Папки-передвижки

Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»

Юлия Белоусова
Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»

Беседа с родителями

«Что читать детям трусишкам».

Пожалуй, не стоит долго распространяться о том огромном влиянии, которое оказывает на человеческую душу художественная литература. И, как у любого явления, у этого есть две стороны: произведение может и облагородить, просветлить человека, и ввергнуть его в бездну ужаса и безысходности. Поэтому, выбирая детские книги, не поленитесь лишний раз перелистать их, чтобы освежить в памяти содержание и спрогнозировать реакцию впечатлительного, робкого ребенка. Ему не стоит рано читать страшные сказки типа «Синей бороды» и «Карлика Носа» или грустные вроде «Русалочки», «Стойкого оловянного солдатика» и «Девочки со спичками» Г-Х. Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно обработаны, и именно для детей, поскольку в «непричесанном» варианте слишком много жестокой архаики.

Публикация «Беседа с родителями „Что читать детям трусишкам“» размещена в разделах

Когда ребёнок капризный, впечатлительный, робкий, боится темноты и одиночества, можно обратиться к книгам, которые подсказывают, как вести беседу с ним, переубедить его, как на примере сказочных героев отучить от недостатков, повысить его самооценку, дать положительный пример.

Трусишкой и капризулей быть, конечно, плохо, и нужно преодолевать эти комплексы. К счастью, сказочные герои современных писателей помогают детям со смехом расправиться со своими страхами и капризами.

В дошкольном возрасте следует больше читать веселых произведений отечественных и зарубежных классиков детской литературы: «Буратино», «Чиполлино», «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон», «Баранкин, будь человеком!», «Старик Хоттабыч», книги Волкова, Драгунского, Успенского, Носова, Маршака, Михалкова и другие. Они не только развлекают, но и многому учат. В том числе и смелости. А в «Приключениях желтого чемоданчика» С. Прокофьевой эта тема вообще ключевая, и с детьми, которым театрализация по душе, можно подготовить на основе этого сюжета целый кукольный спектакль.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рассказы про животных, но взрослые не должны забывать о том, что в природе господствует беспощадный естественный отбор, и, учитывая психологические особенности детей, либо опускать кровавые подробности, либо временно воздержаться от чтения некоторых повестей и рассказов. Скажем, я бы не стала читать пяти - или даже семилетним трусишкам повесть В. Бианки про злоключения мышонка Пика. Из нее можно, конечно, почерпнуть много сведений о повадках мышей, птиц и прочих «братьев наших меньших», но вполне вероятно, что в детской памяти запечатлеется, к примеру, такая картина: «Ветви этого куста были усажены длинными острыми колючками. На колючках, как на пиках, торчали мертвые, наполовину съеденные птенчики, ящерки, лягушата, жуки и кузнечики. Тут была воздушная кладовая разбойника». Или вот такая: «Пик посмотрел, на чем он лежит, и сейчас же вскочил. Лежал он, оказывается, на мертвых мышах. Мышей было несколько, и все они закоченели: видно, лежали здесь давно».

Сказка венгерской писательницы, создательницы детских телепередач Агнеш Балинт (1922-2008) «Гном Гномыч и Изюмка», которую пересказал для русских читателей Г. Лейбутин. Чем привлекает эта книга? Тем, что учит родителей правильно общаться с детьми. Изюмка ведь ещё тот проказник и озорник: умываться не любит, за столом чавкает, дружить не умеет, хвастается, ленится и обманывает. Одним словом, его необдуманные поступки напоминают поступки современных дошколят.

А начинается сказка так: жил да был гном. Самый обычный маленький гном, звали его уважительно Гном Гномыч. Жил он один-одинёшенек на улице Кузнечиков в старой шляпе, а когда её унесло ветром, перебрался в новое жилище — огромную тыкву. И вот теперь приходилось свой новый, увы, съедобный домик охранять.

«— Слепые вы, что ли? Неужели не видите, что здесь живут? — возмущённо кричал он и размахивал метлой из гусиных перьев. — Тоже мне харчевню нашли!

Как-то раз хозяин не мог заснуть. Лежал то одном боку, то на другом. И вдруг услышал странный шорох».

За стеной домика кто-то чавкал. Это был маленький голодный поросёнок, похожий на сушёную изюмку, его, кстати, так и звали — Изюмка.

Доброму Гному жалко стало бедного поросёнка, и он сказал:

— Знаешь что, Изюмка, оставайся-ка ты лучше у меня! Всё равно гном я одинокий. Сижу, скучаю, пока ветром случайно не занесёт сюда какую-нибудь старую газетёнку для чтения.

В повести «Дядюшка Шорох и Шуршавы» Владислава Бахревского мы становимся свидетелями интересных приключений двух братьев: младшего Жени и старшего Лёни! Ох и непросто им ладить друг с другом: тут и зависть, и обида, и соперничество.

Мальчики совершенно случайно попадают в сказочный мир и здесь находят вещи, которые когда-то забылись и потерялись.

Теперь редко кто боится лешего, кикимору, русалок, а Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и вовсе не в счёт. Ребята любят пугать друг друга, в темноте рассказывают всякие страшные истории о привидениях, домовых, ведьмах. Рассказчики и сами порой трепещут от страха. А дети из повести финского писателя Ханну Мякеля «Господин Ау» никого не боятся.

Главный герой — маленький смешной ленивый человечек, который стремился напугать всех вокруг. Такова была его «работа», с которой он не всегда хорошо справлялся. Тем же занимался и его прадедушка, и его дедушка, а папа куда-то пропал.

Иногда просыпаясь раньше обычного, он находил много интересных занятий дома. Очень часто совершал глупые ошибки, но тем забавнее в наших глазах становится этот старичок. Писатель так интересно и подробно описал Господина Ау, что можно поверить в его существование.

Сказки немецкого писателя Отфрида Пройслера (1923-2013) весело читать, в них много приключений, озорных проделок и шуток. И в то же время это серьёзные сказки.

Он был учителем начальной школы, со своими учениками путешествовал, рисовал, рассказывал им разные истории, смешные и грустные, серьёзные и беззаботные. А потом записал эти рассказы. Так родились его книги : «Маленький Водяной», «Маленьким Ведьма», «Маленькое Привидение». Водяной, Ведьма и Привидение маленькие, а значит совсем не страшные.

Встреча с книгами Отфрида Пройслера может стать одним из запоминающихся моментов в жизни ребенка. Вместе читать и размышлять над сказками этого немецкого писателя, продолжить их в игре — занятие увлекательное и полезное. Тем более, что перевёл, а точнее пересказал их замечательный детский писатель Юрий Коринец.

Книги О. Пройслера доставят радость: чтение вслух, совместные переживания, общее веселье, ответы на возникающие вопросы, пояснения незнакомых слов, рассматривание иллюстраций. Эти мудрые сказки сблизят взрослых с детьми, старших ребят с пятилетними малышами, и всем будет интересно.

Прочитав, можно побеседовать, домыслить, пофантазировать. И будет здорово, если возникнет желание перевоплотиться в героев книжки. Из бумаги, марли, ваты и кусочков материи можно сделать костюмы ворона Абрахаса, филина Шуху. И здесь хорошим помощником будет иллюстрация. Цветные и чёрно-белые рисунки И. Кабакова очень выразительны.

Перевоплощаясь в героев книжки, дети продумывают речь и манеру поведения, характер и мотивы поступков. Простор для забавных занятий с малышами обширен. Можно разыгрывать сценки и устраивать чтение, распределив роли. Интересно поразмыслить, как бы поступили сказочные герои в определённых ситуациях в нашей жизни. Например:

Что бы сделала Маленькая Баба Яга, если бы увидела, как большие мальчишки обижают малышей?

Что бы произошло, если бы Маленькое Привидение заметило в зоопарке девочку, которая дразнит животных?

Какое наказание придумал бы Маленький Водяной для людей, которые сбрасывают в речку мусор?

Сказки Пройслера подсказывают сюжеты для игр: ведь, правда же, увлекательное дело — устроить День стрелка, или Лесной карнавал, или показать фокусы. Творческое пребывание в атмосфере сказок Пройслера, несомненно, оставит у ребёнка светлые воспоминания.

Конечно, очень может статься, что ваш ребенок «псевдотрусишка» и страх был у него признаком какого-то другого душевного конфликта: неутоленной жажды лидерства, ревности, страдания из-за ощущения своей ненужности, заброшенности. В психологических играх это все быстро выявится, и тогда то, о чем пойдет речь дальше, к вам не относится. Но если ваш ребенок от природы робок и боязлив, не стремитесь сделать из него супермена. Психологические игры, а главное, бережное, тактичное обращение взрослых, помогут ему избавиться от патологических страхов, но не обольщайтесь, отчаянным храбрецом и сорвиголовой он, вероятнее всего, не станет. Ориентируя такого ребенка на подобные примеры, вы только лишний раз понизите его самооценку, а, в конце концов, сформируете комплекс неудачника. Как же быть?

У каждого человека есть свой предел возможностей, не выходя за грань которого, можно добиться очень многого. Надо только правильно определить, что человеку органически присуще, а что – нет. Принято считать, что практически любой недостаток человека можно обратить в достоинство. Трусишкой быть, конечно, плохо, но, если, преодолев болезненные страхи, ребенок станет осторожным и осмотрительным, вреда от этого никому не будет, а будет только польза. Тем более что от природы робкий ребенок тоже способен проявить чудеса мужества, но не на том поле битвы, на котором побеждают герои приключенческих романов и боевиков. Его сфера – интеллектуальная: наука, искусство, литература. Поэтому предлагайте ему читать больше книг об ученых, писателях, художниках (судя по тому, к чему у него самого есть склонности). В них он найдет достойный образец для подражания, созвучный с особенностями своей натуры. Да и приключений, подвигов, которых так жаждет подросток, в этих книгах тоже будет немало. Одна история Коперника или Галилея чего стоит! Упорно отстаивать свои взгляды, стойко вынося нападки врагов, разве это не подвиг? Даже монотонная с виду жизнь кабинетного ученого может быть наполнена мужественными, дерзновенными поисками, только это будут поиски научной истины, а не сокровищ Вест-Индии.

Кстати, о сокровищах. Вряд ли имеет смысл нацеливать впечатлительных, ранимых детей на занятие бизнесом. Прежде всего, разумеется, потому, что эта сфера сейчас сильно криминализирована, и человек с тонкой душевной организацией не сможет чувствовать себя в ней спокойно и уверенно, а, следовательно, не добьется больших успехов. Но даже если бы все наши бизнесмены стали бы в одночасье порядочными, культурными людьми, свято чтущими закон, творческим личностям (а я уже говорила, что у робких детей, как правило, большой творческий потенциал) разумнее поискать более интересную область приложения своих талантов. Короче, не требуйте от Зайчишки-Трусишки, чтобы он стал Волком, но постарайтесь, чтобы он постепенно превратился в здорового, уверенного в себе, красивого Зайца. И не паниковал при мысли о волках.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с детской художественной литературой «Чему нас учит художественная литература» Цель: Узнать чему может научить предмет - детская художественная литература. Ход занятия: Ребята перед тем, как начать наше занятие, я.

Значение художественной литературы для детей Детская литература является частью большого подлинного искусства. Произведения, созданные для маленьких читателей или отобранные для них.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с родителями «Что читать детям трусишкам»
Опубликовано: 31 марта 2015 в 23:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД