МААМ-картинки

Презентация «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Коновалова
Презентация «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»

СЛАЙД 1 работа на тему «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»

СЛАЙД 2

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому вопрос формирования коммуникативных умений дошкольников актуален в настоящее время. Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство. Первый опыт коммуникативных взаимоотношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности и обеспечивается успешная социализация.

Публикация «Презентация „Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В целевых ориентирах Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отмечено, что на этапе завершения дошкольного детства у ребенка должны быть сформированы такие качества, как владение устной речью, умение выражать свои мысли, чувства, построения речевого высказывания в ситуации общения, следование социальным нормам поведения в разных видах деятельности. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определяет необходимость развития коммуникативных умений с дошкольного возраста.

Дети старшего дошкольного возраста готовы к общению, но не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между детьми в группе.

Важная задача воспитания – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки, в том числе и коммуникативные. Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Такой вид детской деятельности, как театрализованная игра, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно-речевой активности у детей старшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных умений.

Актуальность темы определяется следующим:

Использование коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании позволяет на практике повысить темп развития речи в целом за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

СЛАЙД 3 В начале исследования определили параметры научного исследования (обратите внимание на слайды).

Цель исследования: доказать эффективность театрализованных игр в формировании коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

СЛАЙД 4 Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте;

2) на основе анализа современных образовательных программ определить содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;

3) рассмотреть роль театрализованных игр в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников;

4) изучить уровень сформированности коммуникативных умений у детей шестого года жизни;

5) провести опытную работу по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников средством театрализованных игр и определить её результативность.

СЛАЙД 5 Гипотеза исследования: предполагается, что процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх будет эффективным при условии:

-систематической организации театрализованных игр в ходе совместной деятельности

-создании педагогически целесообразной предметно-развивающей среды для эффективной самостоятельной творческой театрализованной игровой деятельности детей.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочной литературы; составление библиографического списка; педагогический эксперимент; беседа; наблюдение; методы математической обработки результатов.

В своей работе мы рассмотрели психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте, роль театрализованных игр в формировании коммуникативных умений у старших дошкольников, определили содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию коммуникативных умений посредством театрализованных игр.

СЛАЙД 6 Исследовательская работа проводилась на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад №6 города Шебекино Белгородской области».

Наше исследование состояло из следующих этапов:

Констатирующий этап – изучение особенностей формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр. Формирующий этап – проектирование работы по формированию коммуникативных умений посредством театрализованных игр в старшей группе и её реализация.

Прогностический – разработка методических рекомендаций.

Для исследования особенностей формирования коммуникативных умений в театрализованных играх у детей шестого года жизни нами были использованы следующие диагностические методики: 1) наблюдение за общением детей в театрализованной игре «Теремок» (научно- методическое пособие «Мониторинг в детском саду», 2) беседа по картинкам Р. Р. Калининой, 3) «Изучение уровня речевой коммуникации» М. А. Поваляевой - наблюдение за свободным общением.

СЛАЙД 7 Обобщая результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента, делаем вывод о том, что к низкому уровню относятся два ребенка, что составляет –20 %, к среднему уровню семь детей, что составляет –70 %;к высокому уровню – один ребенок, что составляет 10 %.

Таким образом, проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что у детей в недостаточной мере развиты коммуникативные умения, некоторые из них малоактивны и малоразговорчивы в общении с детьми и педагогом, невнимателены, редко пользуется формами речевого этикета, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, не умеют вести диалог и договориться со сверстниками.

В общении друг с другом дети часто проявляют агрессивность, ссорятся, не могут договориться об игре, часть детей не понимает эмоционального состояния сверстника, не обращает внимания на чувства других. Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно.

Результаты обследования позволяют сделать выводы о направлениях опытной работы с дошкольниками по : созданию предметно-развивающей среды, театрализованных игр с детьми и работы с родителями.

После проведения констатирующего этапа мы приступили к проектированию работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр;

СЛАЙД 8. Формирующий этап эксперимента

Первый блок проекта предполагал обогащение предметно-развивающей среды.

Исходя из этого, нами были подобраны оборудование, материалы, костюмы, игровые наборы для организации театрализованных игр. Так же мы обогатили игровые зоны атрибутами и игрушками, сделанными своими руками и с помощью родителей, что способствовало активизации игровой деятельности детей.

Реализацию второго блока проекта мы начали с проведения театрализованных игр, в которые входили настольные игры, игры-драматизации, кукольный театр. При организации театрализованных игр перед воспитателями стоят задачи:

• продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия; вызывать желание попробовать себя в разных ролях;

• усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем;

• создавать атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры;

• учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности;

• учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками;

• поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли; воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления : игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей.

Организация театрализованной игры требовала мастерства и педагогического такта. Воспитатель направлял игру, не нарушая ее, сохранял самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Были использованы косвенные и прямые приемы.

Для реализации работы по проблеме исследования мы разработали конспекты театрализованных игр.

Это - игры-драматизации : «Заюшкина избушка», «Грибок - теремок», «Красная Шапочка», «Три поросенка», в кукольном театре : «Кот, петух и лиса», «Заяц - хваста», «Снегурушка», «Лиса и кувшин», по сказке «Пых», настольный театр : по сказкам «Рукавичка», «Жихарка», «Три поросенка», «Теремок».

Следует отметить, что во все виды театрализованных игр дети включались с интересом, предлагали новые идеи и были активы на протяжении всей игры. Дети с удовольствием примеряли на себя роли, им было интересно перевоплощаться в разные образы, а главное почувствовать себя артистом. В этих играх мы учили детей не только примерять на себя игровую роль, но и выполнять поручения и обязанности, вести ролевой диалог. Предлагаемые игры учили детей закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, развивали творческие способности и коммуникативные умения.

Театрализованные игры помогли развить в детях артистические навыки, творчество и инициативность. Дети научились работать вместе, сообща. Выбранные нами театрализованные игры в комплексе научили детей взаимодействовать с разными видами театра. Была проведена большая предварительная работы по организации спектаклей, которая способствовала закреплению доброжелательных взаимоотношений между детьми. Дети помогали друг другу в создании афиши, рисовании декорации, дети совместно делали атрибуты. Они с большим удовольствием переодевались в героев спектакля, входили в роли кассира, билетёра, буфетчицы.

Во всех предложенных театрализованных играх мы развивали интерес детей. Театрализованная игра является всегда совместной деятельностью. Это является важной её особенностью, способствующей развитию коммуникативных умений у детей, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом. Также в процессе игр создавали атмосферу творчества и доверия, предоставляя каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Последний блок «Работа с родителями» включал в себя разные формы взаимодействия с семьями воспитанников: консультации, мастер- класс, памятки, информационные буклеты.

В приложении представлены консультация и информационный буклет для родителей, целью которых являлось повышение компетенции родителей по вопросам, касающихся важности и необходимости использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте.

СЛАЙД 9 Прогностический этап

Далее нами были разработаны методические рекомендации по формированию у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных умений в театрализованных играх.

Работу по формированию коммуникативных умений в театрализованной игре в старшей группе необходимо строить по следующим принципам:

• творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

• учёт индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

• управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

комфортность пребывания ребёнка в коллективе сверстников

В предложенных методических рекомендациях выделены основные методы работы с дошкольниками по данному направлению:

1. Словесные методы: метод творческой беседы (предлагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); рассказ.

2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

3. Метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности).

4. Практические методы: посещение театральных спектаклей с последующим анализом; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, изображение героев, просмотр на видеозаписи своих спектаклей и последующее обсуждение; подбор произведений для театрализации с усложнением согласно возрастным особенностям, участие в игре, придумывание сказок.

Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются : содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованной деятельности в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

СЛАЙД 10 Практическое применение:

Проект по формированию коммуникативных умений посредством театрализованных игр;

Серия конспектов театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста;

Методические рекомендации по формированию коммуникативных умений посредством театрализованных игр ;

Консультации, памятки для родителей.

Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при условии систематической организации театрализованных игр в ходе совместной деятельности и создании педагогически целесообразной предметно-развивающей среды для эффективной самостоятельной творческой театрализованной игровой деятельности детей, что полностью подтверждает положения выдвинутой вначале исследования гипотезы.

СЛАЙД 11 Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Домино как средство формирования числовых представлений у детей старшего дошкольного возраста Эффективность применение игры «Домино» обусловлена тем, что ее использование базируются на принципе развивающего обучения, а также деятельностного.

Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний Аннотация: В статье рассматривается проблема.

Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Музейная педагогика как средство формирования представлений о культуре родного края у детей старшего дошкольного возраста».

Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации Педагогическая технология развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации. Кириллова.

Презентация «Лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» презентация на тему :"Лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста".Сообщение на тему: «Лэпбук как средство речевого.

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Сообщение с презентацией на тему: «Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста».

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Театрализованные игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Кириллова А. О., воспитатель;.

Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Театрализованные игры как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста Творчество – постоянный спутник детского развития. Творческая деятельность ребёнка является первым основоплагающим этапом усвоения социокультурного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Театрализованные игры как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 июня 2018 в 15:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД