Аспекты эстетического воспитания дошкольника

Марина Леонтьева
Аспекты эстетического воспитания дошкольника

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическое воспитание – необходимое условие развития человека высокой культуры. Оно формирует интегральный способ общения личности ребенка с миром, в рамках которой он учится гармонизировать продукты своей деятельности, личностные прояв-ления, взаимодействие с другими людьми в разных формах поведения, получая опыт на всех уровнях природно-культурной организации.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этот период у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, формируется личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности. Эстетическое воспитание призвано активизировать деятельность самого дошкольника, поскольку важно научить его не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям.

Дошкольный возраст - это период начальной социализации ребёнка, а также активного познания окружающего мира. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей, любознательность, коммуникативные навыки, усваиваются нормы и стереотипы социального поведения. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в межличностном общении они постоянно сталкиваются не только с бытовыми и социальными, но и с художественными и эстетическими явлениями, способными оказать сильнейшее влияние на их личностное развитие. Красота слова, образа, действия не только обогащает опыт ребенка, стимулирует трудовую активность, побуждает к творчеству, но и способна доставить ему истинное наслаждение, удовольствие, обогатить духовно. Это возможно только при условии целенаправленной и компетентно организованной работы педагога с дошкольником, в рамках которой выделен и методологически проработан данный аспект.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у ребенка эстетического отношения к действительности. Современные специалисты - психологи и педагоги ведут активный поиск новых стратегий и методических инструментов к решению проблемы становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольника художественного вкуса, осознание им чувства прекрасного, формирования творческих умений и, конечно, культуры поведения и речи.

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, в рамках которых выделяются те, что направлены на формирование эстетического отношения к окружающему миру, и те, что способствуют формированию эстетических умений в области разных искусств. Первая группа задач связана с необходимостью развивать у ребенка умение видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное. Реализация этих аспектов невозможна без работы по воспитанию художественного вкуса ребенка, формирования у него потребности и осознанной мотивации познания мира красоты. Вторая группа задач направлена на обучение детей конкретным навыкам - рисованию, лепке, конструированию, пению, движению под музыку. Важная задача эстетического воспитания дошкольника – формирование его культуры речи, а также развитие словесного творчества.

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы следующие условия:

• окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);

• насыщенность быта произведениями искусства;

• самостоятельная активная деятельность;

• словесное творчество;

• индивидуальный подход к ребёнку.

Общим педагогическим условием эстетического развития детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития эстетических и творческих способностей. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого, метод поисковых ситуаций, творческие задания.

При выборе наиболее эффективного методического инструментария важно учитывать общий принцип отбора - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать эстетический продукт собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать, участвовать в художественной деятельности разных видов. Формы организации эстетического могут быть различными. Они могут осуществляться на практических групповых занятиях, в самостоятельной и индивидуальной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсий, на прогулке и т. д.

Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства. Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

Воспитание, которое профессионально осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т. д. Для художественно-эстетического воспитания дошкольника большое значение имеет сенсорная культура. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать, чувствовать, оценивать произведения искусства, получать эстетическое удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, прокладывая путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения.

Воспитательная работа в рамках словесного творчества дошкольника имеет своей целью развитие коммуникативных качеств речи и языкового сознания ребенка посредством формирования выразительности, ясности, логичности, точности, правильности, чистоты и богатства языка. Формирование коммуникативной культуры в рамках эстетического воспитания дошкольника следует рассматривать через совокупность культурообразующих компонентов:

• эмоциональная культура или культура чувств, представляющая собой адекватное реагирование на окружающую действительность;

• культура мышления;

• культура речи.

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе с детьми народного искусства. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть матери-альной культуры.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине, функциям. Уже с двух - трехлетнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятности одежды. Таким образом, утверждая их в понимании того, что красота – это дело рук человека.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов ребенка, с первых его слов, поступков, и социальная среда оказывает на этот процесс самое сильное и непосредственное влияние. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это фиксируется в его картине мира на сознательном и бессознательном уровнях. За формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка несет ответственность его ближайшее окружение, прежде всего, родители и семья. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Основы фундамента эстетической культуры ребенка закладываются именно в семье, в самые ранние этапы его личностного становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. В связи с этим следует отметить важность не только педагогической компетентности педагога, работающего с дошкольником, но и педагогической грамотности родителей, их нравственный и моральный уровень, характер эстетических запросов, культурный климат в семье.

Литература

1. Варрки H.A., Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития дошкольников. - СПб. Речь:. 2002.

2. Лихачёв Б. Т. Методологические основы педагогики. – Самара: Бахрат, 1998.

3. Николаева Е. И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь, 2006.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Педагогический проект по оформлению участков «Красота — это то, что создаёт Человек» МАДОУ № 14 Детский сад «Алёнушка» Автор: воспитатель Ляшенко Татьяна Викторовна. Тема: «Красота-это то, что создаёт Человек» Проект (краткосрочный).

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Аспекты эстетического воспитания дошкольника
Опубликовано: 27 октября 2013 в 22:08
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...