Цвет в жизни ребенка

елена михайлова
Цвет в жизни ребенка

ВВЕДЕНИЕ.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Таким образом, путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предмета и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

1. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ СЛОВА И ЦВЕТА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Если смешивать основные цвета попарно, то образуется группа цветов, которые называются смешанными. Так, красный с желтым дает оранжевый красный с синим — фиолетовый,синий с желтым – зеленый. Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, будут называться сложными. Например, смешивание. оранжевого с

фиолетовым дает нам красно-коричневый цвет, если смешать оранжевый с зеленым, получится желто-коричневый, зеленый с фиолетовым —сине-коричневый.

Цветовой круг поможет детям лучше понять, как цвета взаимодействуют друг с другом. На его примере дети видят, как каждый цвет постепенно переходит в другой, образуя множество промежуточных цветов и оттенков. Так, красный и оранжевый дают огненно оранжевый, желтый и зеленый — лимонно-желтый, синий и зеленый — бирюзовый, красный и фиолетовый — лиловый. Так образуется основной хроматический круг.

На занятиях по развитию речи, лепке, рисованию, аппликации нужно учить детей правильному называнию цветов, их сравнению и различению. Следует уделять внимание воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений окружающих предметов. Учить различать цвета, более тонко дифференцировать:

а) восприятие цвета,

б)словесное обозначение цвета,

в)представления об окружающем мире (эмоции, человеческие отношения, объекты природы).

При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета:

зеленый — трава;

желтый — солнышко;

синий — море;

малиновый - малина;

оливковый —оливки;

болотный - болото и т. п.

Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм. Со временем ребенок усваивает эти образы, и у него формируется адекватное цветовое восприятие мира. К 5

годам у детей ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Возьмем, к примеру, красный цвет. «Кирпичный, томатный, кровавый, солнечный», - скажет вам ребенок. Таким образом, за каждым цветом закрепляется определенная ассоциация.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ЦВЕТОМ.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, которые образовываются из нескольких слов. Например:

конь с белой гривой -белогривый;

волк с острыми зубами —острозубый;

грачи с белыми носами —белоносые;

сорока с белым боком —белобока и т. д.

Учатся образовывать глаголы с помощью приставок. Например:

Посинеть;

Покраснеть;

Зазеленеть;

Зазолотиться и т. д.

Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что является одной из важных задач.

З. АССОЦИАЦИЯ С ЦВЕТОМ КАК ПРИЕМ ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧИ.

Мы говорим голубой город и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение «у него золотое сердце» сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Услышав фразу «ты сгущаешь краски» мы сразу понимаем, что сгущать краски — значит преувеличивать, придавать чему-то слишком большое значение.

Для усиления ассоциативного мышления ребенка с успехом можно использовать различные изобразительные средства, бумагу различной фактуры: и обои, и кальку, и фольгу. Возьмем, например, фольгу:

прозрачная, серебристая, острая, холодная, напоминающая воду, небо, воздух.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

По завершении творческой работы желательно обсудить ее с ребенком и вместе подумать, может ли она иметь продолжение или другие варианты выполнения. При этом важно отметить, что процесс работы ребенка с цветом сопровождается еще и внутренней речью. Параллельно с тем, что ребенок произносит вслух о цвете предмета, он многое проговаривает еще и «про себя» Например, вслух — «трава», про себя — «зеленая». Каждый предмет, попавший в поле зрения ребенка, получает словесную цветовую ассоциацию

Таким образом, основными приемами развития речи через

использование цвета являются:

1. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ СЛОВА И ЦВЕТА В РАЗВИТИИ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ЦВЕТОМ.

З. АССОЦИАЦИЯ С ЦВЕТОМ.

Публикации по теме:

Детский проект для средней группы «Разноцветная страна»Детский проект для средней группы «Разноцветная страна» Тема проекта: «Разноцветная страна» Вид проекта: творческо-познавательный По составу: групповой По продолжительности: ноябрь - февраль.

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Цвет в жизни ребенка
Опубликовано: 31 января 2014 в 18:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением,...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области "...
МAAM в нашей жизни
Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага. Аристотель МААМ…...
Весеннее настроение. Украшение раздевалки в детском саду
Наступила долгожданная весна. Преображается вся природа — наступает время красок и цветения, первые капели и цветущие сады, радостное щебетание птиц,...
Калейдоскоп событий наступившего года (фотоотчет)
Одна из задач, которая стоит перед коллективом нашего ДОУ, сделать так, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был познавательно-насыщенным,...
Рисуем ластиком. Нетрадиционные техники рисования
Мастер-класс. Запевалова Ирина Задачи: Познакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – рисование ластиком по графиту. Совершенствовать...