«Башкирский мёд». Сценарий тематического праздника

Лилия Дивеева
«Башкирский мёд». Сценарий тематического праздника

Цель: воспитание у детей чувства нравственности, любви к родному краю, республике, к ее историческому наследию.

Оборудование:

1) Магнитофон, запись мелодии «Курая»

2) Костюмы медведя, пчёл, джигитов, ведущего, пасечника (белый халат, маска);

3) Шары (голубой, белый, зеленый.)

4) Цветная бумага, ножницы, клей.

5) Короны для эколога, цветков, медика, кондитера.

Башкирский мёд

Дивеева Т. Т.

I.(Звучит музыка курая)

Башкортостан! Чудесная земля!

Кругом сады, зелёные поля!

На зорьке солнце ясное встает

Привольно Агидель-река течёт

Башкортостан! Родная сторона

Она добром и солнцем залита

Звенят уральским золотом поля.

Поет моя любимая земля!

II.Ведущий: Башкирский край исстари славится сокровищами недр, реками, лесами, плодородными землями.

Удивительна ее природа: горы и равнины, хвойные, смешанные, широколиственные леса и степи, с богатым растительным и животным миром.

-Сегодня мы приоткроем еще несколько страниц знаний о нашем крае.

- 1стр. нашего журнала «Легенда о башкирском мёде».

III.

- Мама, у меня к тебе вопрос:

- Что Отчизной называют?

Ты ответь, мне надо знать!

-Отчизна, дочь моя, страна,

Где мы живем.

В белые дни-

Здесь наши предки жили

Отчизна- та земля

Тот лучезарный край,

Где рос отец,

Где мать невестой стала

Она-то место,

Где родилась ты,

Где закалялась,

Набирала силы.

Отчизна наша, доченька, красива:

Светла, как солнце,

Горы до небес,

К зеркальным ивам

Наклонились ивы…

Не перечислить всех ее чудес!

А сколько благ

Дают земные недра!

В них нефть и газ,

В них- уголь и руда.

Отчизна наша очень велика.

(Включается магнитофон. Курай.)

-Ты слышишь дочка, как поет курай

Он славит наш башкирский край

- Богата наша башкирская земля,и хлебом, и урожаем овощей, фруктов,но еще она богата чем?

- Ты можешь ответить, если отгадаешь загадку:

- Кто в каждый встречный цветок

Свой опускает хоботок,

А после –в улей,

Мчится пулей

И что- то прячет в уголок (Пчела)

А что дает пчела людям (Мёд)

-Так чем же славится наша земля (Медом)

-Правильно. Башкирия славится медом.

-Как ты думаешь, когда подружились пчела с человеком?

-Говорят, это было так.

- Давным-давно возвращался один охотник с охоты, верхом на лошади.

Вдруг его лошадь остановилась и начала пятиться назад. Охотник не поймет: в чем дело! Осмотрелся вокруг: видит на макушке дерева сидит медведь.

- Что он делает на дереве?- подумал охотник. Пригляделся! Видит медведь суёт лапу в дупло, высунув, слизывает с лапы что-то. Охотник прицелился и выпустил стрелу. Медведь упал замертво. Охотник подошел к нему, внимательно разглядел его передние лапы. На лапах осталось то, что он ел. Это что-что-то издавало приятный запах. Охотник попробовал. Ему очень понравился вкус, поставил свою телегу на дерево и уехал домой. Говорят, вот так познакомились человек с пчелой и медом.

- С тех пор очень много сложено легенд, преданий о мёде.

Ведущий:

- Сейчас я расскажу вам одну легенду и вы поймете, почему башкирский мёд так ценят во всем мире.

Давным- давно жили в одном башкирском ауле 2 брата. Трудно жилось братьям потому, что оба они были больными и слабыми.

ни пахать, ни сеять, ни охотой заниматься не могли.

Пришла пора жениться, но не хотят девушки взглянуть на них. И потому жили они бедно и без радости. В поисках счастья они решили покинуть свой аул. Вывела дорога из аула и в темный лес нырнула.

Долго шли братья, сбились с пути о очутились в незнакомом месте. Лес становился в гуще и чернее. Кругом следы медвежьи, волчьи. Страшно стало братьям. Выбрались они на одну поляну, уселись в кружок и стали совет держат, как дорогу обратно домой найти.

Вдруг…

(На сцену выходят джигиты, они бедно одеты еле-еле идут опираясь на посохи. Садятся. Неожиданно прилетают пчелы начинают наперебой жужжать.)

Джигиты: - Пчелы, пчелы, не жужжите,

Лучше толком расскажите.

Пчелы: -Помогите, помогите

От медведя нас спасите

Хочет он в дупло залезть

Хочет мёда у нас съесть.

(Джигиты отгоняют медведя.)

Пчелы: - Вам спасибо, помогли,

От беды вы нас спасли.

Мёд башкирский вам несём.

Он поможет вам во всем.

Он поможет быть сильней,

И проворней, здоровей

И красивей, и смелей,

И добрей, и веселей.

(Джигиты пьют мёд, оглядывают друг на друга.)

