Цикл занятий по аппликации из природных материалов с детьми старшего дошкольного возраста «Творческая лесная мастерская»

валентина андросова
Цикл занятий по аппликации из природных материалов с детьми старшего дошкольного возраста «Творческая лесная мастерская»

Андросова Валентина Фроловна,

преподаватель изобразительной деятельности

начальная школа – детский сад ВДЦ «Орлёнок»

Цикл занятий

по аппликации из природных материалов

с детьми старшего дошкольного возраста

«Творческая лесная мастерская»

Цель: Обобщение знаний детей об осенних явлениях, об изменениях в жизни животных, птиц и насекомых с наступлением осени.

1 занятие: Аппликация - «Осенний наряд» - пейзаж.

«Повязала осень пестрый фартук

И ведёрки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела»

Т. А. Шорыгина

Задачи:

1. Учить детей через наблюдение осеннего пейзажа передавать настроение времени года, используя технику аппликации.

2. Закреплять умение видеть и изображать разные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, низкие и т. п., узнавать и называть их.

3. Формировать умение творчески передавать впечатления, полученные на прогулках осенью.

4. Развивать воображение, фантазию, внимание, активность и наблюдательность.

Средства:

• Обзорная беседа "Осень"- раннюю осень называют "золотой" - золотыми становятся травы, листья на деревьях. Стоят погожие солнечные деньки короткого "бабьего лета", деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

• Игровые моменты на тему «Какое дерево потеряло листок?», "Какие цвета в природе нас радуют осенью?"; приход сказочного персонажа, который приглашает детей в осеннюю лесную мастерскую.

• Наблюдение за своеобразием окраски, формы и размера листьев создание эмоционального настроя, интереса и желания выполнить пейзаж, используя сухие листочки, похожие на кроны деревьев.

Предшествующая работа:

• Беседы с детьми об осенних пейзажах: «Сказочный наряд леса», «Мелодия осеннего леса» и др. Наблюдение за деревьями и кустарниками на прогулках, сравнивание крон разных деревьев.

• Собирание листьев, их засушивание (прогладить через бумагу горячим утюгом, а также во время прогулок пробуем находить сходство листочка с кроной разных пород дерева.

• Рассматривание иллюстраций разных по форме деревьев и иллюстраций с изображением осенних пейзажей в картинах И. Левитана «Золотая осень» и И. Грабаря «Рябинка».

• Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» (отрывок «Осень»).

Материалы:

Образец аппликации с изображением композиции – деревья, кустарники, облака - из сухих листочков; сухой природный материал для выполнения задания; половина альбомного листа для фона, клей, небольшой кусочек ткани, кисточка для клея.

Краткий ход занятия:

1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.

2. Беседа о том, что можно подарить другу или близкому человеку на праздник (игрушки, сладости, цветы или свои поделки).

3. Подготовительная работа к выполнению задания - показ и рассматривание образца аппликации — пейзажа (методическая подсказка: обратить внимание, какие листики больше всего похожи на кроны таких деревьев как тополь, дуб, осина, березка и т. д., сравнить их по высоте и толщине).

4. Самостоятельное творческое выполнение детьми пейзажа - раскладываем подготовленные фрагменты задуманной композиции на фоне, наклеиваем их поочередно, с дорисовкой (стволы деревьев) фломастером (методическая подсказка: обратить внимание как правильно дети раскладывают фрагменты задуманной композиции на листе бумаги).

5. Итоговый этап занятия: выставка детских работ (методическая подсказка: педагог отмечает наиболее удавшиеся работы; обращает внимание детей на то, какие разнообразные получились пейзажи, как они аккуратно выполнены и на прочность их крепления; делает вывод о том, что такой подарок будет приятно подарить).

2 занятие: аппликация - «Осенний букет в вазе» – натюрморт.

«Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с деревьев полетели»

В. А. Миронов

Задачи:

1. Учить детей, передавать впечатления, полученные в наблюдениях за цветами и листиками на прогулках.

2. Формировать у детей умения и навыки выполнения задания, используя технику аппликации.

3. Закреплять ранее приобретенные навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке и располагать изображения, по всему листу составляя из них композицию.

4. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание и усидчивость.

Средства:

• Беседа об осенних цветах и рассматривание иллюстраций разнообразных по своей форме композиций, букетов, составленных их осенних листочков. Рассматривание картинок с изображением осенних цветов.

• Беседа о натюрморте, как одном из жанров в искусстве.

• Игровой момент на тему "Какой цветок расцветает осенью?"; встреча лесного сказочного персонажа, который приглашает детей в волшебную творческую мастерскую.

• Наблюдение за своеобразием окраски, форм и размеров листьев для эмоционального настроя детей, пробуждения интереса и желания заниматься аппликацией.

Предшествующая работа:

• Собирание на прогулке листьев с разных деревьев, составление с ребятами букетов, а также совместное со взрослыми нахождение в очертании листьев сходства с цветами - это поможет детям придумать, что изобразить в натюрморте.

• Выявление и сравнение свойств засушенных листочков и вырезанных из бумаги для развития мышления детей, для получения знаний о том, что сухой природный материал «хрупкий» и «ломкий» и с ним надо обращаться бережно.

• Беседа о натюрморте, как о жанре в творчестве художников; рассматривание репродукции натюрморта И. Машкова (или других художников).

• Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» (отрывок "Вальс цветов").

Материалы:

Образцы аппликаций с изображением композиций – осенний букет из сухих листочков; сухой природный материал для выполнения задания, половина альбомного листа для фона, клей, небольшой кусок ткани, кисточка для клея, готовый, вырезанный трафарет для вазы.

Краткий ход занятия:

1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.

2. Беседа о том, что можно сделать для того, чтобы украсить свою комнату (цветами, игрушками, картинками, своими поделками и т. п.).

3. Подготовительная работа к выполнению задания - показ и рассматривание образцов аппликаций - натюрморт;

4. Из цветного картона по трафарету вырезание вазы, приклеивание её на альбомный лист;

5. Положить шаблон вазы на фон так, чтобы над ней можно было изобразить композицию.

6. Далее в этой вазе дети составляют композицию букета из подобранных листьев. (Методическая подсказка: обратить внимание, какие листочки больше подходят для составления цветов ромашки, тюльпана, колокольчика и т. д., сравнить их по виду и форме; обратить внимание на то, листья каких пород деревьев выбраны для букета в композицию).

7. Самостоятельное творческое выполнение натюрморта - раскладываем подготовленные фрагменты задуманной композиции на фоне, наклеиваем детали поочередно, так как они были разложены (методическая подсказка: обратить внимание на правильность раскладывания детьми фрагментов задуманной композиции на листе бумаги, последовательность их наклеивания).

8. Итоговый этап занятия: выставка детских работ. Педагог отмечает наиболее удавшиеся работы, обращает внимание детей на то, какие разнообразные получились натюрморты, как они аккуратно выполнены и на прочность их крепления.

3 занятие: Аппликация - «Грибы для белочки» - коллаж

«Почему грибы на елке на сучках, висят верхом?

Не в корзине, не на полке, не во мху, не под листком –

У ствола и среди веток на сучки они надеты…

…Это Белкина кладовка, это Белкин летний сбор!

Булатов М.

Задачи:

1. Обучать детей технике составления коллажей.

2. Закреплять умение пользоваться ножницами и разрезать сухой листок по прямой линии, способствуя развитию мелкой моторики руки, точности движений и координации силы нажима.

3. Формировать у детей умение выполнять коллажи с использованием природных материалов, используя технику аппликации.

4. Закреплять ранее приобретенные навыки подбора и наклеивания сухих листьев в определенном порядке и располагать изображения, по всему листу, составляя из них композицию.

5. Развивать творческое воображение, фантазию, внимание, активность и наблюдательность.

Средства:

• Беседа о технике «коллаж» с использованием демонстрационного материала – иллюстраций и образцов детских работ.

• Игровой момент на тему, "Какие животные делают запасы осенью?"; встреча лесного персонажа - Белочки, которая приглашает детей в волшебный лес; знакомство с разными лесными жителями и с тем, кто и как готовит свои запасы к зиме.

• Просматривание видеороликов «Как жители леса готовятся к зиме?», иллюстраций различных сюжетов из жизни животных и птиц.

