Беседа о весне на Севере. Чтение рассказа Э. Ю. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце!»

Людмила Жура
Беседа о весне на Севере. Чтение рассказа Э. Ю. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце!»

Программные задачи:

1. Формировать представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе. Учить устанавливать временные и причинно-следственные связи между изменением температуры воздуха и состоянием воды, других неживых объектов природы.

2. Активизировать глагольный словарь и словарь прилагательных. Учить дифференцировать и использовать глаголы совершенного и несовершенного вида. Закрепить умение образовывать приставочные глаголы.

3. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе Северного края посредством художественного слова. Развивать умение восхищаться привычным в окружающей действительности.

Предварительная работа: Чтение произведений художественной литературы о природе Северного края, рассматривание фотоальбомов, иллюстрированных журналов о живой и неживой природе Севера.

Оборудование: карточки с изображением объектов неживой природы, магнитофон, аудиозаписи русско-народной музыки.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, становятся в круг,'здороваются. В: - Ребята, какое время года? (Весна)

В: - Весна - это время года, когда всё в природе изменяется, оживает. Весна приходит во все части света, но к нам на север позднее всего.

В: - По дороге в детский сад я сфотографировала солнышко. Скажите, какое оно, северное солнышко?

Д: - Северное солнышко:

•заснеженное,

•блёклое,

•бледное,

•светло-жёлтое,

•невесёлое,

•грустное,

•застывшее,

•тусклое,

•дымчатое,

•долгожданное. В: - Северное солнышко освещает край, в котором мы живём.

Давайте подарим северному солнышку лучики, но не простые, а волшебные. Каждый из вас будет дарить лучик, и придумывать необычное название нашего северного края.

Дети берут полоски-лучики, выкладывают их на мольберте вокруг солнышка, произнося названия:

• край вечной мерзлоты;

• край капризной природы;

• край озёр и рек;

• край карликовых растений;

• страна полуночного солнца;

• край незамерзающих гаваней;

• царство голого камня;

• край непуганых птиц;

• страна гор.

Воспитатель переворачивает изображение солнца.

В: - Сколько интересных названий вы придумали! Солнышку приятно и радостно обогревать северную землю. Под весенними солнечными лучами раскрывается красота всей живой и неживой природы на земле.

Этюд на релаксацию «Солнышко».

В: - Встаньте в круг. Протяните ладошки к солнышку, закройте глаза, представьте, что солнце ярко светит. Что делает солнце?

Д: - Греет ладошки.

В: - Что чувствуете?

Д: - Тепло.

В: - Поймайте солнечный зайчик, почувствуйте, как зайчик побежал по лбу, щекам.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

В: - Соедините ладошки, превратите их в солнышко, покажите ваше солнышко, подарите тепло вашим щёчкам.

Воспитатель выставляет на мольберт девятиэкранку.

Дидактическая игра «Что делает - Что сделает?»

В: - Давайте поиграем со словом «греет». Изменяйте слово, составляйте предложения со словами «солнце», «греет». Подумайте, что солнышко сделает с живой и неживой природой.

солнышко людей обогреет;

солнышко зверей и птиц согреет;

солнышко землю разогреет,

солнышко проталинки под снегом отогреет;

солнышко траву и деревья пригреет;

солнышко в реке и ручейке воду нагреет или подогреет; •солнце скалы и камни нагреет.

В: - Северная весна приходит на Север с чем?

• с метелями и ветрами;

• со снегом и с дождями;

• с оттепелями и заморозками;

• с сосульками и капелью;

• с холодными и теплыми ветрами.

Дидактическая игра «Как солнце пробуждает живую и

неживую природу».

В: Расскажите, что происходит весной с живой природой, как звери и птицы радуются приходу весны?

• птицы поют, щебечут, выводят птенцов;

• зайцы скачут, болбочут;

• ежики бегают, фыркают;

• медведи из берлог вылезают, ревут;

• олени сбрасывают рога;

•звери меняют шубку на весеннюю, линяют.

В: - Что происходит с деревьями и растениями?

Д: - Деревья впитывают влагу. На веточках набухают почки, распускаются листочки, деревья скрипят.

В: - А как люди радуются приходу весны? Д: - Они сочиняют песни, заклички, стихи. В: - Давайте и мы с вами порадуемся!

Физминутка «Весну зовём»*

Ой, бежит ручьём вода, Нету снега, нету льда, Ой, вода, ой вода, Нету снега, нету льда! Прилетели снегири И воробушки малы Снегири, снегири И воробушки малы Мы поем, мы поём Весну красную зовем Ой поём, ой поём, Весну красную зовем.

В: - Расскажите, что происходит с неживой природой весной.

• ручьи весной звенят и поют, бегут по камушкам, журчат;

• реки бурлят и пенятся, горбатятся и ломают лёд, поднимаются и выходят из берегов;

• земля гудит, набухает и причмокивает, покрывается первыми цветами;

• лёд искрится, дрожит, трещит, тает;

• камни купаются в дождевой воде, блестят, искрятся на солнышке, нагреваются.

В: - Как вы понимаете выражение «весну делать»? (ответы детей) - А кто может весну делать?

В: - Об этом вы узнаете из рассказа «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце», который написал Эдуард Юрьевич Шим. Этот писатель умел необычно писать об обычном, оживлять предметы неживой природы.

Чтение рассказ «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце!» Э. Ю. Шима.

Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.

Благодать в лесу!

На опушке старый Камень-валун хвалится:

- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!

- Неужели ты, дедушка? - спрашивают звери да птицы.

- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!

- Ах ты, старый лежебока! - кричит с поляны звонкий Ручей. - Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!

- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?

- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка - я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою. Какая же без меня весна!

- Ай, болтун! - кричит Сосулька с еловой лапы. - Не слушайте его, пустомелю! Мне кланятесь, меня благодарите!

- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?

- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, - вот вам и весна. Разве иначе весна начнется! Разве иначе.

Не успела Сосулька договорить. "Кап" - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.

Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.

Молчат. И сразу стало ясно, кто весну -то делает.

В: - Вам понравился рассказ?

Вопросы по содержанию текста:

1. Назовите героев рассказа. Как можно назвать их одним словом?

2. Что происходит в весенний день в лесу?

3. Вспомните, как животные радуются солнышку?

4. Расскажите, как камень-валун хвастался перед жителями леса?

5. Как называли камень-валун звери и птицы?

6. Как журчащий ручей называл камень-валун и почему?

7. Как ручей нахваливал свою работу и как он «весну делал»?

8. А как сосулька называла ручей?

9. Как сосулька «весну делала»?

10. Что произошло с героями рассказа, когда солнышко спряталось за горизонт?

11. Так кто же весну делает? Почему вы так думаете?

В: - А сейчас посмотрим на волшебном экране, как солнце пробуждает природу весной.

Публикации по теме:

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Презентация группового творческого проекта «Сыплет черемуха снегом» Актуальность проекта. Пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Расширить представление о черемухе.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Цветы
  • Космос
Автор публикации:
Беседа о весне на Севере. Чтение рассказа Э. Ю. Шима «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце!»
Опубликовано: 26 февраля 2013 в 18:52
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Белоснежная лилия на зелёном листке»
Детский мастер-класс "Белоснежная лилия на зелёном листке" Добрый день, дорогие друзья и гости моей странички. На занятии "Пусть миром правит лишь...
«Это Масленица идёт — блины да мёд несёт!» Элементы украшения к празднику. Мастер-класс
В конце зимы многие россияне отмечают старинный, отдающий теплотой и уютом семейного очага, праздник. Это праздник Масленица - праздник проводов зимы и...
Фоторепортаж «Народная лыжня эстафета — 2017»
Сегодня 19 февраля в г. Ульяновске на территории "Гимназии №24" состоялась первая лыжная гонка "Народная лыжная эстафета-2017" организатор мероприятия...
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Праздник «Приключения в стране Светофории».
Цель: В игровой форме закрепить знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках, светофоре. Задачи: Довести до сознания детей, к чему может привести...