Папки-передвижки

Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни

Антонида Воронина
Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни

Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость широкого использования продуктивных видов деятельности (изобразительной и конструктивной) в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Публикация «Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни» размещена в разделах

Исследователь Б. Г. Мещеряков определил понятие детской продуктивной деятельности как «процесс получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков».

Изобразительная деятельность включает в себя такие виды деятельности, как рисование, лепка и аппликация.

Аппликация является одним из любимых детьми видов продуктивной деятельности. Аппликация – простой и эффективный способов работы с бумагой. Эта техника, основанная на вырезывании деталей, наложении их на фон и закреплении, очень подходит для занятий с детьми среднего дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер.

Научить ребенка осознанно использовать элементарные основы выполнения аппликации, пользоваться ими как средством, позволяющим с наибольшей полнотой выражать свое представление об окружающей действительности, передавать характер образа, выражать к нему свое отношение – одна из важнейших задач продуктивной деятельности.

Теория и практика дошкольного образования накопила большой опыт по использованию аппликации в целях развития у детей чувства красоты, совершенствования знаний о форме, окраске, пространственном расположении предметов на плоскости бумаги, развитии у них ручных умений и художественного вкуса. Глубокое теоретическое обоснование значения аппликации во всестороннем развитии детей дошкольного возраста, разработка последовательности обучения аппликации в разных возрастных группах были даны Н. П. Сакулиной, И. Л. Гусаровой, Г. Н. Пантелеевым, З. А. Богатеевой, Е. С. Рогалевой, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др. Указанные авторы практически показали пути применения разных методов и приемов овладения техникой аппликации на конкретном содержательном материале.

Любая изобразительная деятельность дарит детям радость познания и творчества. Испытав эти чувства однажды, ребенок будет стремиться в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Но для этого необходимо создать определенные условия: прежде всего, обеспечить эмоционально-образное восприятие действительности, сформировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение.

К. Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью». Ребенка важно включать в разнообразные виды деятельности и позволять проявиться всем его задаткам и склонностям. Поэтому очень важно в процессе воспитания создавать такие условия, чтобы ребенок мог самореализоваться.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве, чтобы развить у каждого воспитанника необходимые художественные умения.

Художественные умения включают в себя не только знание различных цветов и их оттенков, геометрических форм для передачи пропорций, разнообразных техник, умения составлять композиции, но и технические навыки владения инструментами.

Умение – это элемент деятельности, позволяющий что-либо делать с высоким качеством, точно и правильно выполнять действие. Умения включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники соответствует прямой, непосредственный результат работы специальным материалом и инструментом, умение использовать художественные возможности этого материала.

На актуальность исследования указывает тот факт, что у детей дошкольного возраста существуют трудности в создании образа, передаче пропорций, свойств и качеств предметов и явлений. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, их выразительных возможностей – все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, что, в свою очередь, приводит к потере интереса к изобразительной деятельности.

Такое положение происходит от того, что современные дети вольно и невольно оказываются в окружении большого количества технических средств, работой с которыми они с легкостью овладевают. Поэтому такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация начинают меньше привлекать детей. Связано это с тем, что в игре с гаджетами ребенок, управляя различными функциями, получает результат, не совершая конкретных продуктивных действий. Такая привычка создавать продукт благодаря техническим средствам, а не собственному практическому опыту, приводит к появлению множества стереотипов, которые сказываются на качестве детских работ и их выразительности. Поэтому овладение графической стороной изображения является важным условием, обеспечивающим решение изобразительной задачи.

Актуальность и практическая значимость данного исследования на сегодняшний день подтверждается еще и тем, что занятия по аппликации в средней группе проводятся один раз в две недели, что, наш взгляд, крайне недостаточно, так как не способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по аппликации.

Цель исследования – теоретическое обоснование и практическая проверка возможности использования традиционных техник аппликации для развития художественных умений у детей 5-го года жизни.

Объект исследования – процесс развития изобразительной деятельности детей 5-го года жизни.

Предмет исследования – влияние традиционных техник аппликации на развитие художественных умений у детей 5-го года жизни.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие художественных умений у детей 5-го года жизни будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий:

- обогащение эстетического и познавательного опыта детей в процессе приобщения к искусству аппликации;

- последовательное и систематическое ознакомление детей с художественными техниками;

- реализация цикла дополнительных занятий по обучению традиционным техникам аппликации.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.

2. Определить уровни развития художественных умений детей средней группы.

3. Спланировать цикл дополнительных занятий по аппликации, апробировать его на практике и оценить эффективность.

4. Разработать материалы в помощь родителям.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование родителей, количественная и качественная обработка результатов.

Основные понятия: продуктивная деятельность, изобразительная деятельность, художественные умения, изобразительные умения, технические навыки, аппликация, техника.

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Консультация на тему «Обрывная аппликация как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее.

Мастер-класс. Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс. Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста МБДОУ ДС №479 г. Челябинска Воспитатель.

Мультипликационная анимация как средство развития коммуникативных умений у школьников с интеллектуальными нарушениями Цель: передача личного профессионального опыта и ознакомление педагогов с методами и приемами обучения детей анимации. Задачи: стимулировать.

Объёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольниковОбъёмная аппликация как средство развития творческих способностей дошкольников «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Педагогический опыт «Развитие речевых и коммуникативных умений детей третьего года жизни» Во второй группе раннего возраста «Алёнушка» ведётся работа по развитию речевых и коммуникативных умений детей в непосредственно образовательной.

Пластилинография как средство развития изобразительных умений у детей дошкольного возраста Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать,.

Презентация «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД 1 работа на тему «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста» СЛАЙД.

Родительское собрание в младшей группе «Особенности развития ребенка 4-го года жизни. Игра как естественный способ развития» Собрание в младшей группе (3 года) Тема: «Особенности развития ребенка 4-го года жизни. Игра, как естественный способ развития ребенка».

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аппликация как средство развития художественных умений у детей 5-го года жизни
Опубликовано: 17 октября 2018 в 14:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД