Конспект занятия на тему «Знакомство с самоваром»

ирина углова
Конспект занятия на тему «Знакомство с самоваром»

Углова Ирина Николаевна

Воспитатель МБДОУ № 28 "Лесная сказка"

Конспект на тему "Знакомство с самоваром".

Дать понять детям о том, что самовары были не только в сказках.

Цель: познакомить детей с самоваром, с его внешним видом, дать представление о том, как в старину в нем кипятили воду, как и чем разводили огонь, как наливали из него чай; закрепить некоторые приемы лепки и навыки рисования, испытывать радость от полученного результата.

Воспитывать у детей вежливость и культуру поведения, любовь и уважение к традициям русского народа.

Словарь: самовар, пузатый, крутобокий, лучина, щепки, бублики.

Ход занятия: Ребята, отгадайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

Правильно, это самовар.

Вот он, посмотрите какой пузатый, крутобокий, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар? Правильно, в нем кипятят чай. Сейчас самовары делают электрические, они греются от электричества. Они есть почти в каждом доме или на даче.

А вот когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, самовары были другими, его топили дровами. Не надо было специально топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут, вода в нем долго оставалась горячей и не остывала. На верх самовара ставили чайник для заварки, заварка здесь хорошо распаривалась и делалась вкусной. И, наконец, чай из самовара всегда вкуснее.

Чтобы вскипятить чай, вот сюда, в самовар, наливали воду, вот так. Для растопки самовара годилось всё: и щепочки, и палочки, и шишки. А для начала брали длинные щепки, они назывались лучины. Их делали вот так (показывают как большим ножом щипали лучины). Их поджигали и от них загорались мелкие щепочки. Потом, когда щепки прогорали, появлялись угли.

Когда горели дрова, чтобы дым не выходил в дом, ставили вот такую трубу и вводили ее в печь или в окно.

Сверху пар, снизу жар –

Шипит наш русский самовар.

Физ. Минутка:

А сейчас мы все представили, что мы самовары. Встали все, руки в бока, надули щеки.

Заливаем воду (Буль – Буль – Буль).

Кладем щепочки, палочки.

Вода закипает (Пш-ш-ш-ш).

Наливаем в чашки чай (песенка водички: с-с-с-с). Молодцы!

Какие только самовары раньше не делали: большие – туда вмещалось несколько ведер воды, а маленькие – на 1-2 стакана. Их делали разные – и круглые – как бочонок, даже квадратные – как коробка, как ящик. Самовары в старину красиво украшали. Ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. Сидя за чаем у самовара люди вели разговоры, беседовали о том, о сем. И это походило на праздник.

Ребята, а с чем можно пить чай? (с конфетами, с тортами, с медом и др.) Давайте-ка мы тоже приготовим к чаю угощение, сделаем бублики (девочки рисуют на мольберте, а мальчики лепят из пластилина – под спокойную музыку).

Вот какое угощение получилось! Теперь можно и гостей приглашать.

Самовар – птица – жар!

Кран открывается,

Чай наливается!

(стук в дверь).

Кажется к нам кто то стучится. Пойду посмотрю кто там.

Проходите, гости дорогие! К нам в гости пришли куклы Катя и Света. Давайте мы их угостим чаем.

Скажите, ребята: «присаживайтесь пожалуйста!» (дети приглашают). Расставляем посуду, несу самовар из папье-маше.

Хлебом-солью привечаем

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Говорим о том, о сем.

Ребенок:

Дорогие гости

Пейте чай сладенький,

Вкусный, душистый…

Наши гости попили чай и говорят нам «спасибо». А что здесь у них в корзиночке? Да здесь бублики! Это нам куклы тоже принесли угощение. Сейчас мы пойдем в группу, вскипятим чай в самоваре и все вместе попьем. Скажем Кате и Свете «спасибо». Занятие окончено.

Публикации по теме:

Народная культура и традиции (3–4 года). Тема: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Программные педагогические задачи: познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей». Вхождение в игровую ситуацию " Гости на пороге". Дети играют в сюжетно-ролевую игру " Семья". Воспитатель вносит самовар: -Ребята, сегодня.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Буквы, алфавит
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект занятия на тему «Знакомство с самоваром»
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 20:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Летнее оформление элемента экологической тропы «Сосновый бор»
В нашем детском саду, как и во многих других, есть экологическая тропа. Хочу познакомить вас, уважаемые коллеги, с одной из точек тропы "Сосновый бор"....
Мастер-класс «Изготовление символа Международного дня защиты детей»
Уважаемые, коллеги! Предоставляю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению символа Международного дня защиты детей. Приближается 1 июня. Во всех...
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год...
Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год ( старшая группа. Подготовила: Середонина И. В. Воспитатель 1 категории...
Фотоотчет по аппликации в подготовительной группе «Наши шедевры из яичной скорлупы»
Аппликация из яичной скорлупы -это очень интересное и увлекательное занятие, так как для поделок не требуется много затрат. Яичную скорлупу можно найти в...
Оформление участка к лету. Мастер-класс «Камыши»
Для Водяного, которого я сделала в предыдущем МК, кроме водоёма, ( он у нас на площадке детского сада с прошлого года остался) требуются ещё какие- то...