Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани через обучение вышивке» (часть 1)

Лидия Цыбуля
Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани через обучение вышивке» (часть 1)

часть 2

часть 3

1. Пояснительная записка.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Народное искусство оказывает огромное воздействие на ребенка, оно пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие предстают перед детьми живо и непосредственно в вышитых произведениях народных мастериц. Многие дети глядя на прекрасные работы, хотят научиться вышивать. Овладеть основами этого вида искусства не трудно, необходимо знать основные правила и приемы, а все остальное зависит от желания.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями народов Кубани.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, знакомит детей с культурой народов, живущих на Кубани. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику, гибкость пальцев рук, расширяет кругозор, фантазию.

Тема работы выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства кубанских мастериц, но и современные виды этого рукоделия.

Вышивание воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

Программа с углубленным изучением народного творчества, апробирована в течение двух лет.

Новизна. Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду, но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Программ работы кружка по данному виду не нашла.

Многолетний опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу кружка вышивания «Волшебная ниточка» для детей 5-7 лет.

Цель программы.

Развитие эстетического вкуса, любви к декоративно-прикладному искусству Кубани через знакомство с народной вышивкой, ее богатством и разнообразием орнаментов, с художественными традициями нашей страны.

Задачи:

- воспитывать художественный вкус;

- навыки работы в коллективе;

- формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;

интерес к ручному труду.

- развивать творческую активность;

- развивать мелкую моторику, гибкость и ловкость пальцев рук;

- развитие усидчивость, трудолюбие.

- познакомить детей с материалом: с различными тканями, нитками для вышивания;

- освоить работу с тканью и иглой;

- сформировать у детей умения использовать в качестве образца рисунок, чертеж, схему

Режим работы

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся подгруппой по 5-8 человек, один раз в неделю. Продолжительность 25 – 30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации программы: 2 года.

1-й год - с детьми 5-6 лет. 36 занятий в год.

2-й год - с детьми 6 -7 лет. 36 занятий в год.

Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их желания, состояния здоровья, уровня овладения навыков вышивания. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места где закончил.

В начале занятия необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия обязательна физкультминутка для расслабления мышц и снятия напряжения. Комплексы подбираются самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна (приложение 2).

Формы проведения занятий различны. Теоретические – рассказ (об истории, традициях кубанской вышивки, предметах для вышивания, рабочем месте, беседы с детьми (домашнее увлечение рукоделием, где встречаются вышитые вещи: рушники, настольники, салфетки, рубашки, рассматривание (иллюстрации в книгах, образцы национальной вышитой одежды, альбомы с образцами детских вышивок, рассказы детей, наблюдения, посещение музея, показ педагога способов действия. Практические занятия - обсуждение и выбор рисунка для вышивки, совет (длина нити, чтобы не запуталась, рекомендации по безопасности работы с иглой, по темпу работы (не торопясь, вышивание, подготовка и проведение выставки вышитых работ взрослых и детских, конкурс рисунков для вышивки.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к русской народной культуреПриобщение дошкольников к русской народной культуре Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно.

Вернисаж дымковской игрушкиВернисаж дымковской игрушки В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщение детей к истокам народной культуры. В марте был реализован проект «Знакомство.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани через обучение вышивке» (часть 1)
Опубликовано: 23 января 2014 в 21:14
+23
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Методическая разработка литературного досуга по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию методическую...
Сценарий музыкально-спортивного праздника «Дело каждого мужчины — Родину свою защищать!»
МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК "ДЕЛО КАЖДОГО МУЖЧИНЫ — РОДИНУ СВОЮ ЗАЩИЩАТЬ" ( для детей младшего дошкольного возраста) Цель: Формировать чувство...
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина.
Дидактические игры по сказкам А. С. Пушкина. «Сказки Пушкина в сердце живут, Свет и радость всем детям несут! Вновь помогут и мне, и тебе Оказаться...
Использование игровых технологий в НОД
Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря ей ребёнок...
Фотоотчет проведения мини-спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской.
Фотоотчет проведения мини – спектакля «Вежливое слово» по произведению Эммы Мошковской. Произведения Эммы Мошковской не так исключительно знакомы всем,...