Цикл занятий по ознакомлению с лотосом Комарова (проект «Ускользающая жемчужина Дальнего Востока»)

Антонова Татьяна
Цикл занятий по ознакомлению с лотосом Комарова (проект «Ускользающая жемчужина Дальнего Востока»)

Познание. Формирование целостной картины мира.

Конспект занятия «Ускользающая жемчужина Дальнего востока»

Задачи:

- познакомить детей с реликтовым растением - лотосом; дать представления о его особенностях, значении в жизни человека;

- развивать познавательную активность в ходе моделирования и экспериментальной деятельности;

- развивать коммуникативные навыки (умение внимательно слушать вопрос, рассуждать, делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой информации);

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал к занятию:

- экран, (мультимедийная презентация);

- фото-пазлы с изображением цветов;

- лепестки на каждого ребенка,

- свеча на каждого ребенка,

- таз с водой.

- цветок лотоса для игры,

- спортивное оборудование для создания полосы препятствий,

- фоновая запись,

- книга легенд,

- шкатулка, блокноты, карандаши.

Ход занятия:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о…. А о чем мы будем вести беседу вы узнаете, если сложите эти пазлы.

(предлагает детям собрать пазлы с изображение цветов дальневосточной природы).

Воспитатель: О чем будет сегодня наш разговор?

Дети: О цветах.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о них, кроме того,что это цветы.

(Дети говорят, что эти цветы растут в Хабаровском крае, они занесены в Красную книгу края, знают названия цветов, рассказывают о том. что у них общее строение (есть корень, стебель, листья, цветок), различаются по строению цветка, разновидностью стебля и листьев, имеют разные виды корней, составляли Книгу легенд об этих цветах).

Воспитатель: (обращает внимание на собранные пазлы с лотосом)

А что вы можете рассказать об этом цветке?

(Дети предполагают что это кувшинка, похож на лилию и др.)

Воспитатель: Предположения все разные. Вы хотите о нем узнать побольше?

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель: Как нам это сделать?

Дети: Можем спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, посмотреть телевизор…

Воспитатель: Все это верно. А я вам предлагаю отправиться в гости к самой Хранительнице дальневосточной природы. Она наверняка много знает об этом цветке. Как, согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Возьмите с собой фотографию незнакомого цветка, что бы Хранительница вам о нем рассказала.

Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи,выполнять движения по тексту.

К Хранительнице природы

Попасть совсем легко.

Лететь, ползти не надо

И ехать далеко…

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок-

Сихоте-Алиня вот отрог.

На сопках там багульник, видишь?

Шумит тайга. Её ты слышишь?

Над ней синеют небеса-

Откройте поскорей глаза!

Во время, «путешествия» детей, воспитатель перевоплощается в Хранительницу дальневосточной природы- надевает на голову венок из цветов и набрасывает на плечи платок.

3. Решение проблемы

Хранительница: Здравствуйте! Вы кто такие и откуда? Зачем пожаловали в мои владения?

Дети: Мы хотим узнать все об этом цветке (показывают фотографию лотоса).

Хранительница: Этот цветок- чудо нашей дальневосточной природы, его ускользающая жемчужина. Называется он лотосом, а точнее – лотос Комарова, по имени знаменитого исследователя нашего края. Этот цветок растет в водоемах. Путь к нему не близкий. Вы готовы идти к этому цветку?

Дети: Да.

Хранительница: Но прежде хочу у вас спросить- знаете ли вы правила поведения в природе?

Проводится игра «Передай цветок». Детям предлагается встать в круг и передавать цветок лотоса (сделанный оригами, при этом называя правила поведения в природе

Хранительница: Вижу, знаете как себя вести. Теперь можно и в дорогу отправляться.

Дети вместе с Хранительницей отправляются к озеру с лотосами, преодолевая препятствия- «кочки», «упавшее бревно», «тонкий мостик» и др. По ходу продвижения звучит музыкальное сопровождение.

Дети останавливаются около импровизированного озера- экран.

Хранительница: Вот мы с вами и пришли. Давайте полюбуемся этим прекрасным цветком.

Предлагает детям присесть на подушечки перед экраном. Демонстрация мультимедийной презентации о лотосе.

Хранительница: (читает стихотворение о лотосе)

Там, где дорога уходит в поля,

Озера синий платок.

Розовой прелестью, словно заря,

Манит всех лотос цветок.

Лотос – загадочной древности цвет,

Он, как лампада, горит.

Древних веков посылает привет,

Тайны Востока хранит.

Хранительница: Нравится вам цветок. Лотос –очень древнее растение. Его возраст более 100 мил. лет. Он видел динозавров и ящеров, гигантские папоротники и пережил ледниковый период. Таким прекрасным он явился в наш мир. Лотос – растение водное. Его корень находится глубоко в отложении ила. Длинный стебель, побираясь через толщу воды, выносит на поверхность дивный цветок.

У лотоса есть свои секреты. Хотите о них узнать?

Дети: Да.

Хранительница: (проведение эксперимента) Подойдите к столу и возьмите по одному лепестку. Теперь натрите одну сторону свечой. Опустите лепесток в воду. Что заметили?

Дети: Сторона, которая не была натерта свечой, стала мокрой. Сторона, которую мы натерли свечой, оказалась сухой. С нее скатывались капельки воды.

Хранительница: Это секрет лотоса. Его нежные лепестки покрыты тонким слоем воска, и поэтому, проходя через ил и толщу воды, лотос всегда остается чистым. У многих народов лотос-символ чистоты сердца и ума.

Лотос приспособился к нашим дальневосточным условиям, стал морозостойким растением. Обычно слой ила, в котором зимуют корневища, не промерзает и температура придонного слоя воды не опускается ниже +4 С. Это тоже секрет лотоса.

Ученые открыли поразительный факт: в ночь перед тем, как распуститься, бутон лотоса неожиданно нагревается… На следующие сутки, если ночью теплеет, эта естественная "печь" убавляет обороты, но температура бутона остается неизменной, почти человеческой - 35 градусов. Подобный трюк, "придуманный" лотосом, помогает и самим насекомым. Когда поутру бутон вновь раскроется, пчела или жук, отогревшись за ночь, бодрехонько вылетают оттуда, (показ слайда с насекомыми на лотосе). Лотос-естественная печка. И это тоже его секрет.

Лотос меняет свое положение вслед за солнцем. И это тоже секрет лотоса.

Давайте с вами представим, что мы лотосы. (Под спокойную музыку проводится физминутка.)

Раз, два, три – выросли цветы

(сжимать и разжимать кисти рук).

К солнцу тянут лепестки.

(поднять руки через стороны вверх, сложив ладошки в виде «бутончика»)

Солнцу улыбнулись, за ним повернулись.

(повороты туловища в стороны, руки с «бутончиком» вверху).

Лучик лепестков коснулся- лотос миру улыбнулся!

(медленно открывать «бутон» и опустить руки через стороны вниз)

Хранительница: Вот сколько секретов у лотоса. Этот цветок занесен в Красную книгу России и Хабаровского края. Подумайте, почему его нужно оберегать (предлагается детям самостоятельно определить причины, по которым лотос нужно охранять)

(Предполагаемый ответ): Лотосу приходится трудно. Нередко гибнут его цветы в букетах любителей экзотики. Редеют лотосовые поля и тогда, когда уходит влага при осушении земель. Питательные корневища растения с удовольствием поедает разная местная живность, особенно дикие свиньи («даже у навозного жука есть желание поесть меда из лотоса»,— гласит бенгальская поговорка). Да и домашний скот не проходит мимо аппетитных стеблей и корневищ лотоса.)

Лотос - прекрасное чудо планеты.

Стал исчезать он не с этого лета.

Этот красивый нежный цветок

Ярко сияет как огонек.

Люди жилища им украшали,

В пищу когда-то его потребляли.

И, наконец, стал известен он всем …

Быстро исчез, малочислен совсем.

Хранительница: Сегодня вы многое узнали. А что бы не забыть все новое, предлагаю все зарисовать вот в этих блокнотиках. (предлагает детям блокноты для зарисовки секретов лотоса - графическое моделирование).

У многих народов есть легенды о лотосе. И в наших краях ходят о нем легенды…

(Рассказ Хранительницы прерывают встревоженные голоса птиц (фоновая запись)

Хранительница: К сожалению, нам придется расстаться. Что-то случилось и меня зовут. А на память о нашей встрече, я дарю вам книгу «Легенды лотоса», а ваши «секреты» сложите в шкатулку, расскажите всем о замечательном цветке - лотосе.

Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи, выполнять движения по тексту.

Обратно в детский сад

Попасть совсем легко.

Лететь, ползти не надо

И ехать далеко.

Закрой глаза и сделай шаг,

Теперь в ладоши хлопни так:

Один хлопок, еще хлопок-

И вот уж виден наш забор,

За ним наш сад и группа.

Как хороша прогулка наша.

Закончились чудеса – откройте поскорей глаза.

Вовремя возвращения детей в детский сад, Хранительница перевоплощается обратно в воспитателя.

Воспитатель: Рада снова вас видеть. Встречались с Хранительницей? Что нового узнали?

Дети показывают шкатулку и книгу «Легенды лотоса».

4. Постановка новой задачи.

Воспитатель: Вы после путешествия устали. Предлагаю идти погулять, а рассмотрим книгу и ваши записи секретов вечером. Да, пока вы гостили у Хранительницы, я тоже узнала кое-что о лотосе. Но об этом – на следующем занятии.

В свободной совместной деятельности с воспитателем дети читают книгу «Легенды лотоса», рассматривают зарисовки-модели, выбирают наиболее удачные и создают модель «Секреты лотоса».

Художественное творчество.

Конспект занятия «Лотос».

Задачи:

- закреплять знания о лотосе;

- продолжать формировать умения изготавливать поделки из бумаги; познакомить с изготовлением цветка лотоса в стиле оригами, используя пооперационные карты; закреплять знания о базовых формах, условных обозначениях;

- развивать глазомер, моторику рук;

- способствовать эмоциональному восприятию образа цветка лотоса через художественную деятельность;

-воспитывать аккуратность, самостоятельность, целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Материал к занятию:

- модель «Секреты лотоса»,

- операционные карты для изготовления лотоса,

- листы салфеток,

- панорама озера для выставки лотосов.

Ход занятия:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель: Вот перед вами наш лотос. Каждый лепесток- это его секрет. А вот и мой лепесток-секрет о лотосе. (Цветки обладают несильным, но приятным ароматом. Лепестки меняют свой цвет от белого в начале дня до розового к полудню. Плоды представляют собой орешки, образующиеся в углублениях цветка. Плод лотоса так и называется - многоорешек. Семена эти съедобны. В странах Азии из них готовят конфеты, вываривая орешки в сахаре. готовят заменитель кофе. Из корней готовят муку. Стебли лотоса ядовиты. Китайцы делают из него более 300 видов лекарств, а также, употребляют в пищу. Но для этого необходимо знать, какие части растения и в какое время следует использовать.) Лотос полезное растение- лекарь, пекарь, кондитер.

Воспитатель прикрепляет лепесток к модели лотоса.

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

Воспитатель: А вы захватили с собой цветок? Нет? А почему?

Дети объясняют, почему нельзя рвать лотос.

3. Решение проблемы.

Воспитатель: Как жаль! Знаете что, давайте его сделаем. Делать будем из бумаги – салфетки. Как вы думаете, почему именно салфетка? (она мягкая, подходит для создания цветка с красивыми лепестками, Дети исследуют салфетку, подтверждая свои предположения)

Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежит все необходимое для работы.

Воспитатель: Прежде чем мы с вами будем делать цветок лотоса, рассмотрим операционную карту, (дети вместе с воспитателем анализируют план изготовления цветка, вспоминают условные обозначения, базовые формы, используемые в технике оригами). А сейчас давайте подготовим наши пальчики к работе – проведем гимнастику, (пальчиковая гимнастика).

Пальчиковая гимнастика «Лотос»

(Пальцы сжаты, ладони соединены пальцами кверху, локти в упоре на столе.)

Лотоса нежные цветки

Распускают лепестки.

(Медленно разводим пальцы и ладони, руки от локтя до запястья прижаты друг к другу.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Дети легко дуют на пальцы (не раздувая щек). Покачивание руками влево,вправо.)

Перед дождиком цветки

Закрывают лепестки,

(Медленно сжать пальцы и сомкнуть ладони.)

Головку наклоняют,

Как будто засыпают.

(Наклонить руки со сжатыми ладонями вперед.

Воспитатель: Теперь возьмите операционные карты, салфетки и приступайте к работе.

Дети работают под спокойную музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу по необходимости.

4. Презентация:

Воспитатель: Какие красивые получились лотосы. Несите их на наше озеро и будем любоваться.

Дети ставят свои работы на импровизированное озеро из ткани, на листочки. Воспитатель под спокойную музыку читает стихотворение:

Как символ нежной чистоты

В природе лотос расцветает…

От его дивной красоты

Вдруг все как будто замирает…

Подует легкий ветерок,

Бутоны лотоса качнуться,

И в мире звездно-голубом

От длительного сна проснутся.

Прелестно голову склонив,

На воду лепестки роняют,

Как розовые мотыльки

Они над озером летают.

Божественная благодать,

В душе покой и безмятежность…

И чудный лотос дарит вам

Свою любовь, добро и нежность.

Публикации по теме:

Проект «Поможем птицам зимой» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: II младшая группа. Период выполнения проекта: неделя. мы для птиц кормушки ставим,.

Экологический проект «Ускользающая жемчужина Дальнего Востока» Тема проекта: «Ускользающая жемчужина Дальнего востока». Участники проекта: - дети старшего дошкольного возраста; - педагоги; - родители.

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Цикл занятий по ознакомлению с лотосом Комарова (проект «Ускользающая жемчужина Дальнего Востока»)
Опубликовано: 30 апреля 2013 в 09:57
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...