• Беседа с детьми о том, как разные звери в лесу готовятся к зиме.

Предшествующая работа:

• Собирание листьев, их засушивание (прогладить через бумагу горячим утюгом, а также во время прогулок нахождение в природе очертаний предметов похожих на что-то: сучок похож на собачку, половина листика – на шапочку гриба, цветок - на бабочку и т. п., это поможет детям придумать при выполнении задания.

• Беседа о технике «коллаж» как о жанре в творчестве художников, рассматривание репродукций коллажей.

• Наблюдение за животными в представленных видеороликах.

• Прослушивание музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года» (отрывок на выбор преподавателя).

Материалы:

Иллюстрации и образцы детских работ в технике «коллаж»; игрушка белочка; половина альбомного листа для фона с выполненным рисунком травинок и листочков (способом напыления); трафареты с изображением листьев и веточек; гуашь, щеточка для напыления, ножницы, клей, небольшой кусок ткани, кисточка для клея.

Краткий ход занятия:

1. Приветствие детей, включение их внимания в тему занятия.

2. Беседа о том, как можно помочь белочке и всем жителям леса сделать композицию в технике коллаж.

3. Подготовительная работа к выполнению задания -

4. показ и рассматривание образцов аппликаций - коллаж.

5. рассмотреть образец и фон, объяснить детям последовательность выполнения набрызга, обозначить части грибка (шляпка и ножка).

6. подобрать листочки для шляпки и ножки грибка.

обратить внимание на листики, какие породы деревьев подходят больше для композиции; (разрезать листок для шляпки пополам, чтобы грибок стал более красивым (демонстрирую прием разрезания листика); выкладываем подготовленные фрагменты задуманной композиции на фоне).

• Предлагаю детям ответить, почему листочек нужно разрезать очень осторожно.

• Самостоятельное творческое выполнение коллажа - прошу детей помочь белочке пополнить ее запасы, наклеив грибы из сухих листиков.

• Наклеиваем детали поочередно, так как они были разложены.

• Методическое пояснение: обратить внимание как правильно дети раскладывают фрагменты задуманной композиции на листе бумаги и последовательное их наклеивание

• Отметить наиболее удавшиеся работы, обратить внимание на то, какие разные получились коллажи, отметить аккуратность выполнения композиций.

• Похвалить детей от имени белочки за грибы, которые они помогли ей собрать для нее и жителей леса.

• Обратить внимание на правильный подбор листьев по форме и цвету, аккуратное разрезание и наклеивание листочков.

Публикации по теме:

Новые конкурсы Мастерская детства объявляет целых два новых конкурса: фотоконкурс и конкурс поделок из природных материалов! Участвуйте и получайте призы.

Музей в ДОУ. Знакомство детей с бытом, традициями наших далеких предков. Музей ДОУ организован для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Данный цикл занятий направлен на знакомство детей с бытом,традициями.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Цикл занятий по аппликации из природных материалов с детьми старшего дошкольного возраста «Творческая лесная мастерская»
Опубликовано: 18 октября 2013 в 17:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проектная деятельность в средней группе «Я и моя семья».
Тема: «Я и моя семья» Продолжительность проекта: 07. 11 – 10. 11. 2017 г. Возраст детей: 4- 5 лет Участники проекта: воспитанники средней группы,...
Утренняя гимнастика вместе с родителями. Профилактика плоскостопия
В итогам реализации проекта по здоровьесбережению «Дорожкой здоровья» в первой младшей группе «Капельки» прошло мероприятие ( утренняя гимнастика) с участием...
Фотоотчет в старшей группе «Здравствуй, Дедушка Мороз»
Всем коллегам и просто вольным пользователям нашего прекрасного и познавательного образовательного портала МААМ добр го вечера! Хочется поделится и...
Лэпбук «Город Асбест на Урале».
Доброго выходного дня, уважаемые маамовцы! Представляю Вашему вниманию мой новый лэпбук "Город Асбест на Урале" Город Асбест- это жемчужина среднего...
Лэпбук по экологии
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию первый мой лэпбук. Лэпбук, как известно - это картонная папка, в которой собран...