Индира Нуртдинова
Бумага — рукотворный материал.
Цель. Познакомить детей с рукотворным материалом - бумагой, продемонстрировать им разнообразие бумаги по качеству и расцветки,об использовании бумаги в жизни человека.
Предварительная работа. Подбор различных образцов бумаги,которые должны быть аккуратно обрезаны для создания коллекции,понадобится альбом для рисования или фотографий.
Публикация «Бумага — рукотворный материал,» размещена в разделах
Методика работы. Воспитатель вносит в группу образцы бумаги и раскладывает их на столе. Предлагает детям рассмотреть их. Обращает внимание детей на их разнообразие, после чего рассказывает:
- Знаете,сколько на свете разных вещей из бумаги!А сама бумага такая разная :есть ворсистая (бархатная,есть тонкая (почти прозрачная) и толстая, плотная (картон).(Воспитатель демонстрирует образцы бумаги,предлагает детям подержать их в руках и найти среди них гладкие, ворсистые и т. д).Она разная,но называется одним словом - бумага. А знаете почему?
Потому что всю бумагу делают из древесины (из дерева).Долгий путь проходит дерево,прежде чем превратится в бумагу. Его распиливают на чурбаки, чурбаки на щепки,щепки варят в специальных растворах,и получается бумажная масса. Специальной машиной перемешивают эту массу, отжимают из жидкой бумаги воду,отглаживают горячими валиками (как утюгом) и сматывают в огромные рулоны.
Качество бумаги зависит от обработки древесины: чем больше с ней работают машины,тем лучше она становится.
И что же делают из бумаги, смотанной в рулон?Как вы думаете?
Ответы-предложения детей.
Воспитатель обобщает ответы детей:
- Делают книги,тетради,газеты,журналы,обои,которыми оклеивают стены в домах,дети из бумаги могут делать разные поделки,игрушки, украшения.
Воспитатель предлагает детям сделать из образцов бумаги групповую коллекцию. На глазах у детей и при их посильной помощи педагог крепит образцы бумаги на страницы альбома или вкладывает их в фотоальбом.
Впоследствии коллекция периодически пополняется новыми поступлениями,которые приносят из дома воспитатель и дети. Работая с коллекцией,дошкольники узнают разные свойства бумаги (бумага мнётся,рвётся,мокнет в воде и т. д.).На основе полученных представлений о бумаге дети формулируют правила обращения с вещами и предметами,выполненные из неё.
Дидактическая игра"Что здесь сделано из бумаги?".Воспитатель предлагает назвать все предметы и объекты,сделанные из бумаги в кукольном уголке,раздевалке и т. д. ,при этом просит детей назвать из какой бумаги сделаны найденные ими предметы.