МААМ-картинки

100 лет дошкольному образованию в России

Ольга Журавлева
100 лет дошкольному образованию в России

В этом году исполняется 100 лет дошкольному образованию в России. Обращаясь к прошлому, невольно сравниваешь себя с предшественниками: чем похожи, чем отличаемся. Диалог во времени убеждает нас в том, что в жизни все изменяется и набирает силу, опираясь на прошлый опыт. У каждого дела, большого и маленького, есть свое начало, своя биография. Так и у системы дошкольного образования Кузбасса она своя – неповторимая. В рамках исследовательского проекта нами были собраны материалы по истории дошкольного образования в Кузнецке. Материалы нашего проекта неоднократно были представлены на различных мероприятиях и получили положительные отзывы. Большую помощь при работе над проектом нам оказали специалисты народного городского музея образования имени В. К. Демидова (МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» города Новокузнецка) и специалисты отдела образования Кузнецкого района.

Публикация «100 лет дошкольному образованию в России» размещена в разделах

Зачем нам нужен был этот проект? История - часть жизни каждого человека, и каждый человек - часть истории. Идёт время и на поприще педагогической деятельности загораются и гаснут звёзды, раскрываются таланты. Но всё проходит и забывается, а память нужна нам для того, чтобы сравнить себя с предыдущими поколениями и понять развиваешься ты или нет, определить своё профессиональное предназначение, стимулировать творческую деятельность и указать путь к успешному становлению в профессии. Как жили они – наши предшественники, какие задачи ставили, как работали и что можем сделать мы, продолжая начатое? Одним из ярчайших примеров преданности педагогической профессии является Мария Войцеховна Лянге. В нашем очерке рассказывается о судьбе этой великой женщины.

Традиционно в России дети воспитывались дома, поэтому история дошкольного образования Кузбасса ведет отсчет с послереволюционных времен.

Вовлечение женщин в общественно полезный труд потребовало создания мест, где бы находились дети, пока их родители на производстве.

Наиболее активно сеть детских садов стала развиваться в конце 20-х годов. А называлось это массовое движение, объявленное Н. К. Крупской и А. В. Луначарским, «дошкольный поход». В нашем городе с 1929-го по 1936-й годы шло бурное строительство, увеличивался приток в город молодых специалистов. Создавались семьи, рождались дети, и, следовательно, возникла необходимость открывать специальные заведения для детей в помощь работающим женщинам.

Дошкольными учреждениями на Кузнецкстрое сначала были детские площадки. Первая такая площадка была открыта в 1927-м году в Старокузнецке. Материалы фондов городского музея образования свидетельствуют о том, что первая летняя площадка для детей работала при народном доме в Кузнецке, организаторами которой являлись Таисья Ильина и Анна Васильевна Фугенфирова. Обе они на тот момент являлись учащимися старших групп школы.

На площадке было 37 детей в возрасте от 3-х до 7 лет, и функционировала она с 5 июня по 20 августа. Питание дети приносили из дома, а кушали только один раз в день, в обед. Подогревали пищу и готовили чай здесь же, на площадке. Дневного сна не было организовано совсем. Площадка работала с 9 часов утра до 17 часов вечера.

Самый первый детский сад Кузбасса открылся в г. Анжеро-Судженске 9 января 1918 года, вскоре после революционных событий 1917 года. Первой руководительницей (воспитательницей) в этом детском саду была Мария Войцеховна Лянге, которую пригласили из Томска. Необыкновенно добрая, искренняя, она особенно близка была детям.

По ее воспоминаниям, мы имеем сегодня представление об обстановке внутри детского сада. «Размещался он в двух больших комнатах, в которые можно было попасть через коридор. В групповых комнатах стояли маленькие столики, крашенные в зеленый цвет и маленькие табуреточки того же светло-зеленого цвета. В каждой группе стояли шкафы, в которых был размещен строительный материал, состоящий из разных геометрических фигур, закрашенных красками основных цветов. В обеих комнатах стояло по канцелярскому шкафу, в них было много картин, которые можно было использовать при обучении детей рассказыванию и немного игрушек».

Детский сад посещало 50 детей. Мария Войцеховна вспоминала: «Мы записали занятия на каждый день, что будем делать с детьми. Первые дни – прием детей и знакомство с ними, знакомство с детским садом. Познакомить и научить детей пользоваться строительным материалом, песком. Обязательное поддержание порядка с первых дней. Выявлений знаний и умений детей».

В 1951 году Мария Войцеховна вместе со своим мужем Вячеславом Олимпиевичем Болдыревым направляются работать в Новокузнецк, где она создает новый детский сад №45 практически на пустом месте, рядом с бывшей зоной. Человек большой и яркой судьбы, мать-героиня, Мария Войцеховна почти 70 лет своей жизни отдала работе с детьми: она работала инспектором отдела народного образования по дошкольному воспитанию, заведующей детским садом. Уже на пенсии, в 70-80-х годах, Мария Войцеховна жила в Кузнецком районе (район 30-й квартал, организовала кружок юного цветовода, разбила вместе с соседскими детьми небольшой цветочный парк, который существует и по сей день. Дожила эта замечательная женщина до 98 лет.

Общественное дошкольное образование прошло большой и трудный путь длиной в 100 лет. Оно развивалось благодаря энтузиазму и творческому подъему работников детских садов, которые в невероятно трудных условиях создавали первую ступень системы образования.

Работая с архивными материалами, изучая прошлое, живя настоящим, предугадывая и проектируя будущее, мы получили главный урок – урок большого человеческого мужества и служения профессии.

Литература

1. Дошкольное воспитание в Кузбассе: история и современность / Департ. образования Администр., ОблИУУ; Сост. Т. Г. Назарова. Кемерово. 1997.

2. Солдатова В. М., Чурекова Т. М. Дошкольное воспитание// Историческая энциклопедия Кузбасса: В 3 тт. Т. 1: А К/ В. П. Машковский, Г. Г. Халиулин. 1996.

3. Анжеро-Судженск : хроника : [приложение к газете «Наш город»] // Наш город. - 2006. - №1-200. - 64 с.

4. Анжеро-Судженск. События и люди / сост. А. А. Калинина, Н. П. Голдаева, Г. С. Поздняков и др. - Новосибирск : ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 1997. - 180 с. - (100 лет).

5. Константинова, Ф. В. М. В. Лянге - организатор дошкольного дела в г. Анжеро-Судженске / Ф. М. Константинова // Дошкольное воспитание в Кузбассе: история и современность. / Кемеровский областной институт усовершенствования учителей ; Т. Г. Назарова, Д. В. Кацюба, А. Л. Аброткина, В. Г. Рябиков. – Кемерово : Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1997. - С. 38-41.

Публикации по теме:

Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы»Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Авторское многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Интеграция образовательных.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» Отчет о работе по дополнительному образованию «Очумелые ручки» (подготовительная к школе группа) за 2016 - 2017 учебный год В этом году.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждении» Ваш малыш пришел в детский сад. Для него начинается новая жизнь. Его впервые оторвали от мамы. Все для него новое, непривычное. Чтобы ребенок.

Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний»Проект по экологическому образованию «Тропинка знаний» Воспитатели: Емельянова А. Д., Потемкина С. Ю. Актуальность В наши дни экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть 2. Содержательный отдел2.1. Образовательная деятельность. Учебно-тематический план 1 год обученияТворческое рассказывание. «Интервью у.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Сказки-добрые друзья» для детей 3–4 лет 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка «Основная задача взрослых – открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Волшебный мир Оригами» для детей в возрасте 5–7 лет Рабочая программа по дополнительному образованию "Волшебный мир Оригами" для детей в возрасте 5-7 лет 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная.

Выступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольниковВыступление на областном фестивале по экологическому образованию дошкольников Подводя итоги 2017 года как года экологии, 14.12.2017 года Центр дошкольного образования г. Пензы проводил фестиваль по экологическому образованию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
100 лет дошкольному образованию в России
Опубликовано: 8 апреля 2020 в 15:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД