Получи документы

Ценность образовательных технологий в работе с младшими дошкольниками

Елена Акимова
Ценность образовательных технологий в работе с младшими дошкольниками

Аннотация: В статье раскрывает значение использование фольклора в работе с детьми раннего и младшего возраста. Знакомство детей с фольклором создает благоприятные условия для всестороннего развития детей, эмоционального контакта, обогащает чувства и речь детей.

Ключевые слова: фольклор, эмоциональный контакт, речевая активность, песенки, потешки.

Детский фольклор русского народа и народов зарубежных стран необычно богат и разнообразен. Реализация образовательной области «Художественно – эстетическое развитие», вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора нацеливает нас на широкое использование народного творчества с детьми. Полноценная работа по данному направлению необходима в качестве важнейшего средства развития детей, так как восприятие художественной литературы и фольклора с одной стороны, расширяет представления дошкольников об окружающем мире, содействует развитию литературной речи, приобщает к словесному творчеству; с другой стороны, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий. Доброта героев, их отзывчивость особенно важны для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и отрицательных эмоций. Художественные произведения читаются как на занятиях, исходя из образовательных задач, так и в бытовых и образовательных ситуациях в режимных моментах, с учета интересов и желаний самих детей,

Публикация «Ценность образовательных технологий в работе с младшими дошкольниками» размещена в разделах

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с детьми. Ведь сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности детей. И действительно, прибаутки, потешки, песенки погружают ребенка в светлый, уютный мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу. Работая с детьми младшего дошкольного возраста наблюдения показывают, что произносимые взрослым ритмические фразы вызывают у ребенка реакцию на художественное произведение. Интонацию голоса в одних случаях успокаивает, в других-бодрит. Например, колыбельные песенки оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Поехали-поехали», «Скачет зайка беленький», вызывают потребность ребенка в двигательной активности. В первую очередь в круг детского чтения обязательно должны быть включены попевки, приговорки, потешки, так как фольклор способствует формированию у ребенка чувство родного языка, обогащает речь, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Дети вслушиваются в звучание стихотворной речи, улавливают ее ритм, обращают внимание на богатство и разнообразие словесных форм : травка-муравка, курочка-рябушка. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражав взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями. Особую значимость приобретает фольклор в период адаптации ребенка к детскому саду. Хорошо подобранная потешка помогает установить контакт с ребенком, успокоить, вызвать положительные эмоции. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания, например: «Кто у нас хороший…», «Вот проснулся петушок…», «Катя, Катя маленькая…». Использование потешек с именем ребенка в период привыкания сближает малыша с другими детьми, взрослыми, помогает вызвать симпатию. Произведения народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Потешки должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся воспитателем, должны быть понятны детям. Удачно подобранные песенки, потешки помогают воспитателю в режимных моментах: во время кормления, умывания, одевания на прогулку, подготовка ко сну, развитие двигательной активности, сопровождая свои действия текстом, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, например: «Киска, киска, киска, брысь!» «Встань, малыш, еще разок!» «Большие ножки шли по дорожке…», «Вот и люди спят, вот и звери спят…», «Травка-муравка», «Поехали-поехали…», «Водичка-водичка…», «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…». Показ любого трудового действия надо сопровождать потешкой, что побуждает малышей повторять действия и вызывает радостное настроение. Очень важно использовать произведения народного творчества для воспитания у малышей дружелюбия, умения сочувствовать, общаться. Практика показывает: для всестороннего развития детей раннего, младшего возраста особое значение имеют игры-забавы с использованием фольклора. В играх воспитатели используют хорошо известные детям потешки, чтобы дети могли проявить речевую активность. Например, организуя дидактическую игру «Кто что есть» используют потешку «Травка-муравка…», или во время игр с куклами дети с удовольствием вспоминают колыбельные песенки. Живой интерес у детей вызывают произведения, в которых имеются звукоподражания голосом животных. В таких потешках малыши учатся доброму отношению ко всему живому, например: «Петушок, петушок…», «На дубочке…». При чтении и разучивании потешек, песенок и прибауток воспитатель сопровождает слова определенными действиями. Важно наглядно показать детям жесты, мимику, позу персонажа – игрушку, иллюстрации, использование фланелеграфа. В игровой форме преподнести потешку так, чтобы дети могли осознать ее содержание и вызвать у них эмоциональное отношение к персонажам. Постепенно дети в самостоятельных играх разговор персонажей переносили на действия с игрушками. Широко используем в работе дидактические игры, например: «Угадай потешку», «Угадай любимую сказку». Словесные игры по мотивам народного творчества. На роль выбираем ребенка («сорока», «киска»). Читая потешку, дети отображали ее содержание в действиях. В результате обыгрывание потешки превращалось в игру и увлекало малышей. Чтение потешек должно быть многократным. Одной из форм повторного чтения детям может стать инсценировка художественного произведения. В инсценировках потешек воспитатели могут использовать различные виды кукольных театров. Путем создания игровых ситуаций при показе мини-спектаклей создаются условия: для проговаривании детьми слов художественного произведения, для общения малышей со взрослым, для игры с персонажами после просмотра спектакля. После чтения, инсценировки художественных произведений воспитатель в разных формах непосредственной образовательной деятельности организует игры детей с игрушками, героями спектакля. Припевки, потешки и песенки дети должны слышать с самого раннего возраста. Чем раньше взрослые начнут приобщать ребенка к первым художественным произведениям, к книге, тем гармоничнее будет развиваться малыш. Не теряйте времени и начинайте знакомить ребенка с лучшим произведением. Читайте детям хорошие книги!

«Литература» :

1. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования : [пособие для пед. коллективов дет. садов и родителей: сборник] / [Доронова Т. Н. и др. ]; под ред. Т. Н. Дороновой и Т. И. Ерофеевой. -М. : Обруч, 2010

2. «Хрестоматия для маленьких» Л. Н. Елисеева, 1987

3. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. – М: ТЦ Сфера, 2010

4. Эстетическое воспитание в детском саду/ под ред. Н. А. Ветлугиной. - М: Просвещение, 1978

Публикации по теме:

Ценность фольклора Русский народ создал изустную литературу, мудрые пословицы и хитрые загадки, сказки, былины. напрасно думать, что эта литература была.

Работа с родителями по развитию речи детей младшей группы посредством фольклора Информационный стенд, папка – передвижка. СЕНТЯБРЬ Консультация: Особенности развития речи детей младшего возраста Цель: познакомить родителей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ценность образовательных технологий в работе с младшими дошкольниками
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 12:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД