Сенсомоторный коврик «Детский сад»

Ирина Просина
Сенсомоторный коврик «Детский сад»

Авторское дидактическое пособие

Сенсомоторный коврик «Детский сад»

Разработала учитель-логопед МБДОУ д/с № 5 Просина Ирина Анатольевна

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное и моторное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка.

Задачами сенсомоторного развития является:

- Развитие мелкой моторики рук;

- Развитие координации движения кистей рук;

- Формирование о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, тактильные.

Организовывать сенсомоторное воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства.

Развитие мелкой моторики достигается разными путями: включением движений рук по предмету в процессе его восприятия и обследования (выделение его свойств и качеств); движениями рук в воздухе, рисунке, лепке, аппликации; постукиванием пальцами по столу, ладони, передающим ритм прослушанного музыкального произведения; поглаживанием пальцами и ладонями поверхности предмета и объекта и др.

Полезно проводить пальчиковые игры. Можно включать и массаж пальцев обеих рук.

В практике используются разнообразные игры и упражнения нанизывание бус, шнуровка, пазлы, мозаика и многое другое.

Вышеуказанные методы и приемы сенсомоторного развития актуальны для детей с нормой развития. Сегодня здоровье детей – это самая актуальная проблема дошкольного образования в России. Статистика Министерства здравоохранения показывает, что от 70 до 80% обследованных детей имеют нарушения психосоматического характера. В эту группу входят и дети с различными речевыми нарушениями

Наукой и практикой доказано, что дети, нуждающиеся в логопедической помощи, плохо запоминают цвет, величину, форму, плохо ориентируются в пространстве, не умеют пользоваться ножницами, штриховать, обводить фигуры. Исходя из этого, вопрос сенсомоторного развития таких детей всегда является актуальным в коррекционной работе.

Работая учителем – логопедом на логопедическом пункте в детском саду, я столкнулась с известными проблемами сенсорного и моторного развития дошкольников. Пришла к выводу, что необходимо искать новые, эффективные пути разрешения данной проблемы. Одним из выходов стало разработка и изготовление специального сенсомоторного коврика, который дает не только огромный простор для развития мелкой моторики пальцев рук; знакомства с цветом, формой, величиной, но и решение многих других речевых задач.

Сенсомоторный коврик «Детский сад» предназначен для индивидуальной и подгрупповой работы учителя-логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения в подготовительной группе, а также для воспитателей и родителей.

Сенсомоторный коврик «Детский сад»

Сенсомоторный коврик представляет собой сюжетное полотно с липучками, пуговицами, шнурками, кнопками и различными нашитыми деталями, выполненными из тканей разной фактуры и цвета. К коврикам прилагаются наборы дополнительных деталей («игрушки»). Детали снабжены липучками, петельками, кнопками. Их можно прикрепить в разных местах коврика, перемещаясь по нему, в зависимости от того, какая игровая задача стоит перед ребенком.

Каждая игровая зона сенсомоторного коврика имеет свои цели и задачи.

ИГРОВОЙ КОВЕР

Базовое начало. Игрушки разбросаны по коврику

Процесс игры: - логопед предлагает навести порядок в игровой комнате;

- логопед предлагает украсить края коврика (шнуровка цветными шнурками).

ГОРКА

Игровая задача: уметь определять название «игрушек» по родам

Процесс игры: логопед предлагает ребенку «покатать игрушки» на горке, с учетом того, что на синюю дорожку нужно поместить «игрушки», в названии которых слово обозначает мужской род, на красную дорожку- женский род, на желтую дорожку- средний род

Цель игры: развитие речи, развитие концентрации внимания, развитие мелкой моторики, умение определять слова по родам

КОМОД

Игровая задача: уметь определять количество слогов в словах

Процесс игры: логопед предлагает ребенку «разложить игрушки» в ящики комода, в зависимости от того, сколько слогов содержит данное слово

Цель игры: развитие речи, развитие координации движений, мелкой моторики, внимания, развитие зрительного анализа, умение определять количество слогов в словах

ПОЛКА

Игровая задача: уметь дифференцировать звуки

Процесс игры: Логопед предлагает ребенку «расставить игрушки» на верхнюю и нижнюю полки, в зависимости от дифференцируемых звуков

Цель игры: развитие речи, развитие навыка дифференциации, развитие мелкой моторики, развитие концентрации внимания

КОРЗИНЫ ДЛЯ ИГРУШЕК

Игровая задача: уметь различать согласные звуки в словах по твердости и мягкости

Процесс игры: логопед предлагает сложить в корзины синего и зеленого цветов «игрушки», в названии которых данный звук является либо мягким, либо твердым

Цель игры: развитие речи, развитие мелкой моторики, умение различать согласные звуки по мягкости и твердости, закрепление названия цвета, развитие внимания

ДИВАН

Игровая задача: уметь определять последовательность и количество звуков в слове, уметь выполнять звуковой анализ слова

Процесс игры: на спинке дивана появляется «игрушка», логопед предлагает ребенку назвать эту игрушку, определить последовательность и количество звуков в ее названии, и составить схему слова, обозначая звуки цветовыми символами

Цель игры: развитие речи, развитие фонетических способностей, воспитание устной речи, умение проводить звуковой анализ слова, умение определять последовательность и количество звуков в слове, развитие мелкой моторики, внимания, закрепление цвета, развитие математических способностей

СТОЛЫ

Игровая задача: уметь определять место звука в слове

Процесс игры: Логопед предлагает ребенку найти на коврике «игрушки», в названии которых данный звук находится в начале слова, в середине и в конце слова, и соответственно расположить их на столах с соответствующей схемой

Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики, концентрации внимания, умение определять место звука в слове

СТУЛЬЯ

Игровая задача: уметь считать «игрушки», стулья, уметь называть основные и оттеночные цвета, уметь сопоставлять цифру с количеством предметов

Процесс игры: логопед предлагает ребенку

- «посадить игрушку» на стул красного цвета (синего, коричневого и т. д.)

-«посадить» на стулья столько «игрушек», сколько пальцев у человека на одной руке, (столько, сколько звуков в слове «мама» и т. д.)

- «посадить» на стулья только те игрушки, в названии которых есть звук «З» («Ж», «Ш» и т. д.) в начале слова (в конце слова, в середине слова)

Цель: развитие речи, активизация словаря, развитие мелкой моторики, развитие концентрации внимания, мышления, нахождение звука в названии предмета, определение его места в слове, автоматизация звуков в словах, предложениях, закрепление навыка счета, основных и оттеночных цветов

КАРМАН С УГОЩЕНИЯМИ

Игровая задача: уметь соотносить предметы по смыслу, употреблять родительный падеж существительных

Процесс игры: логопед предлагает ребенку поиграть в игру «Кого чем угостим», для этого нужно достать из кармана по одному угощению и найти ту «игрушку»,которая любит это лакомство, или наоборот, достать все лакомства и предложить ребенку рассортировать животных, которые будут угощаться

Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики, внимания, мышления, расширение словарного запаса, употребление в речи родительного падежа существительных, соотношение предметов по смыслу

БАССЕЙН

Игровая задача: уметь выделять предметы из множества по какому- либо признаку, уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать

Процесс игры: логопед предлагает ребенку опустить в бассейн только те «игрушки», которые могут плавать или удерживаться на воде

Цель: развитие речи, развитие умственных способностей, умение анализировать, сравнивать предметы, развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, умение группировать предметы по какому- либо признаку

КАРТИНА

Игровая задача: уметь складывать картинку из нескольких кусочков её рисунка

Процесс игры: логопед предлагает ребенку сложить картину по лексической теме «Осень» («Лето»,»Весна», «Зима») из нескольких кусочков рисунка

Цель: развитие связной речи по лексическим темам, развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, развитие мелкой моторики

Учитель-логопед МБДОУ д/c № 5

Просина Ирина Анатольевна

Ст. Павловская

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Волшебный сад»Авторская дидактическая игра «Волшебный сад» Авторское дидактическое пособие "Волшебный сад" Цель: Обогащать сенсорный опыт; совершенствовать координацию движений рук, зрительную.

Авторское дидактическое пособие «Чудо — дерево»Авторское дидактическое пособие «Чудо — дерево» Предлагаю вашему вниманию авторское дидактическое пособие «Чудо - дерево» Цель данного пособия - развитие мелкой моторики, формирование.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Деревья и листья
  • Цветы
Автор публикации:
Сенсомоторный коврик «Детский сад»
Опубликовано: 14 февраля 2014 в 12:15
+17
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...