Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани через обучение вышивке» (часть 1)

Лидия Цыбуля
Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани через обучение вышивке» (часть 1)

часть 2

часть 3

1. Пояснительная записка.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных. Народное искусство оказывает огромное воздействие на ребенка, оно пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие предстают перед детьми живо и непосредственно в вышитых произведениях народных мастериц. Многие дети глядя на прекрасные работы, хотят научиться вышивать. Овладеть основами этого вида искусства не трудно, необходимо знать основные правила и приемы, а все остальное зависит от желания.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями народов Кубани.

Досуговая деятельность способствует приобщению старших дошкольников к труду, знакомит детей с культурой народов, живущих на Кубани. Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику, гибкость пальцев рук, расширяет кругозор, фантазию.

Тема работы выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства кубанских мастериц, но и современные виды этого рукоделия.

Вышивание воспитывает целый ряд ценных качеств личности: трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, инициативность, умение работать в коллективе.

Программа с углубленным изучением народного творчества, апробирована в течение двух лет.

Новизна. Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей дошкольного возраста вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду, но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Программ работы кружка по данному виду не нашла.

Многолетний опыт работы с детьми позволил систематизировать и обобщить «наработанный» материал в программу кружка вышивания «Волшебная ниточка» для детей 5-7 лет.

Цель программы.

Развитие эстетического вкуса, любви к декоративно-прикладному искусству Кубани через знакомство с народной вышивкой, ее богатством и разнообразием орнаментов, с художественными традициями нашей страны.

Задачи:

- воспитывать художественный вкус;

- навыки работы в коллективе;

- формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;

интерес к ручному труду.

- развивать творческую активность;

- развивать мелкую моторику, гибкость и ловкость пальцев рук;

- развитие усидчивость, трудолюбие.

- познакомить детей с материалом: с различными тканями, нитками для вышивания;

- освоить работу с тканью и иглой;

- сформировать у детей умения использовать в качестве образца рисунок, чертеж, схему

Режим работы

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Занятия проводятся подгруппой по 5-8 человек, один раз в неделю. Продолжительность 25 – 30 минут (в зависимости от возраста детей).

Срок реализации программы: 2 года.

1-й год - с детьми 5-6 лет. 36 занятий в год.

2-й год - с детьми 6 -7 лет. 36 занятий в год.

Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их желания, состояния здоровья, уровня овладения навыков вышивания. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места где закончил.

В начале занятия необходимо проводить пальчиковую гимнастику, в ходе занятия обязательна физкультминутка для расслабления мышц и снятия напряжения. Комплексы подбираются самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна (приложение 2).

Формы проведения занятий различны. Теоретические – рассказ (об истории, традициях кубанской вышивки, предметах для вышивания, рабочем месте, беседы с детьми (домашнее увлечение рукоделием, где встречаются вышитые вещи: рушники, настольники, салфетки, рубашки, рассматривание (иллюстрации в книгах, образцы национальной вышитой одежды, альбомы с образцами детских вышивок, рассказы детей, наблюдения, посещение музея, показ педагога способов действия. Практические занятия - обсуждение и выбор рисунка для вышивки, совет (длина нити, чтобы не запуталась, рекомендации по безопасности работы с иглой, по темпу работы (не торопясь, вышивание, подготовка и проведение выставки вышитых работ взрослых и детских, конкурс рисунков для вышивки.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к русской народной культуреПриобщение дошкольников к русской народной культуре Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно.

Вернисаж дымковской игрушкиВернисаж дымковской игрушки В нашем детском саду большое внимание уделяется приобщение детей к истокам народной культуры. В марте был реализован проект «Знакомство.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Буквы, алфавит
  • Прописи
Автор публикации:
Авторская программа «Приобщение детей к региональной культуре Кубани через обучение вышивке» (часть 1)
Опубликовано: 23 января 2014 в 21:14
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Игрушки своими руками. Кошка Муся-воображуля»
Как говорила великая Коко Шанель: «Вещи ручной работы — это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает их сам или...
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные родного края» (средняя группа)
Программное содержание: • Познакомить с профессией лесник • Побуждать употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложно подчиненных предложений (...
Фотоотчет «Бумажный бал»
Недавно в нашем детском саду состоялся необычный праздник - "Бумажный бал". Почему необычный? Все просто ребятишки совершили путешествие в бумажное...
Фотоотчет о конкурсе, посвященном Международному женскому Дню «Золушка-2017»
Фотоотчет конкурса посвященного Международному женскому дню \"Золушка-2017\" Целью данного мероприятия являлась организация досуг воспитанников, выявление...
Образовательная среда в старшей группе
Галина Батина, Алена Васляева. Лучшая образовательная среда в детском саду. Развивающая среда в нашем группе выполняет различные функции: образовательную,...