МААМ-картинки

Детская исследовательская деятельность «Астрономия для дошкольников»

Наталья Кравченко
Детская исследовательская деятельность «Астрономия для дошкольников»

Сообщение

«Детская исследовательская деятельность дошкольников по теме «Астрономия для дошкольников»

Исследовательская деятельность ребёнка (по мнению А. И. Савенкова) - это «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

Публикация «Детская исследовательская деятельность „Астрономия для дошкольников“» размещена в разделах

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны.

В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, в виде ориентировочных действий опробования возможностей разных новых материалов.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Учебное исследование дошкольника, так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает следующие элементы:

• выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);

• выработку гипотез; (что знают? как думают);

• поиск и предложение возможных вариантов решения; (использую карточки с методами исследования); • сбор материала;

• анализ и обобщение полученных данных;

• подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад,

макет и др.).

Хочу рассказать, как я организовала исследовательскую деятельность на тему «Загадочные звездочки». Создала в группе развивающую среду. Приготовила полочку умных игр, где выставила энциклопедии, художественную литературу о космосе.

Затем я вывесила иллюстрации с изображением звездного неба и обратила на них внимание детей. Спросила: «Ребята, что это? Что знаете вы о звездах?».

Дети начали давать ответы, иногда даже нелепые, а я стала их записывать: звезды – это раскаленные камни, газы, маленькие блестки, сияющие камни, маленькие огненные шары, пыль).

Что хотите узнать о звездах? (что такое – звезды, как называется мир звезд, какого размера звезды? сколько их? почему их не видно днем). Спросила у детей, как мы это сделаем? Надо собрать всю доступную информацию о звездах.

Я приготовила карточки с символическим изображением «методов исследования». Прикрепила на ватман карточку с изображением звездного неба.

Как вы думаете, с чего нужно начать свое исследование? Приходим с детьми к выводу, что сначала надо подумать. Следующий вопрос – «Где еще мы можем узнать что-то о звездах?» Отвечая на этот вопрос, мы вместе с детьми выстраиваем линию из карточек: 1) «подумать», 2) «посмотреть в книгах», 3) «спросить у другого человека», 4) «понаблюдать», 5) «провести эксперимент».

Сбор материала. Теперь, когда мы с детьми определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные карточки – это и есть план исследования.

«Подумать». Подумав, приходим к выводу, что звезды – огненные шары.

«Узнать из книг». После чтения энциклопедий, книг о звездах и планетах дети узнали, что безграничный и необъятный мир неба называется Космосом или Вселенной. Он наполнен бесчисленным множеством звёзд, планет, и других космических тел. Звёзды, планеты во Вселенной двигаются только по своему пути и не сталкиваются. А слово «космос» обозначает порядок. В старину люди думали, что звёзды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но сейчас ученые знают, что звезды – это огненные шары, состоящие из газа и пыли. Звезда – это огромный шар, состоящий из газов. В отличие от планет и спутников, звёзды излучают свой собственный свет. Во Вселенной миллионы звёзд, самая близкая к нашей планете – Солнце.

Звёзды – это небесные тела, которые, как наше Солнце, светятся изнутри. Одни светятся сильнее, другие – слабо; некоторые кажутся красными, другие – синими. Звёзды – это огромные газовые шары, состоящие из водорода.

Спросить у другого человека». Дети узнали, что звёзд на небе много. Узнали, почему звезд не видно днем.

Для того чтобы убедиться, что звезд на небе много, мы с детьми провели опыт «Звезд на небе много».

Взяли 2 ёмкости с крупой, в одной десять крупинок, а в другой много, как звёзд во Вселенной. Рассыпали крупу из первого стакана и посчитали крупинки. Потом мы высыпали крупу из второго стакана на поднос и представили, что это звезды на небе. Их оказалось очень много! Мы не смогли их посчитать.

Провела с детьми эксперимент «Дневные звезды»

Пробила дыроколом в картоне несколько отверстий. Находясь в хорошо освещенной комнате, взять в одну руку картон, а в другую – фонарик. Включить фонарик с 5 см посветить им на обращенную к нам сторону картона, а потом на другую сторону.

В освещенной комнате свет проходит через дырочки независимо от того, где находится зажженный фонарик, но видно их становится только тогда, когда дырка, благодаря проходящему через нее свету, начинает выделяться на более темном фоне. Со звездами происходит то же самое. Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Вывод: звезды светят постоянно.

Дети узнали, что все звёзды объединены в группы. Каждая группа называется «созвездием». Им дали определё нные названия: Козерог, Водолей, Рыба, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец. Названия придуманы в зависимости от того, какие силуэты люди увидели в созвездиях. Кроме того, люди придумали множество легенд о том, как образовалось то или иное созвездие.

Древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды линиями и представляли себе различных животных, предметы, людей, мифологических героев. Они объединили их в группы и назвали созвездиями, чтобы разобраться в них. Созвездиям люди дали имена животных, богов и героев, потому что узор из звёзд напоминал им силуэты животных, птиц и людей.

Предложила детям нарисовать свое созвездие, под которым они родились. Так мы решили сделать альбом «Мое созвездие».

«Наблюдение и эксперимент».

Провела с детьми опыт «Звездные часы».

Оборудование: зонтик темного цвета, белок мелок.

Мелом нужно нарисовать созвездие Большой Медведицы на одном из сегментов внутренней части зонтика. Поднять зонтик над головой. Медленно вращать зонт против часовой стрелки.

Центр зонтика останется на одном месте, в то время, как звезды движутся вокруг.

ПОЧЕМУ? Звезды в созвездии Большой Медведицы соврешают кажущееся движение вокруг одной центральной звезды – Полярной – как стрелки на часах. На один оборот уходят одни сутки – 24 часа. Мы видим вращение звездного неба, но это нам только кажется, поскольку на самом деле вращается наша Земля, а не звезды вокруг нее. Один оборот вокруг своей оси она совершает за 24 часа. Ось вращения Земли направлена к Полярной звезде и поэтому нам кажется, что звезды вращаются вокруг нее.

Вывод: звезды совершают круговое движение по ночному небу.

Мы с детьми узнали, что такое «звезда», как называются их скопления, когда они светят и почему иногда падают.

«Обобщение материалов». Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Вместе с детьми продумали, что можем рассказать по результатам проведенного исследования.

«Сообщение». Как только информация обобщена, я попросила детей сделать сообщение – «Рассказ о звездах».

Публикации по теме:

Детская исследовательская работа «Необычные цветы легко и просто»Детская исследовательская работа «Необычные цветы легко и просто» Муниципальный этап XIII Российского конкурса Исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я - исследователь» Исследовательский.

Консультация «Проектно-исследовательская деятельность дошкольников» «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе,.

Детская исследовательская работа «Почему почва чёрная?» Паспорт исследования: Укажите, какой проблеме посвящена Ваша исследовательская работа? Мы хотели узнать, почему растения растут только на.

Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь»Сценарий детской научно-исследовательской конференции «Я — исследователь» Цель: пропаганда научных знаний и развитие у старших дошкольников интереса к научной деятельности. Развивать мотивацию каждого ребёнка к.

Исследовательская деятельность старших дошкольников в проектной технологии «О чем поспорили кока-кола и вода?» Проект: «О чем поспорили кока-кола и вода?» Аннотация Данный проект на практике помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста.

Детская исследовательская работа «Секреты шоколада» Исследовательская работа "Секреты шоколада" Мурзаева Наталья Александровна 1 слайд. - Здравствуйте, меня зовут Стрельникова Ксения, я воспитанница.

Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Консультация для родителей «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,.

Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий —.

Проект «Занимательная астрономия» для дошкольников Проект “Занимательная астрономия”Введение Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста наиболее трудоёмкая.

Консультация «Детская музыкальная деятельность — как самоценный вид деятельности дошкольников» Красноярский край, Канский район, село Филимоново, МБДОУ «Филимоновский детский сад» Статья «Детская музыкальная деятельность –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская исследовательская деятельность «Астрономия для дошкольников»
Опубликовано: 10 мая 2019 в 20:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД