Проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности «Будьте здоровы!»

Cветлана Сумневич
Проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности «Будьте здоровы!»

МДОУ «Детский сад № 95»

Ленинского района г. Саратова

Будьте здоровы!

Проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности

старшего воспитателя Сумневич С. Н.

2013 г

Направления работы дошкольного учреждения:

- Создание модели дошкольного учреждения, обеспечивающего охрану и укрепление здоровья дошкольников, повышения сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка

- Воспитание здорового ребенка через целостный подход к оздоровлению средствами природы совместными усилиями детского сада и семьи

- Воспитание экологической культуры дошкольников через выявление причинно-следственных зависимостей в природе.

В нашем детском саду созданы все условия для комплексного решения эколого-оздоровительных задач. Разнообразие объектов природы на территории детского сада дало возможность создать экологическую тропинку и разработать план эколого-оздоровительных мероприятий на ней.

В ДОУ работает медицинский кабинет. В детском саду создан зимний сад

Медицинский персонал совместно с педагогическим коллективом проводит ежегодно комплекс лечебно-профилактических мероприятий. Поэтому в нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный медико-психолого-педагогический подход в решении проблемы повышения уровня экологической культуры воспитателей и становления начал экологической культуры у дошкольников, а также охраны и укрепления здоровья детей.

Содержание проекта

Определение проблемы и цели

Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни невозможно без учета современных знаний в области экологии. Саратов, как и другие города России, стал центром экологических проблем. Общее, что объединяет все территории страны - это ухудшение экологической обстановки, состояния здоровья населения. Здоровых детей приходит в детский сад с каждым годом все меньше и меньше.

На укрепление здоровья детей направлена вся работа сотрудников детского сада:

- лечебно-профилактическая

- физкультурно-оздоровительная

- просветительская

Но этого не достаточно для комплексного решения эколого-оздоровительных задач. Поэтому возникла необходимость участия детей и родителей в данной работе. На родительском собрании «Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с окружающим» руководитель творческой группы Сумневич С. Н. предложила родителям подготовительной группы принять участие в эколого-оздоровительном проекте «Будьте здоровы Медсестра выступила с докладом «Фитотерапия для детей, часто болеющих простудными заболеваниями»

Проект «Будьте здоровы ставит своей целью:

- Вовлечение старших дошкольников в проектную деятельность эколого- оздоровительной направленности

- Создание стимула в получении знаний о здоровье и здоровом образе жизни, о взаимосвязи человека с природой, о лекарственных растениях и навыков по уходу за растениями (фитоогорода, уголка природы, цветника)

- Обучение детей групповой деятельности.

Сбор информации по проблеме осуществлялся по трем направлениям:

- научно-энциклопедическое

- методическое

- медицинское

Педагоги, участвующие в проекте, поставили перед собой цель дать детям знания о ценности здоровья и здорового образа жизни для человека в процессе занятий и игровой деятельности.

Для этого была изучена следующая литература:

1. Я познаю мир. Детская энциклопедия. М.:1995

2. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М. 1990

3. Махлаюк В. П. Лекарственные растения в народной медицине. Саратов,1991

4. Волынский Б. Г. Лекарственные растения в научной и народной медицине. Саратов,1981

5. Савельева Н. Ю. Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону,2005

6. Савельева Н. Ю. Организация оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Ростов-на-Дону,2005

7. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М. 2004

8. Авдеева Н. Н. Безопасность. - СПб.: «Детство-Пресс», 2004

9. Региональная программа «Основы здорового образа жизни» Ч. 1. Методические рекомендации для дошкольных учреждений. Саратов, Научная книга, 2000

На начальном этапе осуществления проекта была организована встреча детей в врачом-педиатром. В результате встречи дети узнали много нового о здоровье человека, о способах закаливания организма, о фитотерапии. Познакомились с лекарственными растениями, используемыми для приготовления фитосборов. Узнали о местах произрастания лекарственных растений (лес, луг, овраг и др.) и о возможных способах выращивания некоторых из них на территории детского сада. Педагоги провели с детьми занятия по темам:

- Окружающая среда и человек

- Здоровье. Понятие о здоровом организме

- Здоровая пища

- Эмоциональное благополучие

- Путешествие в «лесную аптеку»

Закрепление полученных знаний происходило в игровой деятельности. С детьми были организованы сюжетно-ролевые игры:

- Центр здоровья

- Юные экологи

- Путешествие в лес

На территории детского сада организованы экскурсии в уголок нетронутой природы для знакомства с лекарственными растениями.

Планирование деятельности и выполнение проекта

В результате полученных знаний дети осознали ценность природы в жизни человека и усвоили способы оздоровления средствами природы.

В процессе коллективного обсуждения воспитатели и дети подготовительной группы решили создать на территории детского сада фитоогород.

Для успешной реализации эколого – оздоровительных задач дети разделились на группы по видам деятельности:

1 группа «Росток» занималась проращиванием семян и посадкой

2 группа «Пчёлка» осуществляла прополку, полив и рыхление

3 группа «Лаборанты» вела наблюдения за растениями и фиксировала наблюдения в календаре

4 группа «Заготовители» осуществляла сбор растений

5 группа «Оформители» совместно с воспитателями оформили гербарий лекарственных растений.

На основе полученной информации для фитоогорода были выбраны растения, имеющие наибольшую жизнестойкость, экологическую, оздоровительную значимость.

Родители были привлечены к приобретению посадочного материала (семена календулы, ромашки, мяты) и сбору лекарственных растений на дачных участках (плоды боярышника, шиповника, листья чёрной смородины).

Воспитатели с детьми обсудили работу каждой группы и спланировали деятельность детей с апреля по август. Провели беседы по темам:

- Условия, необходимые для жизни растений

- Составление гербария

- Как правильно сажать растения и как за ними ухаживать

- О пользе растений в жизни человека

Работа по выращиванию, уходу и сбору лекарственных растений имеет познавательный и исследовательскй характер.

В фитотерапии можно использовать растения, растущие за пределами города в дали от дорог и предприятий.

В конце лета педагоги с детьми оформили гербарий лекарственных растений, выращенных на фитоогороде и произрастающих в уголке нетронутой природы.

На следующем этапе дети разделились на две группы для создания альбома сказок о лекарственных растениях.

1 группа «Сказочники»

2 группа «Художники-оформители»

В процесс придумывания сказок были привлечены родители детей.

Этот этап является результатом совместной деятельности воспитателей, детей, родителей и дополняет реальные исследования в области лекарственных растений, способствует формированию потребности к оздоровлению средствами природы.

Заключительным этапом реализации проекта было участие детей в празднике «Лес – зелёный доктор».

Результаты и перспектива

Участие детей в проектной деятельности показало, что для усвоения экологических понятий и формирования потребности здорового образа жизни достаточно организовать совместную работу воспитателя и детей в процессе занятий, бесед, игровой деятельности. Но для формирования отношения к объектам природы и понимания ценности природы для человека, необходимо практическая деятельность детей, направленная на получение результатов.

Дети подготовительной группы приобрели знания о способах укрепления здоровья, об условиях жизни и применения лекарственных растений, навыки по выращиванию и сбору лекарственных растений.

Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в приобщении детей к общечеловеческим ценностям и формировании чувства ответственности за коллективное дело. Экологическая воспитанность выразилась в гуманно-ценностном отношении к природе. У детей появилось желание и умение заботиться о живом, создавая необходимые для жизни условия.

Для организации эколого-оздоровительной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении необходимо:

1. Проведение ежегодного анализа заболеваемости детей и диагностическое обследование детей по вопросам экологического воспитания.

2. Составление плана эколого - оздоровительной работы с детьми ДОУ а) в группе

б) на экологической тропинке

3. Проведение медицинским персоналом просветительской работы по проблеме здорового образа жизни.

4. Организация работы с родителями по ОЗОЖ

Публикации по теме:

«Хрустальная капель 2012» .

Стихотворение для детей, посвященное 23 февраля «Нам не нужна война» Стихотворение для детей "Нам не нужна война", посвященное 23 февраля * Мальчишкам нравятся рисунки про войну. На них - снаряды, танки, самолеты.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Проект по здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности «Будьте здоровы!»
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 19:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Изготовление элементов для летнего оформления из природного, бросового материалов и...
Каждый раз, приступая к изготовлению элементов летнего оформления, хочется сделать что-то оригинальное, не повторяющееся из года в год. Если позволяют...
Фотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном 9 мая «Никто не забыт, ничто не...
Вот уже на протяжении многих десятилетий 9 мая остается самым главным, трогательным, душевным праздником и памятной датой для нашей страны. Наша победа не...
Фотозарисовка «Актуальность творческих работ»
Творчество педагогов занимает не мало важную роль на сегодняшний день. Картины, которые вы видите, сделанные своими руками. Эти работы изготовленные с...
Презентация «Эколята молодые защитники природы»
Презентация \"Эколята молодые защитники природы\" состоит из того что мы в нашем детском саду в целях развития экологического воспитания и просвещения...
Презентация для родительского собрания «Пожарная безопасность»
Родительское собрание. Тема: «Пожарная безопасность детей». Подготовила старший воспитатель А. И. Мазурова Добрый вечер уважаемые родители! ( 1-3...