Папки-передвижки

Речевые игры «Делу — время, потехе — час». Часть 2

Кумызова Евгения
Речевые игры «Делу — время, потехе — час». Часть 2

ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ – ЧАС

(Подборка речевых игр для детей дошкольного возраста, часть 2)

Уважаемые родители. Продолжаем публиковать для вас ещё несколько игр, способствующих речевому развитию ребёнка. Игры предназначены для детей дошкольного возраста, но многие из них могут быть интересны и для учеников начальной школы. Эти игры способствуют обогащению и активизации словарного запаса ребёнка, развитию грамматического строя речи, а также развитию слухового внимания, памяти, мышления. Как и в предыдущей серии игр, эти игры не требуют присутствия каких –либо атрибутов. В них можно играть и во время прогулки, и по дороге в детский сад, и дома. Итак, предлагаем познакомиться с этими играми.

Публикация «Речевые игры „Делу — время, потехе — час“, Часть 2» размещена в разделах

«Что приготовим?»

В этой игре продолжаем расширять словарный запас по теме «Овощи и фрукты». Также дети упражняются в словообразовании, согласовании прилагательного и существительного в роде, числе и падеже. В неё целесообразно играть на кухне, во время готовки овощных и фруктовых блюд, или на дачном участке, даже по дороге из магазина, где Вы покупаете овощи и фрукты. Вы берёте в руки любой из имеющихся в наличии овощей или фруктов, и спрашиваете у ребёнка, а что же мы можем приготовить из него? Ребёнок отвечает. Если он затрудняется, Вы ему предлагаете варианты, просите его повторить за Вами. Например, у вас в руках обыкновенный картофель: «Мы можем приготовить картофельное пюре, картофельный суп, картофельную запеканку, картофельные пирожки». Или яблоки: «Мы можем приготовить яблочный сок, яблочное варенье, яблочную шарлотку, яблочное пюре, яблочные пирожки». (Далее аналогичные примеры).

«Отгадай, о чём говорю»

Эта игра – загадка помогает расширять у детей словарь качественных прилагательных и способствует развитию слухового внимания. В неё также целесообразнее играть, когда ребёнок видит называемые предметы в наличии. Вы говорите: «Я буду тебе рассказывать про предмет, но не назову его. А ты догадайся, о чём я рассказываю». Затем начинаете перечислять качества предмета. Например:

• Красная, сочная, сладкая, продолговатая… (морковь).

• Внизу круглый, оранжевый, вверху длинный, зелёный, горький (лук).

• Большой, круглый, полосатый, сочный, сладкий… (арбуз).

• Красный, круглый, мягкий, сочный, крупный… (помидор).

В эту игру можно играть, используя любые предметы: игрушки, посуду и так далее.

«Один – много»

В этой игре дети упражняются в образовании множественного числа существительного в родительном падеже. Играть лучше на примере реальных предметов, любых, которые вас окружают. Вы называете предмет в единственном числе, а ребёнок – во множественном. Например, на улице: «Один дом – много домов, одна машина – много машин, одно дерево – много деревьев, один мальчик – много мальчиков». Или в лесу, в парке: «Одна берёза – много берёз, одна ёлка – много ёлок, одна ветка – много веток, одна ягода – много ягод, одно облако – много облаков». Или на кухне: «Одна тарелка – много тарелок, одна ложка – много ложек, одна кастрюля – много кастрюль». Аналогично с любыми другими предметами.

«Раз, два, три, четыре, пять»

Считая предметы, мы учим ребёнка согласовывать числительное с существительным в роде и числе. Кроме того, данная игра способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и позволяет упражнять ребёнка в счёте до пяти. Как и предыдущая игра, проводится на примере любых реальных предметов. Ребёнок загибает пальчики, и считает: «Одна берёза, две берёзы, три берёзы, четыре берёзы, пять берёз». Как и в предыдущей игре, место действия не ограничено, можно играть хоть где.

«Скажи три слова»

Как правило, у детей вызывает интерес, кто что делает. Например, чем занимается парикмахер, продавец, учитель… Данная игра позволяет активизировать словарь детей по теме «профессии». Вы просите назвать ребёнка любых три слова, которые касаются, например, работы продавца. Ребёнок загибает пальчики, и называет, например: «Весы, прилавок, продаёт». Или повар: «Кухня, плита, варит». По мере расширения активного словаря ребёнка, можно увеличивать количество слов. На начальном же этапе, если ребёнок затрудняется, можно ему помочь. Какие части речи использует ребёнок, в этой игре не имеет значения.

«Кому что нужно»

В этой игре задачи более конкретные: расширять предметный словарь по теме «профессии», формировать умение составлять простое предложение. На начальном этапе используется первый вариант игры, в дальнейшем – второй.

1 вариант. Вы начинаете предложение, называя любой из предметов, которые используются в деле. Ребёнок заканчивает предложение. Например: «Машина нужна… водителю». «Шприц нужен… медсестре». «Фонендоскоп нужен… доктору». «Кастрюля нужна… повару». «Фен нужен… парикмахеру».

2 вариант. Вы начинаете предложение, называя профессию, ребёнок заканчивает, называя необходимые в это профессии предметы. Например: «Учителю нужны… мел, доска, книги, тетради». И так далее.

«Кто что делает?»

А в этой игре активизируется глагольный словарь по теме «профессии», и также отрабатывается умение составлять простое распространённое предложение. Игра проводится в виде «вопрос – ответ». Задавая вопрос, попросите назвать несколько действий, например: «Что делает повар? – Повар варит, жарит, стряпает». Или: «Что делает медсестра? – Медсестра ставит уколы, даёт лекарства, делает массаж». «А что делает доктор? – Доктор слушает, смотрит горлышко, назначает лечение». Используйте те профессии, которые знакомы ребёнку. Если ребёнок затрудняется, помогайте ему.

«Пойми меня»

Смысл этой игры заключается в том, нужно рассказать о предмете, не называя его. И рассказывать нужно до тех пор, пока ребёнок не догадается, о чём речь, по называемым Вами признакам предмета. Данная игра активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него внимание, расширяет активный словарь. Например, Вы рассказываете: «Этот предмет есть в нашей комнате. Он большой, высокий, твёрдый, коричневый. Он нужен всем людям. У него есть полки, на которых лежат разные предметы» Догадались? – Да, это шкаф. Или другой пример: «Это бывает в каждом доме. Этот предмет металлический, узкий. Бывает короткий, или подлиннее. Обычно он находится на кухне. Он должен быть острый». Это, конечно, нож. В эту игру также можно играть хоть где. Лучше, если предмет, находится в поле зрения ребёнка.

«Магазин»

По смыслу и последовательности действий эта игра противоположна предыдущей. В ходе этой игры у ребёнка развивается уже связная речь. Вы предлагаете ребёнку попросить у Вас какой – либо предмет, не называя его, а лишь описывая: какой он, что им делают, где лежит и так далее. Например: «Мне нужна игрушка, она маленькая, пластмассовая, красная. Она умеет ездить и гудеть, у неё есть лесенка. Стоит на нижней полочке на моей этажерке». Это, конечно, игрушечная пожарная машина. Иногда ребёнку бывает трудно составить такое описание. Помогайте ему наводящими вопросами.

«Куда спрятался петушок?»

Вместо петушка можно использовать любую другую игрушку, которая нравится ребёнку. Эта игра формирует у ребёнка умение правильно пользоваться в речи различными предлогами. Ребёнок может свободно двигаться по комнате, искать спрятавшегося петушка, и всё время рассказывать, где он его нашё л: «Петушок спрятался в коробку, вылез из коробки, спрятался под стол, вылез из–под стола, спрятался за дверь, выглянул из-за двери, подбежал ко мне, стоит около меня».

В следующий раз можно предложить ребёнку самому прятать петушка, а вы будете его искать, и «не находить», всё время спрашивая : «Где же петушок?»

Это позволит ребёнку ещё раз проговаривать фразы с предлогами.

“У кого какая мама»

В этой игре активизируется словарь по теме «Домашние и дикие животные», дети учатся правильно называть самку животного. Вы говорите: «У тебя есть мама, и у Маши (Тани, Коли) тоже есть мама. А у котёнка есть мама? Кто она? Правильно, кошка». И далее называете любых детёнышей животных, а ребёнок называет его маму. Например: «У козлёнка – мама коза. У щенка – мама собака. У телёнка – мама корова. У ягнёнка – мама овца. У зайчонка мам зайчиха. У медвежонка – мама медведица. У слонёнка – мама слониха». И так далее. Если ребёнок неправильно образовал слово, назовите правильно, и пусть он повторит.

«Кто кем был?»

В данной игре также активизируется словарь по теме «Домашние и дикие животные», но дети уже учатся правильно называть детёнышей животных. Вы говорите: «Когда мама была маленькой, она была девочкой. Когда папа был маленьким, он был мальчиком. А когда кот был маленьким, он был котёнком». И далее начинаете предложение, а ребёнок его заканчивает. Например: «Коза была… козлёнком. Корова была… телёнком. Лошадь была… жеребёнком. Ёж был… ежонком. Заяц был… зайчонком. Волк был… волчонком. Белка была…

бельчонком». И так далее. Аналогично предыдущей игре, если словообразование вызывает у ребёнка затруднение, помогайте ему.

«Кто кем будет»

Игра по смыслу и последовательности действий противоположна предыдущей. В игре закрепляется словарь по теме «Животные”, развивается общая моторика, закрепляется умение в составлении простого предложения. Сначала ребёнок рассказывает стихотворение о том, как растё т он сам:

Сначала буду маленьким, (Присел на корточки,

К коленочкам прижмусь. обхватив руками колени).

Потом я вырасту большим, (Тянется вверх,

До лампы дотянусь. поднимая руки).

Затем Вы спрашиваете: «А кем ты станешь, когда вырастешь?». Можно помочь ребёнку с ответом. Например, ответ для девочки: «Я стану взрослой женщиной, меня будут звать (имя, отчество, я буду (назвать профессию). Аналогично для мальчика. И далее следует вопрос – ответ.

• Кем станет щенок? Щенок станет собакой.

• Кем станет котёнок? Котёнок станет кошкой (котом).

• Кем станет зайчонок? Зайчонок станет зайцем.

• Кем станет медвежонок? Медвежонок станет медведем.

• Кем станет волчонок? Волчонок станет волком.

• Кем станет слонёнок? Слонёнок станет слоном.

• Кем станет львёнок? Львёнок станет львом.

• Кем станет бельчонок? Бельчонок станет белкой.

Далее аналогичные примеры.

"Цепочка слов"

Данная игра позволяет не только расширять словарный запас у детей, но и способствует развитию мыслительной деятельности через подбор слов, подхоящих к определённому слову по смыслу. Суть этой игры заключается в подборе слов, существительных и прилагательных, объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «кошка». Вы задаё те вопрос:

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная.

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор.

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым.

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд. и т. д.

Публикации по теме:

Музыкально-спортивный досуг «Делу — время, потехе — час»Музыкально-спортивный досуг «Делу — время, потехе — час» Делу - время, потехе - час. Музыкально – спортивный досуг по знакомству с зимними календарно – обрядовыми праздниками и народными играми.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Конспект НОД в старшей группе «Делу время, потехе час»Конспект НОД в старшей группе «Делу время, потехе час» Надежда Иванова Конспект НОД в старшей группе «Делу время, потехе час». Программное содержание. Образовательные задачи: Систематизировать.

Любимые речевые игры с движениями для малышейЛюбимые речевые игры с движениями для малышей Для детей первой младшей группы очень важны речевые игры. Они сопровождают нас постоянно, в течении всего дня, при осуществлении любого.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа)Развлечение для детей с ОНР III уровня «Делу — время, потехе — час» (подготовительная группа) Программное содержание: Повышать интерес к устному творчеству, к фольклору. Развивать мотивации к интеллектуальной деятельности. Развивать.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Рекомендации для родителей «Речевые игры по дороге домой» "Речевые игры по дороге домой" Родители совместно с педагогами должны развивать речевые способности своего ребёнка. Лучше развивать речевые.

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Делу — время, потехе — час»Внеклассное мероприятие в начальной школе «Делу — время, потехе — час» Задача: познакомить с устным народным творчеством, национальными традициями русского народа. Форма проведения: осенние посиделки. Участники:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры «Делу — время, потехе — час». Часть 2
Опубликовано: 17 февраля 2023 в 05:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД