Чистоговорки — эффективное средство закрепления и автоматизации звука

Тамара Нохрина
Чистоговорки — эффективное средство закрепления и автоматизации звука

Процесс закрепления поставленного звука в речи, начинается с произнесения звука в слогах, но слоговые упражнения скучны для детей дошкольного возраста, поэтому автоматизацию звука в слогах лучше всего проводить в форме шуток – чистоговорок. В них удачно соединяется слоговая структура с рифмованной строкой.

Чтобы процесс формирования артикуляции и голоса через чистоговорки носил непрерывный, систематический характер, мы предлагаем родителям продолжать занятия с детьми дома, руководствуясь инструкцией педагогов. Заинтересовать родителей нам помогают открытые занятия и консультации.

Педагогически целесообразные преимущества

чистоговорок в работе с детьми

Наличие рифмы обостряет слуховое восприятие ребенка

Ритмическая рифмовка чистоговорок помогает развитию темпа и ритма речи, интонационной выразительности, облегчает произношение и запоминание звуков

Звук в чистоговорках быстрее автоматизируется, прочнее входит в речь ребенка, а в дальнейшем легче используется в речевой практике

Чистоговорки вызывают у детей интерес

Текст скороговорок насыщен изучаемыми звуками, они коротки, а значит доступны детям дошкольного возраста

В работе над чистоговорками необходимо учитывать возраст ребенка, объем речевых умений и навыков

Подача речевого материала в чистоговорках может проходить различными путями:

Слоговую часть произносят дети, а рифмованную воспитатель

Слоговую часть произносят дети, только что освоившие звук данной чистоговорки, рифмованную часть - дети у которых в речи есть все звуки

Слоговую часть произносит одна подгруппа, рифмованную – вторая

Первую и вторую части чистоговорки произносят дети

Автоматизация звука требует постепенности, предполагающей последовательность, доступность, системность речевого материала чистоговорок – переход от постановки и автоматизации изолированного звука (например ф) к различным типам слогов: звук в открытом слоге (иф, аф, уф, звук в интервальном положении (ифи, афе, уфе) и звук в закрытом слоге (фи, фа, фу)

Следует обращать внимание на следующее:

Мышцы шеи, нижней челюсти, гортани, лица детей должны быть свободны, не напряжены

Дыхание – диафрагмальное, развивающее навык спокойного взятия дыхания в диафрагму, не поднимая плечи

Язык при произнесении гласных должен лежать свободно, неподвижно, а кончик языка касаться нижних зубов у самого их края, при этом кончик языка должен быть опущен. Для произнесения согласных, в зависимости от места образования, требуется лишь движение самого кончика языка или его средней части, но никак не втягивание или сжимание языка

Проговаривание – неторопливое, четкое, правильно артикулируя звуки

Чистота речи зависит от многих факторов и работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста. В этом вам помогут чистоговорки, которых великое множество. К тому же чистоговорки можно легко сочинять самим на любой звук, а также использовать наглядность. Детям это очень нравится. Желаем вам успехов!

Су –су –су – вы не видели лису?

СА – СА – СА – в лес ушла лиса

Сы –сы – сы – у лисы усы

Со – со – со – лиса катит колесо

Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Игры для автоматизации звуков в слогах, словахИгры для автоматизации звуков в слогах, словах "пальчики загибай, слог (слово) называй". Ребенок проговаривает слог (слово) с поставленным звуком и загибает пальчики. "прошагай слог".

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
  • Учимся считать
Автор публикации:
Чистоговорки — эффективное средство закрепления и автоматизации звука
Опубликовано: 16 января 2014 в 07:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность...
1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов, обеспечить...
Авторская сказка для анимационной работы «Сказка о путешествие Атоменка.»
Аторская сказка для анимационной работы "Сказка о путешествие АТОменка. " Жил – был Атоменок, решил он пойти посмотреть на мир. Шел он, шел и заблудился....
Конспект занятия в средней группе. Тема «Снег».
Цели: Закреплять знания детей о свойствах снега, провести опыты со снегом. Задачи: обучающая : расширять представления о сезонных изменениях в природе....
Муха-Цокотуха пасхальная
МУХА-ЦОКОТУХА Пасхальная сказка-мюзикл по сюжету сказки К. Чуковского, П. Дзюба Автор сценария - Музыкальный руководитель Лагутина Е. М. Действующие...
Ширма «Символ России — русская береза»
«… вопрос о патриотическом воспитании молодежи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу...