Барельефная лепка в работе с дошкольниками

Елена Титова
Барельефная лепка в работе с дошкольниками

Барельефная лепка может с успехом использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. Преимущества барельефной лепки в том, что она позволяет:

- создать больше возможностей для упражнения детей в освоении таких приёмов лепки, как раскатывание пластилина прямыми, круговыми движениями, раскатывание пластилина кончиками пальцев;

- увеличить задействование различных мышц руки в ходе одного занятия. (Например, в работе «Ёлка, украшенная бусами» дети упражняются в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями и кончиками пальцев, а также тренируют силу пальцев, выполняя технический приём под названием «размазывание из столбика»);

- упражнять детей в согласованности движений руки и глаза.

- развивать композиционные умения. (Дети учатся заполнять пространство работы, что в последующем может оказать помощь при создании композиции в рисунке);

- разнообразить темы работ по лепке и теснее увязать их с темами других занятий (например, с занятиями по развитию речи);

- использовать детские работы для оформления интерьера групповых помещений и сохранять работы на память или дарить их, чего с работами обычной лепки практически невозможно;

- комплексно воздействовать на развитие ребёнка и развивать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизировать работу обеих рук, развивать силу пальцев.

В старшей группе проводится 7 занятий по барельефной лепке в год, в подготовительной к школе группе – 4 занятия в течение учебного года.

Уменьшение количества занятий по барельефной лепке объясняется тем, что у детей к старшему дошкольному возрасту совершенствуются технические приёмы лепки, возрастает возможность выполнять более сложные работы техникой обычной лепки, а в старшей и подготовительной к школе группах дополнительно организована работа различных кружков: «Изонить», «Оригами».

В процессе проведения занятий с детьми используются следующие приёмы:

1. Внесение и обследование фона

. Для занятий по барельефной лепке вносится фон (он целиком выполняется из пластилина, на котором даны отдельные фрагменты будущего изображения, например, изображение Деда Мороза в тулупе без отделки и др. Фон может быть один или два – в зависимости от выполняемой работы.

2. Создание игровой мотивации для занятия.

Придумываются игровые моменты перед очередным занятием: помочь Деду Морозу прийти красивым к детям на праздник, а для этого украсить его тулуп4 сделать для грустной обезьянки в зоопарке картину, которая будет напоминать ей о её родине Африке; сделать для мам в подарок картину с розами и др.

3. Комментирование способа выполнения действий.

Чтобы получилась пушистая ёлочка, я буду делать так: сначала раскатаю столбик (показываю). Что я скатала? Теперь прикладываю столбик к стволу ёлочки, слегка его прижимаю. Куда я приложила столбик? Что я с ним сделала? А теперь я указательным пальцем размажу столбик вниз по всей длине (показываю). Что я сделала со столбиком? Что у нас получилось?

4. Воспроизведение движений в воздухе.

Детей просим показать в воздухе, как они будут раскатывать «виноградины».

5. Работа на «пробниках».

«Пробники» - это небольшие карточки из плотного картона, на которых дети могут поупражняться в выполнении какого-либо технического приёма.

6. Совместные («пассивные») действия.

Например, при выполнении технического приёма «размазывание из столбика» некоторые дети не могут выполнить его самостоятельно, тогда педагог берёт пальчик ребёнка в свою руку и вместе с ним выполняет этот приём.

7. Художественное слово (стихи, загадки).

Подбираются те, которые помогают ребёнку воспроизвести картину. Например,

Белый ландыш, сын лесной,

Я склонилась над тобой.

Я дышу твоей прохладой

Среди солнечного дня.

Ты не знаешь, как я рада,

Что взглянул ты на меня.

8. Вопросы к детям.

Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

9. Выполнение работы небольшими частями.

Делим выполнение задания на 2-3 части.

10. Превращения

. Этот приём нравится детям. Когда, например, вылепленный виноград или ананас превращаются в «настоящие».

11. Появление игрушечного или сказочного персонажа.

Этот приём позволяет воздействовать на эмоциональную сферу детей, опираться на такие нравственные качества, как доброта и отзывчивость.

12. Анализ детских работ от лица игрушечного или сказочного персонажа.

Такой анализ воспринимается детьми более эмоционально и запоминается дольше, чем слова воспитателя.

13. Использование музыки.

Например, когда дети лепят зимний лес», включается отрывок «Еловый лес зимой» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». При лепке «Голосистого петушка» звучит «Петушиная полька», а работу «Лебеди» дети выполняют под музыкальную картину «Царевна-лебедь" из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

14. Физкультурно-оздоровительные моменты.

Сюда относятся:

- физкультурные паузы (подвижные игры, имитационные движения, что позволяет развивать общую моторику детей;

- упражнения на релаксацию (послушаем, как падают и шуршат листья, что позволяет детям успокоиться;

- элементы пальчиковой гимнастики (упражнения подбираем в соответствии с тематикой занятий)

15. Обследование предмета с соблюдением основных этапов

.

16. Работа детей на общем фоне.

Сначала дети н своих рабочих местах выполняют «заготовки» для фона, а потом подходят к нему. Пока ребята не освоили технику прижима к фону, он находится в горизонтальном положении, как только дети научатся прижимать к нему детали, он будет располагаться вертикально. Такая последовательность работы позволяет детям менять позу во время занятия, немного подвигаться, можно даже поговорить, но главное условие при этом – чтобы разговор был по делу.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО БАРЕЛЬЕФНОЙ ЛЕПКЕ ДЛЯ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУПП

СТАРШАЯ ГРУППА

месяц

Тема занятия

Цели

Подготовка фона

Работа детей на фоне

сентябрь

«Астры» Продолжать учить детей создавать техникой барельефной лепки изображение цветов (астр); закрепить приёмы прямого раскатывания, сплющивания; развивать глазомер детей, чувство композиции. Фон

голубой «Стебли и цветы астр» (столбики) – цвет зелёный, цвет астрпо выбору детей

октябрь

«Осенний пейзаж» Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение деревьев; закреплять технику выполнения ёлок; познакомить детей с новым техническим приёмом «дрань-рвань»; закрепить приёмы прямого раскатывания, «размазывание из столбика»; развивать эстетическое восприятите, чувство композиции Фон поделён горизонтально на 3 части: голубую (небо, зелёную и жёлтую (трава) «Стволы деревьев» (столбики) – цвет коричневый; 2крона деревьев» (дрань-рвань) – цвет жёлтый, оранжевый, красный; «пушистые ёлки» (размазывание из столбика)

ноябрь

«Лебеди» Учить детей техникой барельефной лепки выполнять оперение птиц (лебедей); показать детям новый технический приём «размазывание из шарика»; закреплять приёмы прямого и кругового раскатывания между ладонями и кончиками пальцев; развивать интерес к птицам Фон голубой, на фоне овалы (туловища лебедей) «Голова и шея лебедя» (длинный столбик и расплющенный шарик); «оперение птицы»

декабрь

«Ветка ели с игрушками» Продолжать учить детей создавать изображение ветки ели техникой барельефной лепки; закрепить приёмы прямого раскатывания пластилина сначала между ладонями, а потом кончиками пальцев; развивать глазомер детей, чувство композиции Фон жёлтый. Изображение ветки ели без иголок, игрушек – цвет любой «Хвоинки» (тонкие столбики) – цвет зелёный; «украшения на игрушках» (круги, колечки, полоски) – цвет по выбору детей

январь

«Зимний пейзаж» Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение сосен, закрепить изображение ёлок, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести» сосен; приёмы прямого раскатывания, «размазывание из столбика»; развивать эстетическое восприятие Фон поделён горизонтально на 2 части: голубую (небо) и белую (снег). Изображение стволов сосен «Стволы ёлок» (длинные столбики) – цвет коричневый; «лапы елей» (размазывание столбика); «ветки сосен» (короткие столбики с насечками) – цвет зелёный

апрель

«Ёлочки» Учить детей техникой барельефной лепки создавать изображение ёлок, вырезая их части стекой из круга; закрепить приёмы кругового раскатывания, сплющивания; развивать глазомер детей, эстетическое восприятие Фон поделён горизонтально на 2 части: голубую (небо) и белую с жёлто-зелёными пятнами (земля) «Ёлки» (вырезая части ёлок из круга и делая надрезы на конце круга) – цвет зелёный; «стволы ёлок» (короткие столбики) – цвет коричневый

май

«Берёзки и ёлочки» Закрепить с детьми приёмы изображения деревьев (ёлок и берёз) техникой барельефной лепки, приём «дрань-рвань», приёмы кругового и прямого раскатывания, сплющивания, продолжать учить вырезать стекой части ёлок из круга; развивать чувство композиции, эстетическое восприятие Фон поделён горизонтально на 2 части: голубую (небо) и зелёную (трава). Изображения нескольких стволов берёзок «Кроны деревьев» (дрань-рвань); «Ёлки» (вырезая части ёлок из круга и делая надрезы на конце круга) – цвет зелёный; «стволы ёлок» (короткие столбики) – цвет коричневый

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Тема занятия

Цели

Подготовка фона

Работа детей на фоне

сентябрь

«Вишня» Продолжать учить детей создавать изображение растений (ветки вишни) техникой барельефной лепки, работать стекой4 закреплять приёмы прямого и кругового раскатывания, сплющивания; развивать чувство композиции Фон жёлтый Ветка вишни (столбики разной длины и толщины) – цвет коричневый; листья (вырезаются стекой) – цвет зелёный4 плоды вишни (шары) – цвет красный

октябрь

«Осенний пейзаж» Закреплять у детей умение создавать изображение деревьев (ёлок) техникой барельефной лепки, приёмы «дрань-рвань», прямого и круговог раскатывания, сплющивания; продолжать учить детей работать стекой; развивать эстетическое восприятие, чувство композиции Фон поделён горизонтально на 2 части: голубую (небо) и жёлто-зелёную (траву) Стволы деревьев (столбики разной длины и толщины) – цвет коричневый; кроны деревьев (приёмом «дрань-рвань») – цвет по выбору детей; ёлки (вырезаются стекой из круга)

декабрь

«Дремлет лес под сказку сна» Закрепить у детей умение создавать изображение ёлок техникой барельефной лепки, приёмы прямого и кругового раскатывания, сплющивания, умение работать стекой; развивать эстетическое восприятие, придавать работе выразительность Фон поделён горизонтально на 2 части: фиолетовую (ночное небо) и белую (снег). Изображение избушки. «Ёлки, занесённые снегом» (вырезание стекой частей ёлок из круга)

март

«Корзина с розами» Учить детей создавать изображение розы техникой барельефной лепки; познакомить детей с новым техническим приёмом «надрезание концов расплющенного столбика»; воспитывать любовь к маме Фон голубой. Изображение корзины Розы (надрезание концов расплющенного столбика и сворачиварие его по спирали) - цвет по выбору детей

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по лепке в средней группе (сентябрь-октябрь) 1.04.09.13 «Яблоки и ягоды»Закреплять образные представления о дарах осени. Продолжать формировать умение лепить фрукты и ягоды, передавая.

«Змея». Открытое занятие по реализации образовательной области «Художественное творчество» (лепка) в младшей группе Интегрированные образовательные области: познание Форма: лепка Цель: Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями прямыми движениями,.

Автор публикации:
Барельефная лепка в работе с дошкольниками
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 23:33
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...