Цикл занятий по ознакомлению с лотосом Комарова (проект «Ускользающая жемчужина Дальнего Востока»)

Антонова Татьяна
Цикл занятий по ознакомлению с лотосом Комарова (проект «Ускользающая жемчужина Дальнего Востока»)

Познание. Формирование целостной картины мира.

Конспект занятия «Ускользающая жемчужина Дальнего востока»

Задачи:

- познакомить детей с реликтовым растением - лотосом; дать представления о его особенностях, значении в жизни человека;

- развивать познавательную активность в ходе моделирования и экспериментальной деятельности;

- развивать коммуникативные навыки (умение внимательно слушать вопрос, рассуждать, делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой информации);

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

- экран, (мультимедийная презентация);

- фото-пазлы с изображением цветов;

- лепестки на каждого ребенка,

- свеча на каждого ребенка,

- таз с водой.

- цветок лотоса для игры,

- спортивное оборудование для создания полосы препятствий,

- фоновая запись,

- книга легенд,

- шкатулка, блокноты, карандаши.

Ход занятия:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о…. А о чем мы будем вести беседу вы узнаете, если сложите эти пазлы.

(предлагает детям собрать пазлы с изображение цветов дальневосточной природы).

Воспитатель: О чем будет сегодня наш разговор?

Дети: О цветах.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о них, кроме того,что это цветы.

(Дети говорят, что эти цветы растут в Хабаровском крае, они занесены в Красную книгу края, знают названия цветов, рассказывают о том. что у них общее строение (есть корень, стебель, листья, цветок), различаются по строению цветка, разновидностью стебля и листьев, имеют разные виды корней, составляли Книгу легенд об этих цветах).

Воспитатель: (обращает внимание на собранные пазлы с лотосом)

А что вы можете рассказать об этом цветке?

(Дети предполагают что это кувшинка, похож на лилию и др.)

Воспитатель: Предположения все разные. Вы хотите о нем узнать побольше?

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель: Как нам это сделать?

Дети: Можем спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, посмотреть телевизор…

Воспитатель: Все это верно. А я вам предлагаю отправиться в гости к самой Хранительнице дальневосточной природы. Она наверняка много знает об этом цветке. Как, согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмите с собой фотографию незнакомого цветка, что бы Хранительница вам о нем рассказала.

Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи,выполнять движения по тексту.

К Хранительнице природы

Попасть совсем легко.

Лететь, ползти не надо

И ехать далеко…

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок-

Сихоте-Алиня вот отрог.

На сопках там багульник, видишь?

Шумит тайга. Её ты слышишь?

Над ней синеют небеса-

Откройте поскорей глаза!

Во время, «путешествия» детей, воспитатель перевоплощается в Хранительницу дальневосточной природы- надевает на голову венок из цветов и набрасывает на плечи платок.

3. Решение проблемы

Хранительница: Здравствуйте! Вы кто такие и откуда? Зачем пожаловали в мои владения?

Дети: Мы хотим узнать все об этом цветке (показывают фотографию лотоса).

Хранительница: Этот цветок- чудо нашей дальневосточной природы, его ускользающая жемчужина. Называется он лотосом, а точнее – лотос Комарова, по имени знаменитого исследователя нашего края. Этот цветок растет в водоемах. Путь к нему не близкий. Вы готовы идти к этому цветку?

Дети: Да.

Хранительница: Но прежде хочу у вас спросить- знаете ли вы правила поведения в природе?

Проводится игра «Передай цветок». Детям предлагается встать в круг и передавать цветок лотоса (сделанный оригами, при этом называя правила поведения в природе

Хранительница: Вижу, знаете как себя вести. Теперь можно и в дорогу отправляться.

Дети вместе с Хранительницей отправляются к озеру с лотосами, преодолевая препятствия- «кочки», «упавшее бревно», «тонкий мостик» и др. По ходу продвижения звучит музыкальное сопровождение.

Дети останавливаются около импровизированного озера- экран.

Хранительница: Вот мы с вами и пришли. Давайте полюбуемся этим прекрасным цветком.

Предлагает детям присесть на подушечки перед экраном. Демонстрация мультимедийной презентации о лотосе.

Хранительница: (читает стихотворение о лотосе)

Там, где дорога уходит в поля,

Озера синий платок.

Розовой прелестью, словно заря,

Манит всех лотос цветок.

Лотос – загадочной древности цвет,

Он, как лампада, горит.

Древних веков посылает привет,

Тайны Востока хранит.

Хранительница: Нравится вам цветок. Лотос –очень древнее растение. Его возраст более 100 мил. лет. Он видел динозавров и ящеров, гигантские папоротники и пережил ледниковый период. Таким прекрасным он явился в наш мир. Лотос – растение водное. Его корень находится глубоко в отложении ила. Длинный стебель, побираясь через толщу воды, выносит на поверхность дивный цветок.

У лотоса есть свои секреты. Хотите о них узнать?

Дети: Да.

Хранительница: (проведение эксперимента) Подойдите к столу и возьмите по одному лепестку. Теперь натрите одну сторону свечой. Опустите лепесток в воду. Что заметили?

Дети: Сторона, которая не была натерта свечой, стала мокрой. Сторона, которую мы натерли свечой, оказалась сухой. С нее скатывались капельки воды.

Хранительница: Это секрет лотоса. Его нежные лепестки покрыты тонким слоем воска, и поэтому, проходя через ил и толщу воды, лотос всегда остается чистым. У многих народов лотос-символ чистоты сердца и ума.

Лотос приспособился к нашим дальневосточным условиям, стал морозостойким растением. Обычно слой ила, в котором зимуют корневища, не промерзает и температура придонного слоя воды не опускается ниже +4 С. Это тоже секрет лотоса.

Ученые открыли поразительный факт: в ночь перед тем, как распуститься, бутон лотоса неожиданно нагревается… На следующие сутки, если ночью теплеет, эта естественная "печь" убавляет обороты, но температура бутона остается неизменной, почти человеческой - 35 градусов. Подобный трюк, "придуманный" лотосом, помогает и самим насекомым. Когда поутру бутон вновь раскроется, пчела или жук, отогревшись за ночь, бодрехонько вылетают оттуда, (показ слайда с насекомыми на лотосе). Лотос-естественная печка. И это тоже его секрет.

Лотос меняет свое положение вслед за солнцем. И это тоже секрет лотоса.

Давайте с вами представим, что мы лотосы. (Под спокойную музыку проводится физминутка.)

Раз, два, три – выросли цветы

(сжимать и разжимать кисти рук).

К солнцу тянут лепестки.

(поднять руки через стороны вверх, сложив ладошки в виде «бутончика»)

Солнцу улыбнулись, за ним повернулись.

(повороты туловища в стороны, руки с «бутончиком» вверху).

Лучик лепестков коснулся- лотос миру улыбнулся!

(медленно открывать «бутон» и опустить руки через стороны вниз)

Хранительница: Вот сколько секретов у лотоса. Этот цветок занесен в Красную книгу России и Хабаровского края. Подумайте, почему его нужно оберегать (предлагается детям самостоятельно определить причины, по которым лотос нужно охранять)

(Предполагаемый ответ): Лотосу приходится трудно. Нередко гибнут его цветы в букетах любителей экзотики. Редеют лотосовые поля и тогда, когда уходит влага при осушении земель. Питательные корневища растения с удовольствием поедает разная местная живность, особенно дикие свиньи («даже у навозного жука есть желание поесть меда из лотоса»,— гласит бенгальская поговорка). Да и домашний скот не проходит мимо аппетитных стеблей и корневищ лотоса.)

Лотос - прекрасное чудо планеты.

Стал исчезать он не с этого лета.

Этот красивый нежный цветок

Ярко сияет как огонек.

Люди жилища им украшали,

В пищу когда-то его потребляли.

И, наконец, стал известен он всем …

Быстро исчез, малочислен совсем.

Хранительница: Сегодня вы многое узнали. А что бы не забыть все новое, предлагаю все зарисовать вот в этих блокнотиках. (предлагает детям блокноты для зарисовки секретов лотоса - графическое моделирование).

У многих народов есть легенды о лотосе. И в наших краях ходят о нем легенды…

(Рассказ Хранительницы прерывают встревоженные голоса птиц (фоновая запись)

Хранительница: К сожалению, нам придется расстаться. Что-то случилось и меня зовут. А на память о нашей встрече, я дарю вам книгу «Легенды лотоса», а ваши «секреты» сложите в шкатулку, расскажите всем о замечательном цветке - лотосе.

Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи, выполнять движения по тексту.

Обратно в детский сад

Попасть совсем легко.

Лететь, ползти не надо

И ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок-

И вот уж виден наш забор,

За ним наш сад и группа.

Как хороша прогулка наша.

Закончились чудеса – откройте поскорей глаза.

Вовремя возвращения детей в детский сад, Хранительница перевоплощается обратно в воспитателя.

Воспитатель: Рада снова вас видеть. Встречались с Хранительницей? Что нового узнали?

Дети показывают шкатулку и книгу «Легенды лотоса».

4. Постановка новой задачи.

Воспитатель: Вы после путешествия устали. Предлагаю идти погулять, а рассмотрим книгу и ваши записи секретов вечером. Да, пока вы гостили у Хранительницы, я тоже узнала кое-что о лотосе. Но об этом – на следующем занятии.

В свободной совместной деятельности с воспитателем дети читают книгу «Легенды лотоса», рассматривают зарисовки-модели, выбирают наиболее удачные и создают модель «Секреты лотоса».

Художественное творчество.

Конспект занятия «Лотос».

Задачи:

- закреплять знания о лотосе;

- продолжать формировать умения изготавливать поделки из бумаги; познакомить с изготовлением цветка лотоса в стиле оригами, используя пооперационные карты; закреплять знания о базовых формах, условных обозначениях;

- развивать глазомер, моторику рук;

- способствовать эмоциональному восприятию образа цветка лотоса через художественную деятельность;

-воспитывать аккуратность, самостоятельность, целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Материал к занятию:

- модель «Секреты лотоса»,

- операционные карты для изготовления лотоса,

- листы салфеток,

- панорама озера для выставки лотосов.

Ход занятия:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Вот перед вами наш лотос. Каждый лепесток- это его секрет. А вот и мой лепесток-секрет о лотосе. (Цветки обладают несильным, но приятным ароматом. Лепестки меняют свой цвет от белого в начале дня до розового к полудню. Плоды представляют собой орешки, образующиеся в углублениях цветка. Плод лотоса так и называется - многоорешек. Семена эти съедобны. В странах Азии из них готовят конфеты, вываривая орешки в сахаре. готовят заменитель кофе. Из корней готовят муку. Стебли лотоса ядовиты. Китайцы делают из него более 300 видов лекарств, а также, употребляют в пищу. Но для этого необходимо знать, какие части растения и в какое время следует использовать.) Лотос полезное растение- лекарь, пекарь, кондитер.

Воспитатель прикрепляет лепесток к модели лотоса.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель: А вы захватили с собой цветок? Нет? А почему?

Дети объясняют, почему нельзя рвать лотос.

3. Решение проблемы.

Воспитатель: Как жаль! Знаете что, давайте его сделаем. Делать будем из бумаги – салфетки. Как вы думаете, почему именно салфетка? (она мягкая, подходит для создания цветка с красивыми лепестками, Дети исследуют салфетку, подтверждая свои предположения)

Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежит все необходимое для работы.

Воспитатель: Прежде чем мы с вами будем делать цветок лотоса, рассмотрим операционную карту, (дети вместе с воспитателем анализируют план изготовления цветка, вспоминают условные обозначения, базовые формы, используемые в технике оригами). А сейчас давайте подготовим наши пальчики к работе – проведем гимнастику, (пальчиковая гимнастика).

Пальчиковая гимнастика «Лотос»

(Пальцы сжаты, ладони соединены пальцами кверху, локти в упоре на столе.)

Лотоса нежные цветки

Распускают лепестки.

(Медленно разводим пальцы и ладони, руки от локтя до запястья прижаты друг к другу.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Дети легко дуют на пальцы (не раздувая щек). Покачивание руками влево,вправо.)

Перед дождиком цветки

Закрывают лепестки,

(Медленно сжать пальцы и сомкнуть ладони.)

Головку наклоняют,

Как будто засыпают.

(Наклонить руки со сжатыми ладонями вперед.

Воспитатель: Теперь возьмите операционные карты, салфетки и приступайте к работе.

Дети работают под спокойную музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу по необходимости.

4. Презентация:

Воспитатель: Какие красивые получились лотосы. Несите их на наше озеро и будем любоваться.

Дети ставят свои работы на импровизированное озеро из ткани, на листочки. Воспитатель под спокойную музыку читает стихотворение:

Как символ нежной чистоты

В природе лотос расцветает…

От его дивной красоты

Вдруг все как будто замирает…

Подует легкий ветерок,

Бутоны лотоса качнуться,

И в мире звездно-голубом

От длительного сна проснутся.

Прелестно голову склонив,

На воду лепестки роняют,

Как розовые мотыльки

Они над озером летают.

Божественная благодать,

В душе покой и безмятежность…

И чудный лотос дарит вам

Свою любовь, добро и нежность.

Публикации по теме:

Проект «Поможем птицам зимой» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: II младшая группа. Период выполнения проекта: неделя. мы для птиц кормушки ставим,.

Экологический проект «Ускользающая жемчужина Дальнего Востока» Тема проекта: «Ускользающая жемчужина Дальнего востока». Участники проекта: - дети старшего дошкольного возраста; - педагоги; - родители.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Цикл занятий по ознакомлению с лотосом Комарова (проект «Ускользающая жемчужина Дальнего Востока»)
Опубликовано: 30 апреля 2013 в 09:57
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....