Центр социально-личностного развития в предметно-развивающей среде разновозрастной группы малокомплектного ДОУ. Проект

Вера Ширикова
Центр социально-личностного развития в предметно-развивающей среде разновозрастной группы малокомплектного ДОУ. Проект

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт проекта….… 3

2. Этапы реализации проекта…. … 7

3. Результаты проекта….… 10

4. Список литературы…. …12

5. Приложение…. …13

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта Центр социально-личностного развития в предметно- развивающей среде разновозрастной группы малокомплектного ДОУ. Образовательная область «Безопасность».

Тип проекта Творческий

Руководитель проекта Ширикова Вера Валерьевна

Срок реализации проекта Сентябрь 2012 год - май 2013 год

Проблема

Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары. Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 596 детей, из них дошкольники). Участились травмы, связанные с правилами безопасного поведения на улице, в общественных местах, в транспорте. Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей, отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков самосохранения, отсутствие целенаправленной, спланированной работы по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьей – всё это привело к созданию данного проекта.

Цель Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности и дорожного движения, формирование знаний, умений и навыков необходимых для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи проекта Развивать умения реально оценивать возможную опасность. Развивать познавательную активность, творческие способности детей, навыки самостоятельной работы, коммуникативного общения.

Научить навыкам безопасного поведения дошкольников в быту, набирать телефонные номера «01», «02», «03», навыкам общения с дежурными этих служб в экстремальных ситуациях, называя информацию о себе, практическим действиям в случае возникновения пожара.

Воспитывать чувство осторожности самосохранения, ответственности за свои действия и поступки, стремление прийти на помощь человеку в чрезвычайной ситуации, воспитывать уважение к труду пожарных, врачей скорой помощи и полицейских, дать советы родителям по формированию навыков у детей безопасного поведения.

Гипотеза Прочные навыки по соблюдению правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста в различных ситуациях сформируются только при регулярной, непрерывной, разъяснительной и практической работе, а также при четкой организации взаимодействия родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.

Новизна Создание центра социально-личностного развития и внедрение инновационных форм работы с детьми позволит сформировать осознанное безопасное поведение воспитанников во время чрезвычайной ситуации.

Участники проекта Дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители.

Продукты проекта Организация предметно- развивающей среды, т. е. создание центра социально-личностного развития

Ожидаемые результаты по проекту Изменятся отношения детей к своей безопасности и здоровью. Воспитанники овладеют навыками правильных действий в случае экстремальных ситуациях. Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01», «02», «03» и дать все необходимые сведения о себе. Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Произойдет профессиональный личностный рост педагогов по данной теме. Родители заинтересуются данной проблемой и в процессе реализации проекта станут нашими единомышленниками.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Период Мероприятия Ответственный

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сентябрь 1 неделя - Сбор и анализ литературы по данной теме.

Воспитатель

2 неделя - Диагностика детей. Образовательная область «Безопасность» (Приложение 1). Воспитатели

3 неделя - Чтение и рассматривание художественных произведений, сказок: «Кошкин дом».

- Выставка рисунков детей: «Огонь-какой он?» (Приложение 2). Воспитатель

4 неделя - Консультация для родителей «Безопасность ребенка» (Приложение 3).

- Анкетирование родителей: «Знаю ли я правила дорожного движения». Воспитатель

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Октябрь 1 неделя - Памятка для малышей «Малышам об огне».

- Изготовление машин скорой помощи и полицейского. Воспитатель

Родители

2 неделя - Викторина «Знаешь ли ты ПДД?». Воспитатель

3 неделя - Книга для родителей «Причины пожара» (Приложение 4). Воспитатели

4 неделя - Обновление уголка по безопасности (Приложение 5). Воспитатель

Родители

Ноябрь 1 неделя - Беседа «Как вызвать службы «01», «02», «03».

- Выставка рисунков детей: «Наши спасатели» (Приложение 6).

- Изготовление макетов домов. Воспитатель

Воспитатель Родители,дети

2 неделя - Сюжетно-ролевая игра «Пожарник» .

- Буклеты «Правила на всю жизнь» (Приложение 7). Воспитатель

Воспитатель

3 неделя - Дидактическая игра «Мы - спасатели» (Приложение 8). Воспитатель

4 неделя - НОД «Знакомство с правилами дорожного движения». Воспитатель

Декабрь 1 неделя - Чтение «Как не попасть в беду» Корнеева О.

- Дидактические игры «Буриме», «Разложи по порядку» (Приложение 8). Воспитатель

2 неделя - Изготовление костюмов врача скорой помощи и пожарника.

- Беседа «Правила поведения в быту и общественном транспорте». Воспитатель

Родители

Воспитатель

3 неделя - Непосредственно образовательная деятельность «Транспорт». Воспитатель

Январь 3 неделя - Оформление дидактической мягкой книги (Приложение 9).

- Непосредственно образовательная деятельность: аппликация по теме: «Пожарник» (Приложение 11).

- Диагностика детей. Образовательная область «Безопасность» (Приложение 12). Воспитатель

Родители

Воспитатели

4 неделя - Беседа на тему «Знает каждый гражданин этот номер 01».

- Чтение сказки «Как Алеша переходил улицу» (Приложение 13).

- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Воспитатель

Родители

Февраль 1 неделя - Непосредственно образовательная деятельность: «Горит - не горит». Воспитатель

2 неделя - Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар». Воспитатель

3 неделя - Придумываем сказку: «Пожар у Бабы Яги». Воспитатель

4 неделя - Составление альбома «Я - пешеход» (Приложение 14). Воспитатель

Март 1 неделя - Непосредственно образовательная деятельность: разучивание пословиц и поговорок о пожарном. Воспитатель

2 неделя - Чтение сказки «Яблони в цвету» (Приложение 13).

- Консультация для родителей «Пожарная безопасность - 01» (Приложение 15). Воспитатель

3 неделя - Инсценирование сказки «Пожар у Бабы Яги»» (Приложение 16). Воспитатель

4 неделя - Отгадывание загадок о службах спасения (Приложение 15).

- Обновление предметно- развивающей среды в группе (Приложение 17). Воспитатель

Воспитатель

Апрель 1 неделя - Аппликация «Врач скорой помощи». Воспитатель

2 неделя - Чтение сказки «Подарок» (Приложение 13). Воспитатель

Музыкальный руководитель

3 неделя - Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».

Воспитатель

4 неделя - Чтение сказки «Невыдуманная история» (Приложение 13). Воспитатель

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП

Май 2 неделя - Чтение сказки «Вкус жизни» (Приложение 13). Воспитатель

Музыкальный руководитель

3 неделя - Презентация «Центра социально-личностного развития в предметно- развивающей среде разновозрастной группы малокомплектного ДОУ.

Образовательная область «Безопасность» (Приложение 18). Воспитатель

Музыкальный руководитель

4 неделя - Диагностика детей. Образовательная область «Безопасность». Воспитатель

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

При системном подходе отслеживания эффективности воспитательного процесса выделены две группы параметров, по которым эти достижения были отслежены: образовательные и личностные. В каждой группе определяется содержание критериев и показателей эффективности образовательного процесса на основе трехуровневой модели: подготовительный, начальный, уровень освоения.

I. Образовательные достижения:

1. Уровень усвоения детьми знаний правил дорожного движения. На данном уровне критериями выступают разнообразие умений и навыков, практических действий, знаний правил дорожного движения, правил поведения в общественном транспорте, на улицах, дома, номеров телефонов экстренных служб, от чего может произойти пожар, что означают сигналы светофора, а также специальный транспорт.

2. Устойчивый интерес детей к содержанию поставленных задач в процессе реализации модульного принципа педагогического процесса.

Критериями данного параметра является характер мотивов изучения правил дорожного движения, участие детей в модульном курсе по безопасности поведения на проезжей части, в быту, на улице.

II Личностные достижения:

1. Культура поведения дошкольников на проезжей части, в транспорте и во дворе. Ориентация детей на выполнение общепринятых правил дорожного движения, поведения в чрезвычайных ситуациях.

III. Творческая активность детей. При анализе степени проявления творческих способностей детей обращалось внимание на то, как у детей проявляется желание реализовать свои возможности в разных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, художественно-речевой и других видах деятельности.

Родители осознали всю значимость данной работы и стали нашими единомышленниками.

Решение задач проекта позволило определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о безопасности возросло, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Уже на этапе промежуточной диагностики отмечается положительная динамика в уровне сформированности знаний и представлений о безопасности.

Таким образом, анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами проекта. Знания детей стали более прочными и осознанными, так как давались в системе, применялись в различных видах деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» М. ООО «ТЦ Сфера» 2005.

2. Н. А. Адалина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» М. ООО «Издательство Скрипторий» 2003.

3. «Безопасность». Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина: С-Пб. «Детство- Пресс», 2002.

4. «Пожарная безопасность. Нестандартные занятия»/ Автор-сост. Р. А. Жукова - Волгоград: ИТД «Корифей» 2008.

5. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-синтез. 2011.

6. Н. С. Астафьева «Планирование деятельности с детьми по всем образовательным областям» [Текст] Н. С. Астафьева - М: Центр дополнительного образования «Восхождение» 2012.

7. Н. И. Марецкая «Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника» [Текст]/ Н. И. Марецкая – М.: Гиом-Пресс, 2005.

8. М. Н. Полякова «Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ: методические рекомендации» [Текст]/ М. Н. Полякова – М.: - Центр педагогического образования 2008.

9. О. А. Скоролупова «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции» [Текст]/ О. А. Скоролупова, Н. И. Федина//Дошкольное воспитание - 2010, №7.

10. О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», 2010.

11. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения» М.: - ООО «ТЦ Сфера» 2009.

12. К. П. Нефедова «Транспорт. Какой он?» М.: - Издательство «ГНОМ» и Д, 2004.

13. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» М.: - Мозаика-Синтез,2012.

Публикации по теме:

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Рекомендации для воспитателей по оформлению проектов 1. Титульный лист. 2. Тип проекта (исследовательский, творческий, игровой 3. Вид проекта (продолжительность) 4. Участники проекта 5. Краткая.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Центр социально-личностного развития в предметно-развивающей среде разновозрастной группы малокомплектного ДОУ. Проект
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 07:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки»
НОД по аппликации из салфеток «Весёлые друзья для овечки» Цель: Учить создавать овечку, аккуратно наклеивая комочки из салфеток на готовый силуэт...