Детско-родительский социально-исследовательский проект «Хорошо там и тут, где по имени зовут!»

Ирина Полянская
Детско-родительский социально-исследовательский проект «Хорошо там и тут, где по имени зовут!»

Детско – родительский проект

«ХОРОШО ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ»

Автор: Полянская Ирина Александровна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка- детского сада I категории № 25 «Родничок, г. Сургут, Ханты-Мансийский АО.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Продолжительность проекта: 1 месяц / с 1 ноября по 29 ноября/

Тип проекта: социально – исследовательский.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста группы № 11, родители.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Место проведения: МБДОУ №25 «Родничок», группа старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет

Актуальность проекта

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении. Оно обладает своей энергетикой и способно воздействовать на психику человека. Чем больше человек будет вслушиваться в свое имя и размышлять о нем, тем больше он будет соответствовать его содержанию. Издавна люди задумывались о магии имени. Об этом свидетельствуют пословицы и поговорки такие, как «Без имени ребенок – чертенок», «С именем – Иван, без имени – болван».

Как ребенок осознает свое имя, как его воспринимает, как к нему относиться, чрезвычайно важно и необходимо как педагогам, так и родителям.

Проблема, решаемая проектом

Попробуйте отгадать загадку:

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Проект предлагает каждому ребенку задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. И кто-то свое имя пронесет через свою жизнь так, потомки не раз будут вспоминать его, даже назовут этим именем в его честь своих детей.

Цель проекта:

Формирование нравственных основ личности ребёнка, культуры общения и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Задачи для детей:

Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками.

Формировать представление о своём праве на имя, научиться применять это право в жизни.

Формировать положительное отношение к своему имени.

Познакомиться с историей появления имени, его значением.

Задачи для воспитателей:

Создание условий для речевого, и социально – нравственного развития детей.

Нахождение средств для сотрудничества и сотворчества с детьми для личностного, ориентированного подхода в образовании.

Задачи для родителей:

Расширение представлений по вопросу социально – нравственного воспитания детей.

Повышение педагогической культуры.

Продукты проекта.

Для детей:

Выставка рисунков: «Вот мы какие!»

Для воспитателей:

Выпуск альбома «Наши знаменитые тёзки»

Презентация «Как появились имена»

Для родителей:

Создание страницы «Книга имён или что означают наши имена»

Коллаж «Цветок моего имени»

Ожидаемые результаты по проекту.

Для детей:

Расширение знаний о своих именах и их значении в жизни человека.

Умение уважительно общаться с взрослыми и сверстниками.

Для воспитателя:

Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей по воспитанию у детей социально – нравственных отношений.

Для родителей:

Расширение партнёрских отношений с педагогами.

Повышение педагогической культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима,

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь не хошь - Иероним!

М. Владимов.

Что такое имя человека?

Слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.

Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека.

Имя – это первое, что получает человек, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.

Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлёты и падения.

Роль имени в жизни человека:

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Информация, которую несёт в себе имя:

Конкретное значение слова. Например, Николай – победитель народов, Нина – госпожа, царица. Но эта информация влияет на человека меньше всего. Это происходит из-за иностранного происхождения имен, и, что такие сведения мало кто воспринимает всерьез.

Имена воспринимаются и как мелодия, имеющая свой ритм; размер и пластику. В любом слове заключена какая-либо музыка – мажорная, минорная, призывная или успокаивающая. Эта музыка улавливается в звучании имени и будет жить с человеком и его характером.

История русских имён

Наши предки относились к именам очень бережно.

Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.

Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Называли по внешним признакам: Крепыш, Хромой, Косой, Милава.

Называли по черте характера:Добрыня, Молчун, Умник, Несмеяна.

Называли по порядку рождения: Первуша, Третьяк, Одинец, Пятой.

Называли по прозвищу: Зайцев, Горяев, Нежданов.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Подготовительный этап

- Беседы: «Зачем надо знать своё имя»

- Предварительная работа: домашнее задание для родителей рассказать ребёнку о том, почему его назвали таким именем?

- Социологическое исследование «Какие же имена есть в нашей группе»

2. Основной этап

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Образовательная область «Физическая культура»

Подвижные и хороводные игры: «Угадай, кто позвал», «Ходит Ваня», «Арина», «Каравай»

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ

Образовательная область «Социализация»

Творческая ига: «Кто здесь кто? «

Театрализация: сказка «Гуси лебеди» (настольный театр)

Сюжетно ролевая игра «День рождения»

Дидактические игры: «Я рада, что Поля в группе есть…», "Позови ласково", «Позови по – разному»

Словесная игра «Эти разные имена»

Игры: «Меня зовут…», «Имена моих соседей»

Настольно-словесная игра «Имя, имечко моё» -выкладывание имен из букв.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Образовательная область «Познание»

Беседы:

-«Что означают наши имена»,

-«Старинные русские имена, встречающиеся в сказках»,

-«Моё право на имя»

Рассматривание картинок и книг, альбомов «Наши знаменитые тёзки», «Книга имён»

Просмотр фильма-презентации «Имена цветам созвучны…»

Образовательная область «Коммуникация»

Непосредственно-образовательная деятельность «Наши имена и фамилии»

Составление рассказов на тему: «Почему меня назвали таким именем

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Чтение. А. Веденский. "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке".

Чтение Б. Житкова «Чудесное имя»

Е. Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой»

Л. Уланова «Азбука с именами»

Моост Н., Рудольф А. «Какое имя лучше?»

Прослушивание аудиозаписи стихотворения А. Барто «Я расту»;

Просмотр мультфильма из цикла серий «Смешарики» - «Её звали Нюша»

Просмотр мультфильма «Котенок по имени Гав»

Чтение стихов, потешек, пословиц, поговорок.

Чтение русских народных сказок.

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование «Вот я какой!»

Лепка на бумаге «Моё имя»

Образовательная область «Музыка»

Прослушивание песен с именами, частушек.

«Антошка» - Песня из м/ф "Веселая карусель"Слова: Ю. Энтина, Музыка: В. Шаинского

«Алёша» — Слова: Константина Ваншенкина, Музыка: Эдуарда Колмановского,

«Наташка-первоклашка» Слова: К. Ибряев, Музыка: Ю. Чичков и др.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Консультация для родителей «Права и обязанности детей»

Папка передвижка «Что означают наши имена»

3 этап: заключительный.

Презентация проекта «Хорошо там и тут, где по имени зовут»

Выставка рисунков: «Вот мы какие!».

Выпуск альбома «Наши знаменитые тёзки».

Презентация «Как появились имена».

Создание книги «Книга имён»

Коллаж «Цветок моего имени»

КОЛЛАЖ "ЦВЕТОК МОЕГО ИМЕНИ"

Детско-родительский социально-исследовательский проект «Хорошо там и тут, где по имени зовут!»

"КНИГА ИМЕН"

ЭТОТ РАССКАЗ НАПИСАЛИ РОДИТЕЛИ МАШЕНЬКИ.

Жили-были в чудесном городе Сургуте мамочка и папочка. И больше всего на свете им хотелось, чтобы у них родилась замечательная доченька. Каждое утро мамочка, протягивала руки к небу, просила у боженьки, чтобы он послал ей маленького ангелочка.

И вот однажды случилось чудо, маме приснился волшебный сон, будто человек в сияющий одеждах протягивает ей сверток, а в нем лежит маленький кудрявый ангелочек и крылышки сверкают и переливаются, а глазки огромные синие, синие посмотрели на нее, и в комнате стало очень светло.

Прошло время, мамочка совсем забыла про сон. И вот через 9 месяцев у мамочки и папочки случилось чудо. Когда маме принесли сверток с ребенком, открыв его, перед мамочкой возник тот самый сон, который она видела незадолго до рождения ребенка. Перед ней в одеяльце лежал тот самый ангелочек с крылышками и огромными синими глазками. Увидев это, мамочка была так тронута до глубины души, что из глаз закапали слезки.

Счастью мамочки и папочки не было конца. Они были самыми счастливыми родителями на свете. И подарок этот они получили 4 декабря 2007 года, совершенно не случайно, ведь в этот день Русская православная церковь отмечает праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы Девы Марии.

И когда возник вопрос, а как же назвать эту красотку, сомнений никаких не было, она уже родилась Марией, и другого имени для нее просто нет.

Наша доченька МАШЕНЬКА это божий дар, за который мы очень благодарны.

Историческое происхождение имени Мария: Древнееврейское имя имеет несколько значений: «любимая», «желанная», «упрямая», «госпожа».

Положительные черты характера: Порядочность, доброта, надежность, активность, гуманность. Мария обладает огромным запасом любви и нежности.

Психология имени: Марию легко обидеть, ранить. Она требует к себе уважения, заботы. Любит веселую шутку.

Знаменитые носители имени: Мария Пресвятая Богородица, Мария Магдалина- равноапостольная, мироносица, Мария Радонежская - схимонахиня, мать преподобного Сергия Радонежского и т. д.

ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИМЕНИ ИЗ БУКВ

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА "ЕЁ ЗВАЛИ НЮША" И ПРЕЗЕНТАЦИИ "ИМЕНА ЦВЕТАМ СОЗВУЧНЫ. "

РАССМАТРИВАНИЕ АЛЬБОМОВ

НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ЛЕПКА НА БУМАГЕ "МОЁ ИМЯ"

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫСТАВКИ "ВОТ МЫ КАКИЕ!"

Публикации по теме:

Участие в конкурсе плакатов «Разговор о здоровом питании»Участие в конкурсе плакатов «Разговор о здоровом питании» Дети старшей логопедической группы нашего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада "Солнышко", из.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Домашние питомцы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Детско-родительский социально-исследовательский проект «Хорошо там и тут, где по имени зовут!»
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 10:48
+49
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...