Джигиты: -Мы здоровы, мы красивы,

Мёд нас вылечил, дал силы,

Как же нам не поплясать,

Не порадовать ребят.

Ведущий: - Потанцуйте -ка для нас

А мы похлопаем сейчас.

«Танец джигитов»

Ведущий:

Меда нет целебнее на свете

Меда нет волшебнее на свете,

Это знают взрослые и дети.

- Ну как, пчелки в лес летите

Детям меда принесите.

(Включается магнитофон. Курай)

Пчелки танцуют и улетают.

Ведущий:

- Листаем наш журнал далее.

2. стр. «Жизнь пчелиной семьи».

Пчелы живут не по одиночке, а семьями. Один рой насчитывает около 100.000 пчёл. В семье есть:

матка- царица,

самцы –трутни, и

рабочие пчелы.

Рабочие пчелы летят из воска соты в виде шестигранных ячеек.

(Демонстрация рамки с сотами.)

Вот в них-то пчёлы и собирают цветочный сок и пыльцу цветов.

Пчелы перекладывают цветочный сок и пыльцу цветов с ячейки на ячейку, проветривают улья, из цветочного сока испаряется вода и постепенно превращается в мёд. Дальше мёд согревает в сотах.

Пасечники вынимают вот такие рамки с медом.

(Демонстрация мёда в сотах.)

Они ухаживают за пчёлами и качают мёд в специальной одежде.

Ведущий:

Это белый халат, т. к. белый цвет успокаивает пчёл.

На голову надевают маску, чтобы защитить лицо и шею от укусов пчел. А в руках дымарь, для того, чтобы разогнать пчел.

Одна пчелиная семья может дать до 150 кг меда.

- А сейчас предоставим слово пасечнику пчеловоду.

Пчеловод:

-Пчелы относятся и «жалящим» насекомым. Обычно они не нападают на человека, а жалят для самозащиты. - Послушайте, как защитить себя от укусов пчелы.

1) Не приближайтесь, особенно в жаркие дни к пчелиным. Вблизи не делайте резких движений.

2) Если насекомое залетела в комнату, не гоняйтесь за ней. Открой пошире окно и подожди, когда насекомое улетит.

3) Пчелы частенько забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьете, чтобы пчела не ужалила вас.

4) Что же делать, если вас все-таки укусило насекомое?

При укусе насекомого надо в первую очередь, удалить жало (так же, как занозу, рану надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например, платок, смоченный водой.

V.Ведущий:

- Сразу ли пчёлы стали жить в пчелиных домиках- ульях?

- Это мы узнаем из следующей страницы.

3 стр. «Бортничество».

- Перед вами выступит экскурсовод музея. (Выступление экскурсовода.)

Ведущий: - Что такое борть (Дупло)

- Чем отличается бортничество от пчеловодства?

(ответы уч-ся)

Ведущий:

- Природные условия для пчеловодство в нашем крае на редкость благоприятные. В наших лугах и лесах произрастает до 380 видов медоносных растений.

- О медоносных растениях мы узнаем из следующей нашей страницы.

4стр. «Медоносные растения».

Ведущий:

Растения - .это сокровища природы. Одни из них служат как строительный материал, другие дают съедобные плоды и ягоды, третьи – являются кормом для животных. Многие растения обладают целебными свойствами, одаривают пчёл нектаром и пыльцой, поэтому мёд считается продуктом растительного происхождения.

Липа –непревзойденный медонос. Во время цветения липы в воздухе стоит неповторимый запах, аромат. Ароматные, налитые нектаром цветы привлекают пчел. Пчелы охотно посещают цветы, собирая нектар и пыльцу.

В природе липу называют царицей медоносных растений. Липовый мед прозрачен, светло янтарного цвета.

К чему мне камни-самоцветы,

Ценю иную красоту.

Дороже мне, чем камни эти,

Шиповник розовый в цвету.

Шиповники тоже являются медоносом. Пчелы активно посещают цветки. Мед с шиповника бесцветный, обладает приятным ароматом.

Хорошими медоносами являются гречиха, подсолнечник, клевер, люцерна, плодово-ягодные и овощные культуры.

Пчелы перелетают с цветка на цветок 100 раз.

- А сейчас предоставим слово экологу.

- Жизнь пчелиной семей тесно связала с окружающей средой, поэтому пчела очень нуждается в охране природы. Когда растения обрабатывают от вредителей химическими веществами, пчелы посещая их могут погибнуть. Поэтому обрабатывать нужно после цветения растений. Экологи Башкортостана организовали заповедник Шульган-Таш для охраны лесов и башкирской бортевой пчелы.

VII.Ведущий:

- Если пчелам предложить все цвета радуги, то они выберут свои любимые- голубой и желтый. При случае насекомое не обидят вниманием цветки с иной окраской, однако красный цвет они не видят, он кажется им серым.

-Ребята, мы тоже сделаем цветы на солнечную полянку для наших пчёл.

Коллективная работа «Цветущая поляна».

- Возьми лист квадратный формы, перегните пополам, получился прямоугольник. Слова складываем пополам получился квадрат. Это квадрат сгибаем по диагонали. Берем ножницы. Срезали уголок полукругом. Незабудка (5 лепестков)

- Капнули немного клея и приклеили свой цветок на поляну.

Итог: Ал сэскэлэ бал бирэ

Кук сэскэлэ бал бирэ

Караhы ла бал бирэ

Барыhы ла бал бирэ.

VIII. Ведущий:

Перед вами пасека, но здесь не видно пчёл. Я предлагаю вам сложить пчёл способом оригами и оживить пасеку.

Коллективная работа «Пасека».

Объяснение учителя.

1. Возьмите лист квадратный формы желтого цвета.

2. Сделайте перегиб и согните листок по диагонали.

3. Держим линию сгиба перед грудью.

4. Загните острые углы, соедините с тупым углом.

5. Отогните верхний слой немного наискосок.

6. Нижний слой согните в том же направлении, но с небольшим отступом.

7. Отогните края назад.

8. Капните немного клея.

- Оживили пасеку.

(После того, как все дети приклеют пчел, выбегают пчелки)

Включаются магнитофон. Курай.

Пчелки, танцуя, уходят.

IX.Ведущий: Оживим пасеку. С восходом солнца пчёлы вылетают из ульев и весь день собирают нектар и, набравшись, возвращаются в ульи.

- А нам ребята, жужжат пчелы?

Игра: «Полет пчёл» (Условия игры. Близко-далеко. Громко-тихо.)

X. Ведущий:

А теперь посмотрим, есть ли среди вас настоящие знатоки пчеловодства.

- Проведем викторину.

1. Как называется домик, где живут пчёлы (Ульи)

2. Место, где стоят много ульев (Пасека)

3. Дерево –лучший медонос (Липа)

4. Как называется цветочный сок (Нектар)

5. Куда откладывают пчёлы мёд (Соты)

6. Как называется пчелиная семья (Рой)

7. Как называют людей, которые ухаживают за пасекой (Пчеловоды)

-Теперь ребята, вы знаете, что пчёлы трудолюбивы, быстрые, дружные. Ведь они живут большой семьей.

Дети:

-Всем башкирский мёд известен,

Он и вкусен и полезен

Тот, кто ест башкирский мёд,

Тот, здоровый круглый год

Ох и вкусен этот мёд

Кто не ел, тот не поймёт.

Все конфеты «Марс» и «Сникерс»

Поменял бы я на мёд.

XI.Ведущий:-Закрываем последнюю страницу нашего журнала, но знакомство башкирским мёдом продолжается.

Врач: Мёд-переработанный нектар. Обладает противогрибковым эффектом, убивает кишечные инфекции. Мёдом лечат раны, простуды, заболевание горла, легких, болезни сердца, почек, глазные, кожные заболевания.

Если у вас заболело горло, надо прополоскать мёдом, разведенным водой или чаем.

Кондитер: Мёд содержит свыше 80% сахара (глюкозу, фруктозу) белки, ферменты, ароматические вещества. Из меда мы готовим торты: «Медовый», «Пчелиный улей», «Муравейник», делаем щербет, конфеты, а еще кисель, морс.

XII.Ведущий:

В мире есть много памятников не только выдающимся людям, но и животным. Есть памятники собаке, лошади, верблюду, свинье, мамонту и даже зайцу. А в Японии и Польше поставили памятники медоносной пчеле.

Дети:

Поставьте памятник Пчеле,

На высоте, чтоб было зримо,

Чтоб всяк, живущий на Земле,

Не проходил беспечно мимо.

Чтоб он отвесил ей поклон,

Услышал звук ее жужжанья,

Вновь пережил роенья звон,

Облета юных ликованье.

Чтобы он вспомнил летний зной,

Пропахший мёдом вечер тихий,

И луг, разбуженный пчелой,

И поле белое гречихи.

Поставьте памятник Пчеле

За гимн в лесах, где было глухо,

За мёд на праздничном столе

И за хмельную медовуху,

Поставьте памятник Пчеле!

XIII.Ведущий:

-Среди районов Башкортостана в Бирском районе большее число пчеловодов. Значит в нашем крае самые добрые и трудолюбивые люди.

Песня «Бирские просторы»(словаВ. Барановского,муз. Л. Тукбаевой)

(Дети выходят с шарами, поют стоя.)

XIX. – Ребята, любите свой край родной

За цветы, за поля,

За стремительность рек,

За его теплоту

Край любите свой навек.

Дети:- Башкортостан, hин беззен,

Тыуган, ускэнилебез

Безгэикмэк ой биргэн

Хыуынэскэнеребез.

(Фотография участников праздника на память.)

Публикации по теме:

Презентация педагогического проекта «Памятные места нашего города» Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных задач нашего времени, включающая в себя воспитание.

Экскурсия-презентация «Шагая легкими шагами…» Экскурсия-презентация входит в состав методического комплекта к программе кружка "Люблю тебя, мой край родной". Его работа нацелена на одну.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
«Башкирский мёд». Сценарий тематического праздника
Опубликовано: 13 апреля 2013 в 20:11
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...