Чистоговорки — эффективное средство закрепления и автоматизации звука

Тамара Нохрина
Чистоговорки — эффективное средство закрепления и автоматизации звука

Процесс закрепления поставленного звука в речи, начинается с произнесения звука в слогах, но слоговые упражнения скучны для детей дошкольного возраста, поэтому автоматизацию звука в слогах лучше всего проводить в форме шуток – чистоговорок. В них удачно соединяется слоговая структура с рифмованной строкой.

Чтобы процесс формирования артикуляции и голоса через чистоговорки носил непрерывный, систематический характер, мы предлагаем родителям продолжать занятия с детьми дома, руководствуясь инструкцией педагогов. Заинтересовать родителей нам помогают открытые занятия и консультации.

Педагогически целесообразные преимущества

чистоговорок в работе с детьми

Наличие рифмы обостряет слуховое восприятие ребенка

Ритмическая рифмовка чистоговорок помогает развитию темпа и ритма речи, интонационной выразительности, облегчает произношение и запоминание звуков

Звук в чистоговорках быстрее автоматизируется, прочнее входит в речь ребенка, а в дальнейшем легче используется в речевой практике

Чистоговорки вызывают у детей интерес

Текст скороговорок насыщен изучаемыми звуками, они коротки, а значит доступны детям дошкольного возраста

В работе над чистоговорками необходимо учитывать возраст ребенка, объем речевых умений и навыков

Подача речевого материала в чистоговорках может проходить различными путями:

Слоговую часть произносят дети, а рифмованную воспитатель

Слоговую часть произносят дети, только что освоившие звук данной чистоговорки, рифмованную часть - дети у которых в речи есть все звуки

Слоговую часть произносит одна подгруппа, рифмованную – вторая

Первую и вторую части чистоговорки произносят дети

Автоматизация звука требует постепенности, предполагающей последовательность, доступность, системность речевого материала чистоговорок – переход от постановки и автоматизации изолированного звука (например ф) к различным типам слогов: звук в открытом слоге (иф, аф, уф, звук в интервальном положении (ифи, афе, уфе) и звук в закрытом слоге (фи, фа, фу)

Следует обращать внимание на следующее:

Мышцы шеи, нижней челюсти, гортани, лица детей должны быть свободны, не напряжены

Дыхание – диафрагмальное, развивающее навык спокойного взятия дыхания в диафрагму, не поднимая плечи

Язык при произнесении гласных должен лежать свободно, неподвижно, а кончик языка касаться нижних зубов у самого их края, при этом кончик языка должен быть опущен. Для произнесения согласных, в зависимости от места образования, требуется лишь движение самого кончика языка или его средней части, но никак не втягивание или сжимание языка

Проговаривание – неторопливое, четкое, правильно артикулируя звуки

Чистота речи зависит от многих факторов и работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста. В этом вам помогут чистоговорки, которых великое множество. К тому же чистоговорки можно легко сочинять самим на любой звук, а также использовать наглядность. Детям это очень нравится. Желаем вам успехов!

Су –су –су – вы не видели лису?

СА – СА – СА – в лес ушла лиса

Сы –сы – сы – у лисы усы

Со – со – со – лиса катит колесо

Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Игры для автоматизации звуков в слогах, словахИгры для автоматизации звуков в слогах, словах "пальчики загибай, слог (слово) называй". Ребенок проговаривает слог (слово) с поставленным звуком и загибает пальчики. "прошагай слог".

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Транспорт
  • Учимся считать
Автор публикации:
Чистоговорки — эффективное средство закрепления и автоматизации звука
Опубликовано: 16 января 2014 в 07:22
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о рисовании «Мамин портрет»
Продолжая публикации посвящённые Дню Матери предлагаю посмотреть рисунки моих воспитанников. Мамы у нас получились замечательные добрые и милые, красивые и...
Конспект занятия по аппликации «Букет маме» во второй младшей группе
Уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по аппликации во второй младшей группе " Букет маме". Приближается самый тёплый праздник - День...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая». Задачи: -Приучать детей внимательно слушать стихи о маме. -Вызвать эмоциональный отклик на стихи....
Мастер-класс «Букет для мамы из одноразовых ложек»
День матери - праздник особый, Отмечаем его в ноябре: Зимы ожидает природа, И слякоть ещё на дворе. Но мы дорогим нашим мамам Подарим веселье сердец!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Домашние животные и их...
Тема: «Домашние животные и их детеныши» Цели: расширять представления о животных и их детенышах; развивать мыслительные операции; развивать слуховое и...