Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду

михеичева светлана сергеевна
Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду

1 Слайд

Диагностика межличностных отношений дошкольников

Как только ребенок начинает посещать детский сад, его поведение попадает под влияние сверстников.

В процессе коллективной деятельности и общения дошкольники

усваивают нормы взаимоотношений со сверстниками,

формируются нравственные качества,

складываются межличностные отношения.

Ребенок стремится получать знаки поддержки и любви со стороны сверстников, и его поведение будет принимать те формы, которые ими подкрепляются.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. У детей дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает. Общение преобразуется в потребность не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Главными мотивами общения становятся деловые и личностные качества

Я бы хотела рассказать про методики которые использую в своей практике.

2 Слайд

Социометрическая игра «День рождения»,

а также игра «Секрет» (Т. А. Репина)

Цель методики – выявлять систему существующих между детьми избирательных предпочтений.

Социометрический метод позволяет выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей.

3 Слайд

Следующая методика это

Тест «Два домика»

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций. Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

4 Слайд

Так же хорошо известная

Методика для исследования само- оценки -тест «Лесенка»

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, в семье.

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

5 Слайд

Методика «Метод вербального выбора» (Е. О. Смирнова)

?Цель методики – изучение личностной сферы ребенка.

В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:

1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.

• популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

• предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора,

• игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками,

• отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)

6 Слайд

Проективная методика

«Моя любимая группа»

Цель методики – дает возможность изучить динамику отношений личности к группе. Дети изображаю себя в группе

Слайд

А сейчас мне бы хотелось остановиться по подробней на Методике Рене Жиля.

Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7)воспитателем.

А так же показатели, характеризующие особенности самого ребенка:

любознательность;

стремление к доминированию в группе;

стремление к общению с другими детьми в больших группах;

отгороженность от других, стремление к уединению;

социальная адекватность поведения. Видео ролик

Стимульный материал упрощенной методики состоит из картинок из 6 картинок и 15 тестовых заданий, на которых изображены дети, дети и взрослые, методика направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом.

Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие данные. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка.

после Лили стоп…. 7 Слайд

В заключительной серии проводилась методика рисунок «Я и мой друг в детском саду»

Методика направлена на выявление внутренних переживаний ребенка, его глубинного отношения к себе и окружающим.

методика рисунок «Я и мой друг в детском саду» - в детской психологии широко используются графические методы. Графические методы относятся к группе проективных, поскольку дают ребенку возможность самому проецировать аспекты своей внутренней жизни на рисунок и по-своему интерпретировать реальность. Очевидно, что полученные результаты детской деятельности в значительной мере несут на себе отпечаток личности ребенка, ее настроения, чувства, особенностей представления и отношения.

Детям предлагалось лист белой бумаги, карандаши, в которых имелось шесть основных цветов. Перед началом рисования я проводила с ребенком короткую беседу, задавая ему следующие вопросы:

«У тебя есть друг в детском саду?

А кто для тебя самый лучший и близкий друг? Видео ролик с Иннесой

Когда рисунок закончен, я выясняла у ребенка:

«Кто изображен на рисунке?»,

«Где твой друг на рисунке, а где ты?».

В случае необходимости задавались и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.

При анализе результатов обращала внимание на соотношение характера изображения образа себя и друга. А также обращала внимание на размер изображенных персонажей, поскольку он выражает субъективную значимость персонажа для ребенка, т. е. какое место занимают в данный момент в душе ребенка отношения с этим персонажем.

В результате наблюдения выявила избирательное отношение детей группы друг к другу. Так как наблюдения велись за каждым ребенком отдельно, то удалось выявить взаимоотношения каждого со сверстником.

8 слайд Рисуноки

Таким образом, в ходе исследования были выделены следующие выводы:

Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.

Рисунки мне позволяют определить ход дальнейшей диагностики с некоторыми из детей, с которыми придется по работать по коррекционной - развивающей программе.

Публикации по теме:

Оформление детских игровых уголков в детском садуОформление детских игровых уголков в детском саду Предметно-развивающая среда в детском саду необходима, как воздух человеку. Ребёнок развивается в игре. Создание предметно-развивающей среды.

Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях дошкольного образовательного учреждения Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 21:38
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...
Сценарий ООД по познавательному развитию в средней группе. Тема «Овощи»
Сценарий образовательной ситуации по ознакомлению с окружающим миром, средняя группа. Тема "Овощи". Программа "Мир открытий Тема: "Овощи". Цель: Расширять...
Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе.
Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества зависит успешность...