Лучший педагог года

Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения

Елена Ящук
Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка

– это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Мы правильно произносим различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Публикация «Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения» размещена в разделах

Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Что же такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?

Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата, они возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.

Ребенок сначала должен научиться правильно произносить изолированный звук, только за тем начинается этап автоматизации звука, т. е. закрепление его в слогах, словах и в предложениях. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет :

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

-улучшить подвижность артикуляционных органов;

-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

-уменьшить напряженность артикуляционных органов;

-подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

Правила проведения артикуляционной гимнастики :

1. Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, чтобы ребенок не только чувствовал свой язычок, а чтобы смотрел и наблюдал за ним.

2. Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут.

3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

4. Статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы в одном положении выполняются по 10-15 секунд («Блинчик», «Чашечка»).

5. Во время выполнения ребенком упражнения, взрослый ведет контроль.

Помните, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Не укоряйте ребенка, а хвалите.

Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.

Упражнения для язычка:

Лопаточка

Открыть рот. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Накажем непослушный язык

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить : пя-пя-пя… Затем остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Чашечка

Положить широкий плоский язычок на нижнюю губу, затем поднять кончик языка и боковые края вверх в виде чашечки и удерживаем до 4-5 секунд.

Маляр

Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка гладим нёбо от зубов по направлению к горлышку. Обязательно смотрим, чтобы язычок становился широким.

Качели

Открыть рот, как при произношении звука А. Язычком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

Вкусное варенье

Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу, как-будто слизываем вкуснятину.

Вкусная конфета

Губы сомкнуты. Напряженным язычком упираться то в одну щёку, то в другую.

Часики

Улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Почистим зубки

Улыбнуться, открыть ротик. Кончиком языка водить с внутренней стороны зубов в одну сторону и в другую.

Лошадка

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать (поцокать) кончиком язычка (как лошадка цокает копытцами). Цокать нужно медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть остается неподвижной, работает только язык.

Грибок

Улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики с детьми 4–7 летАртикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики с детьми 4–7 лет Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Ежедневное выполнение.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения
Опубликовано: 4 марта 2024 в 20:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД