Получи документы

Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста

Анастасия Никитушкина
Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста

Внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др. Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Для психодиагностики основных свойств внимания существуют следующие диагностики :

• Кольца Ландольта

• Корректурная проба Бурдона

• Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника

• Методика Шульте-Горбова

• Тест Тулуз- Пьерона

Публикация «Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

«Перепутанные линии», Рисс

• Тест Пьерона-Рузера

• Тест Мюнстенберга

Краткая характеристика данных методик представлена в таблице 1.

Таблица 1

Название методики, автор Цель методики Исследуемый критерий

Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника

(для младшего школьного и старшего возраста)

измерение количественных характеристик внимания : (концентрации, точности и продуктивности) выявление конконцентрации,

точности и

продуктивности внивнимания

Методика Шульте-Горбова

(для младшего школьного и старшего возраста) диагностирование устойчивости, распределения и переключения внимания устойчивость, распределение и переключение внимания

Тест Тулуз- Пьерона

(для всех возрастов) скорость переработки информации, развитость произвольного внимания, способность к произвольной концентрации Объём и качество произвольного внимания

«Перепутанные линии», Рисс (для всех возрастов) исследование концентрации и устойчивости внимания концентрация и устойчивость внимания

Тест Пьерона-Рузера.

(для младшего школьного и старшего возраста)

диагностирование устойчивости, возможности переключения и распределения внимания оценивание нейродинамических особенностей психической деятельности ребё нка: темп работы, врабатываемость в задание, условия проявления признаков утомления и пресыщения

Кольца Ландольта (для всех возрастов)

оценивать устойчивость, распределение и переключение внимания устойчивость, распределение и переключение внимания

Тест Мюнстенберга

(для младшего школьного и старшего возраста)

определение избирательности внимания определение избирательности внимания при простой, но монотонной работе

Методика В. М. Когана

(методика совмещения признаков для дошкольного и младшего школьного возраста) выявление параметров внимания : удержания внимания, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам одновременно, переключение внимания. удержание внимания, возможности распределения и переключение внимания, определение особенностей работоспособности другие динамические характеристики

Учитывая цели и задачи исследования, автором работы были отобраны следующие методики:

1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания

(кольца Ландольта);

2. Методика «Запомни и расставь точки»;

3. Методика «Найди отличия»;

4. Методика «Проставь значки» (модификация метода Пьерона - Рузера);

5. Методика определения переключения внимания (кольца Ландольта)

Данные методики выбраны нами из-за простоты исследования, легкости адаптации для детей с нарушением зрения, малой энергозатратности. Данные методики соответствуют возрастной выборке детей, участвующих в эксперименте и адаптированы к ведущему дефекту в развитии детей.

1. Методика определения продуктивности и устойчивости внимания

(кольца Ландольта)

Цель: исследование произвольного внимания, оценка темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. [3, С. 75 ]

Форма проведения: индивидуальная

Инструкция: "Сейчас мы с тобой поиграем в игру на внимание. В этой игре ты должен будешь находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе - по горизонтали". Работать надо как можно быстрее. Процедура эксперимента: Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин экспериментатор произносит слово "стоп" и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда.

(см. Приложение 1)

Результаты исследования фиксируются в баллах следующим образом:

10 баллов- очень высокая продуктивность и устойчивость внимания,

8-9 баллов- высокая продуктивность и устойчивость внимания,

4-7 баллов - средняя продуктивность и устойчивость внимания,

2-3 балла - низкая продуктивность и устойчивость внимания,

0-1 балл - Очень низкая продуктивность и устойчивость внимания.

Высокий уровень продуктивности и устойчивости внимания говорит о том, что дети способны долгое время удерживать внимание на предложенном задании.

Средний уровень продуктивности и устойчивости внимания говорит о том, что обучающиеся не способны долгое время удерживать внимание на предложенном задании.

Низкий уровень показывает, что такие дети довольно быстро утрачивают внимание при выполнении задания.

Очень низкий уровень показывает, что таким детям очень трудно учиться, они допускают много ошибок в задании.

2. Методика «Запомни и расставь точки» (Богомолов В.). [1,С. 28]

Цель: определение объёма внимания.

Форма проведения: индивидуальная

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребёнку последовательно, на 5 секунды, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время даётся ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Объёмом внимания ребёнка считается максимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов- высокий объём внимания

8 – 9 баллов- хороший объём внимания

6 – 7 баллов- средний объём внимания

4 – 5 баллов - низкий объём внимания

0 – 3 балла - очень низкий объём внимания.

10 баллов — объем внимания, равный 6 единицам и выше. 8-9 баллов — объем внимания, составляющий 4-5 единиц. 4-7 баллов — объем внимания, равный 2-3 единицам. 0-3 балла — объем внимания меньше 2 единиц.

Дети, получившие 10 баллов, считаются не только полностью готовыми к школе по уровню развития внимания, но и превосходящими в этом отношении многих своих сверстников. Дети, получившие 8-9 баллов, также считаются вполне готовыми к началу обучения в школе. Однако, если такую оценку получают дети, уже обучающиеся в 3-4 классах, то она рассматривается как находящаяся ниже нормы. Для детей, поступающих в школу, показатели объема внимания на уровне 4-7 баллов считаются допустимыми, а для детей, уже обучающихся в школе, слишком низкими.

Наконец, если ребенок получает 0-3 балла, то независимо от того, поступает ли он в школу или уже учится в ней, его объем внимания рассматривается как недостаточно высокий. В отношении таких детей делается вывод о том, что они по степени развития своего внимания еще не готовы обучаться в школе.

(см. Приложение 2)

3. Методика «Найди отличия» (О. Н. Земцова) [2, С. 12]

Цель: определение концентрации внимания.

Форма проведения: индивидуальная

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Посмотри внимательно на рисунки и скажи, чем они отличаются друг от друга.»

Концентрация внимания показывает степень сосредоточенности на объекте и проявляется в интенсивности и узости внимания, то есть собранности в фокусе при отвлечении от всего остального. Ребёнку необходимо выявить как можно больше отличий двух картинок.

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – очень высокий уровень концентрации внимания;

8 – 9 баллов – высокий уровень концентрации внимания;

6 – 7 баллов – средний уровень концентрации внимания;

4 – 5 баллов – низкий уровень концентрации внимания;

0 – 3 баллов – очень низкий уровень концентрации внимания.

(см. Приложение 3, рисунок 1)

4. Методика «Проставь значки» (модификация метода Пьерона - Рузера) [8, С. 85]

Цель: определение переключения и распределения внимания.

Форма проведения: индивидуальная

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Перед тобой рисунок, в каждом из квадратов, треугольников, кружков и ромбов проставь тот знак, который задан вверху на образце, т. е., соответственно в квадрате галочку, в треугольнике- черточку, в кружке- крестик и в ромбике- точку.» Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.

Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.

Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).

(см. Приложение 4).

5. Методика определения переключения внимания (кольца Ландольта). [213, С. 75 ]

Цель: определение переключения внимания.

Форма проведения: индивидуальная

Переключение внимания заключается в сознательном перемещении внимания, которое позволяет быстро ориентироваться в обстановке, в изменяющихся условиях.

Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов - очень высокое переключение

8-9 баллов- высокое переключение внимания

4-7 баллов - среднее переключение внимания

2-3 балла - низкое переключение внимания

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показали, что

у детей с нарушением зрения младшего школьного возраста низкий уровень внимания, средне продуктивное и не устойчивое внимание; низкое переключение и распределение; и соответственно низкий объем внимания. Для таких детей трудно удержать цель задания, сосредоточенность их довольно быстро угасает за счёт слабо развитой устойчивости внимания. Эти дети не смогут быстро и правильно выполнять предложенные им задания, рассчитанные на удержание большого количества объектов в поле зрения.

По результатам диагностической программы была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания слабовидящих детей младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомолов И. Тестирование детей. Ростов-на-Дону. Феникс, 2005.- 347с.

2. Земцова О. Н. Развиваем внимание. Найди отличия. Махаон, 2007. – 25с.

3. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агенство. - 1996.- 374с.

5. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. М., Издательство: Просвещение, 1976- 479 с.

6. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания-М., 2002- 215с.

7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: Издательский Дом БАХРАХ- М, 2001. — 672 с.

8. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.

9. Рубинштейн С. Я. Основы общей психологии: 2-х т. Т. 1/ С. Я. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 2009. - 452с.

10. Солнцева Л. И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихо-логия). - М. : Классике Стиль, 2006. - 256 с.

Публикации по теме:

Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Диагностическая программа на выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР" На сегодняшний день.

«Говорим здоровью — да!» Познавательно-игровая программа для детей среднего школьного возраста Цель: популяризация и пропаганда здорового образа жизни среди детей, и молодежи, создание дружеской атмосферы на основе общих интересов.

Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями Физкультурно-игровая программа «Морские выкрутасы» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста с родителями. Цель: Активизировать.

Конкурсная программа для детей младшего школьного возраста «Пингвины» Цель – привить любовь и гуманное отношение к животным Задачи - 1) познакомить детей с жизнью пингвинов 2) развивать память, внимание, мышление,.

Конкурсная программа к Дню Победы для детей старшего школьного возраста «И помнит мир спасенный» Цель: способствовать воспитанию патриотизма детей и подростков на примере великого подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Музыкально-игровая программа «Зимняя радость» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста Музыкально-игровая программа «Зимние радости» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста. Цель: Создать условия для оздоровления.

Празднично-игровая программа «Милой мамочке моей» для детей среднего дошкольного и младшего школьного возраста Праздник «Милой мамочке моей» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста Цель: Создать радостную, праздничную атмосферу. Задачи:.

Развитие координации у детей младшего школьного возраста Развитие координации у детей младшего школьного возраста Педагог дополнительного образования Борисова Надежда Юрьевна Координация — умение.

Беседа для детей младшего школьного возраста с ОВЗ «Чернобыльская катастрофа: до и после» 26.04. 2016 года исполняется 30 лет Чернобыльской катастрофе, эта беседа посвящена событиям на Чернобыльской АЭС. Беседа Для детей младшего.

Викторина для детей младшего школьного возраста по сказке Г. Х. Андерсена «Свинопас»Викторина для детей младшего школьного возраста по сказке Г. Х. Андерсена «Свинопас» Предлагаю вашему вниманию викторину по сказке "Свинопас", которую мы составили совместно с моей дочерью и нарисова рисунок к произведению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 16 августа 2016 в 22:52
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД