МААМ-картинки

Детский фольклор в музыкальном воспитании и образовании школьников. Классификация фольклора

Ирина Ляховицкая
Детский фольклор в музыкальном воспитании и образовании школьников. Классификация фольклора

У детей освоение окружающего мира невозможно без прибауток,

песен, игр. Поэтому мы обращаемся к фольклору в его различных формах. Мир фольклора - это мир, в котором человек живет в гармонии с природой, где он зависим и одновременно всесилен, где он проситель и повелитель. Это мир, помогающий ребенку войти в атмосферу поэтических образов. А яркие образы народной фантазии создают особую систему измерений, где солнце, ветер, радуга, звезды одушевлены, с ними можно разговаривать, их можно о чем-либо попросить и рассчитывать на их содействие. Необычайно яркий и образный музыкальный язык фольклора, включающий элементы игры, делает его доступным для понимания и исполнения детьми самого разного возраста. Условно детский фольклор можно классифицировать по трем группам.

Публикация «Детский фольклор в музыкальном воспитании и образовании школьников, Классификация фольклора» размещена в разделах

Первая группа - потешный фольклор. К нему относятся прибаутки, небылицы, дразнилки. Назначение прибауток - развеселить, потешить, рассмешить себя и своих сверстников. По форме это короткие песенки с забавным содержанием, своего рода ритмизованные сказочки. Как правило, в них отражено какое-либо яркое событие или стремительное действие, один эпизод. Небылицы - особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений, основанный на неправдоподобности, вымысле ( мужик пашет на свинье: свинья свила гнездо на дубе; медведь по небу летит; корабль бежит по полю; море горит и т. п.). Эти несообразности и несовпадения с реальным миром как раз помогают ребенку утвердить в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить в себе чувство реальности положения, а юмор рождает радостные эмоции. Дразнилки - эта форма проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые подвергаются осмеянию, очень тонко, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке скрытый заряд эмоциональной исключительной силы.

Вторая группа - игровой фольклор. Он занимает ведущее место в детском творчестве. Условно игры можно разбить на три подгруппы: драматические, спортивные и хоровые. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева, движения. Обычно они воспроизводят какие - либо бытовые эпизоды, в них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр является наличие соревнования, их цель - победа в состязании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые элементы. По характеру движения они делятся на круговые, некруговые, хороводы- шествия.

Круговые хороводы сопровождаются драматизированным разыгрыванием сюжета песни в центре круга одним или несколькими детьми. В одних случаях основу драматической инсценировки составляет прозаический речевой диалог, чередующийся с игровым припевом, в других - песенный диалог (как, например, в играх "Заинька", "Каравай", "Чижик"). В некруговых хороводах происходит деление участников на две группы, которые становятся друг против друга и движутся поочередно "стенка на стенку", то приближаясь, то удаляясь, друг от друга. Это игры "Просо", "Бояре", "В царя". Весьма разнообразны движения в хороводах- шествиях. Это может быть ходьба "рядами", "гуськом", "цепью", "змейкой", прохождения через "воротца" как, например, в играх "Хмель", "Плетень", "Челночок".

Третья группа - календарный фольклор. К наиболее распространенным и активно бытующим жанрам относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы - солнцу, дождю, ветру, радуге и др., они таят в себе отзвук далеких языческих времен. Заговорно - заклинательные функции закличек по всей вероятности утрачены еще в прошлых веках. В настоящее время они отражают непосредственное общение детей с природой и переплетаются в их творчестве с игровыми элементами. К закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора - приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам насекомым, растениям. В музыкальном отношении приговорки разнообразны, как ни один жанр детского фольклора. В них отражен весь комплекс мелодических интонаций, близких разговорной речи. Древнейший музыкальный язык календарных песен сохраняет специфические особенности архаического мелодического склада, - лаконизм изложения, узкий диапазон мелодий (весь детский музыкальный календарный материал звучит в основном в пределах терции и кварты, а также тесную связь с живыми речевыми интонациями. Основу очень древних по своему происхождению колядок, закличек и приговорок составляет многократное повторение секундовых интонаций. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонации, способствует их быстрому и легкому запоминанию и усвоению детьми.

Для переходящей из поколения в поколение народной песни вполне обычна роль своеобразной наставницы. Ненавязчиво и на редкость умело она вкладывает в душу ребенка уроки добра, красоты, мудрости. Занятия фольклором благотворно действуют на развитие творческих сторон личности ребенка, на сохранение знаний об истоках своей культуры, интеллектуальных нравственных и эстетических воззрениях наших предков.

70

Публикации по теме:

Использование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитанииИспользование элементов технологии ТРИЗ в музыкальном воспитании Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей. Авторы: Шараева Екатерина Сергеевна, Мачкалян Ольга Витальевна Наше время-это.

Детский костюм в ДОУ: классификация, варианты использования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников средствами фольклора В связи с введением новых ФГОС в начальной школе и с появлением ФГТ в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений,.

Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников .

Родителям о музыкальном воспитании детей Родителям-о музыкальном воспитании детей. Расскажу о том,как педагогический коллектив нашего детского сада осуществляет работу с семьями.

Роль Фольклора! Детский Фольклор!Роль Фольклора! Детский Фольклор! Детский Фольклор!Можанова Светлана Петровна. Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского.

Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей. Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны.

Специфика информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Терминология. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология – комплекс.

Фольклор в воспитании дошкольников Красоту, чистоту мы у старших берём, Саги, сказки из прошлого тащим, Потому, что добро остаётся добром. В прошлом, будущем и настоящем.

Экспериментальная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников МЮЗИКЛ Экспериментальная деятельность в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский фольклор в музыкальном воспитании и образовании школьников. Классификация фольклора
Опубликовано: 4 сентября 2016 в 07:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД