб, осина, березка и т. д., сравнить их по высоте и толщине).

4. Самостоятельное творческое выполнение детьми пейзажа - раскладываем подготовленные фрагменты задуманной композиции на фоне, наклеиваем их поочередно, с дорисовкой (стволы деревьев) фломастером (методическая подсказка: обратить внимание как правильно дети раскладывают фрагменты задуманной композиции на листе бумаги).

5. Итоговый этап занятия: выставка детских работ (методическая подсказка: педагог отмечает наиболее удавшиеся работы; обращает внимание детей на то, какие разнообразные получились пейзажи, как они аккуратно выполнены и на прочность их крепления; делает вывод о том, что такой подарок будет приятно подарить).

2 занятие: аппликация - «Осенний букет в вазе» – натюрморт.

«Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с деревьев полетели»

В. А. Миронов

Задачи:

1. Учить детей, передавать впечатления, полученные в наблюдениях за цветами и листиками на прогулках.

2. Формировать у детей умения и навыки выполнения задания, используя технику аппликации.

3. Закреплять ранее приобретенные навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке и располагать изображения, по всему листу составляя из них композицию.

4. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание и усидчивость.

Средства:

• Беседа об осенних цветах и рассматривание иллюстраций разнообразных по своей форме композиций, букетов, составленных их осенних листочков. Рассматривание картинок с изображением осенних цветов.

• Беседа о натюрморте, как одном из жанров в искусстве.

• Игровой момент на тему "Какой цветок расцветает осенью?"; встреча лесного сказочного персонажа, который приглашает детей в волшебную творческую мастерскую.

• Наблюдение за своеобразием окраски, форм и размеров листьев для эмоционального настроя детей, пробуждения интереса и желания заниматься аппликацией.

Предшествующая работа:

• Собирание на прогулке листьев с разных деревьев, составление с ребятами букетов, а также совместное со взрослыми нахождение в очертании листьев сходства с цветами - это поможет детям придумать, что изобразить в натюрморте.

• Выявление и сравнение свойств засушенных листочков и вырезанных из бумаги для развития мышления детей, для получения знаний о том, что сухой природный материал «хрупкий» и «ломкий» и с ним надо обращаться бережно.

• Беседа о натюрморте, как о жанре в творчестве художников; рассматривание репродукции натюрморта И. Машкова (или других художников).

• Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» (отрывок "Вальс цветов").

Материалы:

Образцы аппликаций с изображением композиций – осенний букет из сухих листочков; сухой природный материал для выполнения задания, половина альбомного листа для фона, клей, небольшой кусок ткани, кисточка для клея, готовый, вырезанный трафарет для вазы.

Краткий ход занятия:

1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.

2. Беседа о том, что можно сделать для того, чтобы украсить свою комнату (цветами, игрушками, картинками, своими поделками и т. п.).

3. Подготовительная работа к выполнению задания - показ и рассматривание образцов аппликаций - натюрморт;

4. Из цветного картона по трафарету вырезание вазы, приклеивание её на альбомный лист;

5. Положить шаблон вазы на фон так, чтобы над ней можно было изобразить композицию.

6. Далее в этой вазе дети составляют композицию букета из подобранных листьев. (Методическая подсказка: обратить внимание, какие листочки больше подходят для составления цветов ромашки, тюльпана, колокольчика и т. д., сравнить их по виду и форме; обратить внимание на то, листья каких пород деревьев выбраны для букета в композицию).

7. Самостоятельное творческое выполнение натюрморта - раскладываем подготовленные фрагменты задуманной композиции на фоне, наклеиваем детали поочередно, так как они были разложены (методическая подсказка: обратить внимание на правильность раскладывания детьми фрагментов задуманной композиции на листе бумаги, последовательность их наклеивания).

8. Итоговый этап занятия: выставка детских работ. Педагог отмечает наиболее удавшиеся работы, обращает внимание детей на то, какие разнообразные получились натюрморты, как они аккуратно выполнены и на прочность их крепления.

3 занятие: Аппликация - «Грибы для белочки» - коллаж

«Почему грибы на елке на сучках, висят верхом?

Не в корзине, не на полке, не во мху, не под листком –

У ствола и среди веток на сучки они надеты…

…Это Белкина кладовка, это Белкин летний сбор!

Булатов М.

Задачи:

1. Обучать детей технике составления коллажей.

2. Закреплять умение пользоваться ножницами и разрезать сухой листок по прямой линии, способствуя развитию мелкой моторики руки, точности движений и координации силы нажима.

3. Формировать у детей умение выполнять коллажи с использованием природных материалов, используя технику аппликации.

4. Закреплять ранее приобретенные навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке и располагать изображения, по всему листу, составляя из них композицию.

5. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, активность и наблюдательность.

Средства:

• Беседа о технике «коллаж» с использованием демонстрационного материала – иллюстраций и образцов детских работ.

• Игровой момент на тему, "Какие животные делают запасы осенью?"; встреча лесного персонажа - Белочки, которая приглашает детей в волшебный лес; знакомство с разными лесными жителями и с тем, кто и как готовит свои запасы к зиме.

• Просматривание видеороликов «Как жители леса готовятся к зиме?», иллюстраций различных сюжетов из жизни животных и птиц.

• Беседа с детьми о том, как разные звери в лесу готовятся к зиме.

Предшествующая работа:

• Собирание листьев, их засушивание (прогладить через бумагу горячим утюгом, а также во время прогулок нахождение в природе очертаний предметов похожих на что-то: сучок похож на собачку, половина листика – на шапочку гриба, цветок - на бабочку и т. п., это поможет детям придумать при выполнении задания.

• Беседа о технике «коллаж» как о жанре в творчестве художников, рассматривание репродукций коллажей.

• Наблюдение за животными в представленных видеороликах.

• Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» (отрывок на выбор преподавателя).

Материалы:

Иллюстрации и образцы детских работ в технике «коллаж»; игрушка белочка; половина альбомного листа для фона с выполненным рисунком травинок и листочков (способом напыления); трафареты с изображением листьев и веточек; гуашь, щеточка для напыления, ножницы, клей, небольшой кусок ткани, кисточка для клея.

Краткий ход занятия:

1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.

2. Беседа о том, как можно помочь белочке и всем жителям леса сделать композицию в технике коллаж.

3. Подготовительная работа к выполнению задания -

4. показ и рассматривание образцов аппликаций - коллаж.

5. рассмотреть образец и фон, объяснить детям последовательность выполнения набрызга, обозначить части грибка (шляпка и ножка).

6. подобрать листочки для шляпки и ножки грибка.

обратить внимание на листики, какие породы деревьев подходят больше для композиции; (разрезать листок для шляпки пополам, чтобы грибок стал более красивым (демонстрирую прием разрезания листика); выкладываем подготовленные фрагменты задуманной композиции на фоне).

• Предлагаю детям ответить, почему листочек нужно разрезать очень осторожно.

• Самостоятельное творческое выполнение коллажа - прошу детей помочь белочке пополнить ее запасы, наклеив грибы из сухих листиков.

• Наклеиваем детали поочередно, так как они были разложены.

• Методическое пояснение: обратить внимание как правильно дети раскладывают фрагменты задуманной композиции на листе бумаги и последовательное их наклеивание

• Отметить наиболее удавшиеся работы, обратить внимание на то, какие разные получились коллажи, отметить аккуратность выполнения композиций.

• Похвалить детей от имени белочки за грибы, которые они помогли ей собрать для нее и жителей леса.

• Обратить внимание на правильный подбор листьев по форме и цвету, аккуратное разрезание и наклеивание листочков.

Публикации по теме:

Новые конкурсы Мастерская детства объявляет целых два новых конкурса: фотоконкурс и конкурс поделок из природных материалов! Участвуйте и получайте призы.

Музей в ДОУ. Знакомство детей с бытом, традициями наших далеких предков. Музей ДОУ организован для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Данный цикл занятий направлен на знакомство детей с бытом,традициями.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Судоку
  • Дикие животные
Автор публикации:
Цикл занятий по аппликации из природных материалов с детьми старшего дошкольного возраста «Творческая лесная мастерская»
Опубликовано: 18 октября 2013 в 17:42
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...