Конспект занятия на тему «Знакомство с самоваром»

ирина углова
Конспект занятия на тему «Знакомство с самоваром»

Углова Ирина Николаевна

Воспитатель МБДОУ № 28 "Лесная сказка"

Конспект на тему "Знакомство с самоваром".

Дать понять детям о том, что самовары были не только в сказках.

Цель: познакомить детей с самоваром, с его внешним видом, дать представление о том, как в старину в нем кипятили воду, как и чем разводили огонь, как наливали из него чай; закрепить некоторые приемы лепки и навыки рисования, испытывать радость от полученного результата.

Воспитывать у детей вежливость и культуру поведения, любовь и уважение к традициям русского народа.

Словарь: самовар, пузатый, крутобокий, лучина, щепки, бублики.

Ход занятия: Ребята, отгадайте загадку:

У носатого, у Фоки

Постоянно руки в боки

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

Правильно, это самовар.

Вот он, посмотрите какой пузатый, крутобокий, блестит, как зеркало. А для чего нужен самовар? Правильно, в нем кипятят чай. Сейчас самовары делают электрические, они греются от электричества. Они есть почти в каждом доме или на даче.

А вот когда ваши дедушки и бабушки были маленькими, самовары были другими, его топили дровами. Не надо было специально топить печь, чтобы вскипятить воду для чая, самовар это делал за несколько минут, вода в нем долго оставалась горячей и не остывала. На верх самовара ставили чайник для заварки, заварка здесь хорошо распаривалась и делалась вкусной. И, наконец, чай из самовара всегда вкуснее.

Чтобы вскипятить чай, вот сюда, в самовар, наливали воду, вот так. Для растопки самовара годилось всё: и щепочки, и палочки, и шишки. А для начала брали длинные щепки, они назывались лучины. Их делали вот так (показывают как большим ножом щипали лучины). Их поджигали и от них загорались мелкие щепочки. Потом, когда щепки прогорали, появлялись угли.

Когда горели дрова, чтобы дым не выходил в дом, ставили вот такую трубу и вводили ее в печь или в окно.

Сверху пар, снизу жар –

Шипит наш русский самовар.

Физ. Минутка:

А сейчас мы все представили, что мы самовары. Встали все, руки в бока, надули щеки.

Заливаем воду (Буль – Буль – Буль).

Кладем щепочки, палочки.

Вода закипает (Пш-ш-ш-ш).

Наливаем в чашки чай (песенка водички: с-с-с-с). Молодцы!

Какие только самовары раньше не делали: большие – туда вмещалось несколько ведер воды, а маленькие – на 1-2 стакана. Их делали разные – и круглые – как бочонок, даже квадратные – как коробка, как ящик. Самовары в старину красиво украшали. Ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр. Сидя за чаем у самовара люди вели разговоры, беседовали о том, о сем. И это походило на праздник.

Ребята, а с чем можно пить чай? (с конфетами, с тортами, с медом и др.) Давайте-ка мы тоже приготовим к чаю угощение, сделаем бублики (девочки рисуют на мольберте, а мальчики лепят из пластилина – под спокойную музыку).

Вот какое угощение получилось! Теперь можно и гостей приглашать.

Самовар – птица – жар!

Кран открывается,

Чай наливается!

(стук в дверь).

Кажется к нам кто то стучится. Пойду посмотрю кто там.

Проходите, гости дорогие! К нам в гости пришли куклы Катя и Света. Давайте мы их угостим чаем.

Скажите, ребята: «присаживайтесь пожалуйста!» (дети приглашают). Расставляем посуду, несу самовар из папье-маше.

Хлебом-солью привечаем

Самовар на стол несем

Мы за чаем не скучаем

Говорим о том, о сем.

Ребенок:

Дорогие гости

Пейте чай сладенький,

Вкусный, душистый…

Наши гости попили чай и говорят нам «спасибо». А что здесь у них в корзиночке? Да здесь бублики! Это нам куклы тоже принесли угощение. Сейчас мы пойдем в группу, вскипятим чай в самоваре и все вместе попьем. Скажем Кате и Свете «спасибо». Занятие окончено.

Публикации по теме:

Народная культура и традиции (3–4 года). Тема: «Фока воду кипятит и как зеркало блестит» Программные педагогические задачи: познакомить с историей возникновения чайника, его предшественником - самоваром; расширять словарный.

Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей». Вхождение в игровую ситуацию " Гости на пороге". Дети играют в сюжетно-ролевую игру " Семья". Воспитатель вносит самовар: -Ребята, сегодня.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Буквы, алфавит
  • Транспорт
Автор публикации:
Конспект занятия на тему «Знакомство с самоваром»
Опубликовано: 27 февраля 2013 в 20:55
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс — Аппликация «Дед Мороз и Снегурочка». Старшая группа
Дети очень любят изображать новогодних сказочных героев – Деда Мороза и Снегурочку. Мое предложение сделать открытку-аппликацию, было принято с восторгом....
«Блестящая снежинка». Поделка — пособие из фантиков для организации дыхательной...
Есть немало болезней, для лечения которых нужна дыхательная гимнастика. Но все же в целом для маленьких детей цель дыхательной гимнастики — укрепление...
Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды»
Конспект ННОД в подготовительной группе "Замерзание воды". Экспериментирование. Цель: помочь выявить различия замерзания различной воды . Материалы и...
Спортивное развлечение по мини-баскетболу «Веселый мяч» (с фото сопровождением).
Спортивное развлечение было подготовлено для детей старших групп, где участвовали и дети моей группы - команда "Веселые ребята" нашим инструктором...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Рисование «Заснеженные ели»
Интеграция ОО : "Социально-коммуникативное", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно эстетическое развитие". Задачи :...