Получи документы

Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

Алена Хохлова
Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста

«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления с неживой природой».Педагогический проект.

Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами эксперимента, способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Публикация «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Этапы и сроки реализации проекта:

I - подготовительный с 15 сентября по 1 октября 2014г. : определение цели, задач проекта; постановка проблемы.

II - основной (практический) с 1 октября 2014г. по 30 мая 2015г. : занятия-исследования, практическая работа детей, работа с родителями.

III - заключительный: подведение итогов.

Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы

Ожидаемые результаты:

1. Научить детей видеть и выделять проблему;

2. Принимать и ставить цель;

3. Решать проблему;

4. Анализировать объект или явление;

5. Выделять существенные признаки и связи;

6. Осуществлять эксперимент;

7. Делать выводы;

8. Фиксировать этапы действий и результаты графически.

Проведя мониторинг, направленный на выявление знаний детей об объектах, предметах окружающего мира, об их взаимосвязях и взаимодействии, обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока. Дети не проявляли любознательности, исследовательского интереса к миру живой и не живой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Результаты мониторинга:

Высокий уровень– 12%

Средний уровень – 35 %

Низкий уровень - 63%

Работу над проектом я начала с создания условий. В группе была создана мини – лаборатория. Материалы лаборатории объединены по разделам: «Вода-волшебница», «Звук», «Магниты», «Свет и тень», «Химия на кухне», «Электричество», и расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Совместная деятельность с детьми в детской лаборатории организовывалась один раз в неделю по 25-30 минут. Работа проводилась подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время занятия проводились один-два эксперимента. Игры-экспериментирования имели следующую структуру:

- мотивация, постановка проблемы;

- выдвижение предположений, вопросы детей;

- проверка гипотезы;

- подведение итогов, вывод;

- фиксация результатов.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников использовались различные стимулы:

- тайна, сюрприз;

- мотив помощи;

- ситуация выбора;

- познавательный мотив (почему так).

Подборку практического материала разделила по блокам. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды, а так же разработать перспективный план (из расчета-одно занятие в неделю)

Вода и ее свойства

Сентябрь

«Робот и Пушистик знакомят с лабораторией» «В гостях у капельки» (три состояния воды)

«Пар – что это?» «Откуда берется дождик?»

Октябрь «Вода–растворитель»

«Очищаем воду» «Распустившийся цветок»

«Водяная мельница» «Тонет не тонет»

«Почему не тонут айсберги?» Итоговое занятие «Путешествие капельки»

Воздух

Ноябрь «Воздух существует?»

«Что легче: воздух или вода?» «Откуда берется ветер?» «Что будет, если воздух нагреть?»

«Живая змейка» Итоговое занятие «Дрессированные изюминки»

«Волшебный стакан»

Магнит и магнетизм

Декабрь «Что такое магнит?»

«Магнит притягивает» «Что такое магнитное поле?»

«Измеряем силу магнитного поля» «Когда магнит теряет свои свойства?» Итоговое занятие

«Фокусы с магнитом»

Свет и тень

Январь «Живые тени»

«Волшебные стеклышки» «Уличные тени»

«Изготовление солнечных часов» «Солнце дарит нам тепло и свет»

Звук

Февраль «Почему все звучит?» «Как сделать звук громче?»(изготовление рупора) «Изобретаем телефон» «Звуковой огнетушитель»

Химия на кухне

Март Опыт с солью «Магические кристаллы» «Мы – шпионы» (невидимые чернила) «Свеча из апельсина» «Некоторые жидкости не смешиваются»

Электричество

Апрель «Электризация тел» «Чудо– прически»

«Как увидеть и услышать электричество?» «Батарейка из лимона» «Собираем радио»

Все обо всем

Май «Как появляются горы?»

«Извержение вулкана» «Пещеры. Выращиваем сталактиты и сталагмиты» «Почему в космос летают на ракете?» Открытое занятие «Все обо всем»

При организации работы по экспериментированию использовались различные формы:

-непосредственно образовательная деятельность

-чтение художественной литературы

-опыты

-беседы

-развлечения

Экспериментальная деятельность продолжалась во время наблюдения на прогулке:

-рассматривание снежинок через увеличительное стекло

-рассматривание сосулек

-замораживание воды

-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе

-определение направление ветра

-наблюдение за срезом срубов

-что быстрее высохнет после дождя: камень или дерево

-сравнение намокаемости тканей разной фактуры и т. д.

Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы.

В процессе экспериментирования так же большое значение имело художественное слово (загадки, потешки, стихи, авторские рассказы, которое помогало организовать и заинтересовать детей.

Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

Публикации по теме:

Детское игровое экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников Слайд 2 «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким - нибудь предметом. Это означает, что с помощью.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Тема: «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА». Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно.

Доклад по самообразованию «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по самообразованию. Мной была выбрана тема для изучения «Детское экспериментирование как средство.

Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы)Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников (из опыта работы) «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками»,.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников» Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово "эксперимент"произошло от греческого.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника» Мастер – класс – демонстрация высокого класса мастерства с воплощенными в жизнь признаками инновационности, отмеченой осмысленностью своего.

Детское экспериментирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста .

Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей» Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании.

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей В течении многих лет я уделяю много внимания интеллектуальному развитию детей. Я считаю, что ребёнок лучше обучается на занятиях, при прямой.

Творческие задачи, ситуации и вопросы как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста Дошкольникам целесообразно предъявлять творческие задачи, ставить перед ними творческие вопросы после того, как необходимые для решения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 18:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД