МААМ-картинки

Диалогическая речь дошкольников в игре

Татьяна Шмидт
Диалогическая речь дошкольников в игре

Развитие диалогической речи дошкольников в игре

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих.

Все реплики в диалоге связаны между собой. Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой протекает общение. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации.

Публикация «Диалогическая речь дошкольников в игре» размещена в разделах

Открывают диалог инициативные реплики. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.

Реплики имеют различное назначение

• Вопросы, чтобы запросить информацию.

• Реплики-ответы, чтобы выдать информацию.

• Реплики-сообщения, чтобы поделиться с собеседником мыслями, чувствами, информацией.

• Реакция на сообщение, чтобы выразить положительное или отрицательное отношение к обсуждению.

• Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника.

• Реакция на побуждение — выполнение действия, к которому человека побуждали.

Диалогическое единство - сочетание реплик, связанных по правилам синтаксической зависимости.

Выделяют три вида диалогических единств

• «вопрос — ответ»,

• «сообщение — реакция на сообщение»,

• «побуждение — реакция на побуждение».

Диалог — не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения». Диалог — это смена высказываний (реплик, связанных между собой одной темой.

Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:

• соблюдение очередности в разговоре;

• необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;

• поддерживать общую тему разговора.

Поскольку в диалоге жесты или мимика могут заменять словесную реплику, возникает необходимость в том, чтобы смотреть на собеседника. Нарушение этого правила приводит к потере связи с собеседником.

Диалог предполагает соблюдение главного правила взаимодействия людей: проявлять уважение и внимание к собеседнику. Его реализация связывается с выполнением общих речевых правил: говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику.

Диалог нередко протекает или начинается в типичных, часто повторяющихся ситуациях общения. Правила поведения в этих ситуациях определяются речевым этикетом, который предусматривает стандартный набор формул и выражений. Выделяется несколько таких типичных ситуаций общения:

• обращение и привлечение внимания,

• приветствие,

• знакомство,

• прощание,

• извинение,

• благодарность,

• поздравление,

• пожелание,

• соболезнование,

• сочувствие,

• приглашение,

• просьба,

• совет,

• одобрение,

• комплимент и т. д.

Любая фраза речевого этикета предназначена определенному лицу или группе лиц, поэтому естественно, что к формуле речевого этикета добавляется обращение. Обращение может начинать фразу речевого этикета (ребята, до свидания) или заканчивать ее (спасибо, мамуля, а иногда обращение попадает в середину фразы (я очень тебя, Танюша, прошу.).

Индивидуализация формул речевого этикета происходит и за счет «приращения» к ним мотивировок:

- Я очень благодарна вам за эту книгу, она мне очень помогла.

- До свидания, Ольга Викторовна, завтра мы обязательно встретимся.

Вежливость фразы усиливается доброжелательностью интонации, мимики и жестов, сопровождающих формулы речевого этикета.

Цель и задачи развития диалогической речи детей

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения.

А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.

Учитывая двухсторонний характер речевой деятельности, можно выделить два аспекта этого процесса: во-первых, ребенок учится принимать (воспринимать) разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение (невыполнение) партнером по общению правил поведения в диалоге, а во-вторых, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога.

Правила ведения диалога:

• соблюдать очередность в разговоре;

• выслушивать собеседника, не перебивая;

• поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;

• проявлять уважение и внимание к собеседнику, слушая, смотреть ему в глаза или в лицо;

• не говорить с полным ртом;

• говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

• использовать литературную лексику;

• строить свое высказывание так, чтобы не обидеть собеседника

и чтобы оно было понятно ему.

Содержание задач по развитию диалогической речи условно можно представить в виде трех блоков:

Первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;

Второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение — реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;

Третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение — реакция на побуждение».

Содержание блоков

Диалогическое единство Освоение стимулов Освоение реакций Освоение правил поведения

Вопрос - ответ Умение задавать вопросы различного содержания (познавательные и социально-личностные); пользоваться вопросительными словами и местоимениями Умение отвечать на вопросы коммуникативно целесообразно, в соответствии с темой и ситуацией общения Умение: - задавать вопросы адресно; - не отвечать вопросом на вопрос; - не оставлять вопрос без внимания; - в общей беседе говорить по очереди

Сообщение - реакция на сообщение Умение сообщать собеседникам: - свое мнение, точку зрения; - новые факты; впечатления, события; - изменившиеся представления; - о выполнении обещания, сделанном; - о желаниях; намерениях; - о своих чувствах и переживаниях и т. п. Умение толерантно реагировать на сообщения, выражать вежливо: - согласие (несогласие); - удивление; - возражение; - добавление; - разъяснение и т. д. Умение: - сообщать о чем-либо, избегая нескромности и хвастливости; - быть сдержанным при высказывании своих чувств; - избегать категоричности в суждениях; - проявлять толерантность к другому мнению; - обмениваясь мнениями, давать возможность высказываться всем собеседниками

Побуждение - реакция на побуждение Умение вежливо выражать в общении со сверстниками и взрослыми: - побуждения к какому-либо действию; - просьбы, советы; - предложения; - приглашения Умение в социально принятых формах выражать готовность к выполнению побуждения или отказываться от выполнения. Пользоваться средствами речевого этикета при выражении побуждений и реакций на побуждение.

Усвоению детьми правил речевого этикета в процессе работы над диалогическим единством «побуждение — реакция на побуждение» содействуют:

— обогащение лексики детей определенным запасом разнообразных формул и выражений речевого этикета, обслуживающих ситуации просьбы, лагодарности, извинения, предложения и приглашения;

— обучение детей использованию этикетных формул осознанно:

подбирать из числа усвоенных наиболее подходящие для определенных условий, адресовать и по возможности мотивировать.

Для ситуаций речевого этикета можно рекомендовать следующие этикетные формулы.

Языковой материал к обучению речевому этикета

Ситуация общения Инициативные формулы речевого этикета Ответные формулы речевого этикета Рекомендации и примерные фразы для развертывания

Просьба Просьба - разрешение: - Можно я. - Разреши (те). - Разреши (те, - Пожалуйста.

Просьба – побуждение: -… (Имя) пожалуйста… - Если нетрудно. - Если можно. - Очень тебя прошу. - Ты не можешь? - Вы не смогли бы? - Пожалуйста. - Да (Да – да). - Ладно. - С удовольствием. - Нет. - Охотно. - Я не против. - Не возражаю. - Сейчас. - Не могу… - Я хотел бы, но. - К сожалению. Все отказы сопровождаются извинением и мотивировкой

Благодарность

- Спасибо.

- Большое спасибо. - Спасибо Вам (тебе). - Я благодарен Вам - Пожалуйста.

- Не за что.

- Не стоит.

- На здоровье. - Мне было приятно помочь За. (указывается повод для благодарности)

Предложение - Давай (те… - Прошу… - Возьмите… - Садитесь, пожалуйста. - Хотите (хочешь) я помогу? Согласие: - Ладно, я согласен. - Спасибо (и тд.).

Отказ: - Спасибо, не беспокойтесь. - Спасибо, я сам (а). - Извините, но. Желательно, чтобы все отказы мотивировались

Извинение - Простите меня.

- Простите (извините,

пожалуйста.

- Не обижайся (тесь).

- Не сердись (тесь). - Я виноват (а) - Пожалуйста.

- Ладно.

- Ничего.

- Не стоит извинений.

- Я не сержусь.

- Ну что Вы (ты! - Да что Вы (ты! За. (мотивируется

извинение: я нечаянно, я не подумала.)

Приглашение - Разрешит (те) пригласить на день рождения (праздник, танец и др.). - Я хочу пригласить тебя (вас) … - Ты (вы) придешь (те? - Приходи (те, если сможешь (те, в гости (на день рождения). - Буду (очень) рад (а). - Прошу к столу. - Спасибо за приглашение, обязательно приду. - Спасибо за приглашение, но прости (те, прийти не могу. - С удовольствием. - Я готов (а)

Желательно отказы

мотивировать

Совет - Ты не хотел бы

сделать так-то. ?

- Сделай так-то,

по-моему, будет лучше. - Можно, мой совет? - Спасибо, ты прав (а).

- Согласен (а, так и

сделаю.

- Извини, я сам (а).

- Извини, пожалуйста,

но мне хотелось бы

самому (самой) решить, как будет правильно Желательно отказы

мотивировать

Использование игр

Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидактические и подвижные игры с готовыми диалогическими текстами, а также игры, в ходе которых эти тексты создаются самими детьми, могут стать действенными методами обучения дошкольников диалогу.

Последовательность использования игр, подобранных для работы по каждому диалогическому единству, подчиняется логике развития речевых умений: от восприятия и заимствования речевых форм к самостоятельному их использованию и переносу в новые условия общения. Это определяет этапы работы с детьми.

На предварительном этапе работы основной задачей является обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик. При этом следует опираться на подражательные способности детей, так как известно, что дошкольники заимствуют те речевые образцы, которые наиболее часто слышат. Именно поэтому так важно обеспечить многократное восприятие детьми разнообразных диалогических реплик.

К источникам речевого подражания относятся: речь окружающих людей, художественная литература, кукольные и игровые спектакли, фильмы. Используя художественные средства, нужно привлекать внимание детей к диалогам героев. Для этого в беседах после чтения литературных произведений или просмотров спектаклей и фильмов при помощи разнообразных обращений к детям (вопросом, сообщений, побуждений) необходимо выделять:

• инициативные диалогические реплики: «О чем хотел узнать Слоненок? Как он об этом спросил!»; «Листопадничек смотрел па птиц и мечтал полетать. Своей мечтой он поделился с мамой»; «Вспомните, как Мороз высказал свое мнение о том, что мужичок именно ему поклонился»;

• и ответные высказывания: «Что ответил Попугай Слоненку?»; «Как мама отнеслась к мечте Зайчонка? Что она сказала!»; Согласился ли Ветер с мнением Мороза? Вежливо ли он выразил своё несогласие?».

Особая роль в этой работе отводится художественной литературе, поскольку встречи с ней ежедневны, а методы приобщения к литературным произведениям содействуют не только восприятию форм диалога, но и их воспроизведению.

Заимствование готовых диалогических реплик - первый этап использования игр и игровых приемов в процессе развития диалогической речи у детей. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании, дети заимствуют различные формы инициативных и ответных реплик. Например, читая по ролям потешку про зайца, дошкольники усваивают разные формы реплик из диалогической пары побуждение — реакция на побуждение:

- Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!

- Отчего не поскакать? Поскачу!

- Лапкой, зайка, постучи-постучи!

- Отчего не постучать? Постучу!

В этом шутливом диалоге дети учатся добродушно реагировать на побуждения.

В других стихотворных текстах дошкольники заимствуют вежливые формы побуждений:

- Комары, комары! Вы уж будьте так добры,

Не кусайте вы меня столько раз средь бела дня.

- Мы и так к тебе добры, но на то мы комары.

А кусаем мы тебя хоть до крови, но любя.

Диалогическое единство вопрос — ответ представлено и в потешках («Кисонька-мурысонька», «Заяц белый, куда бегал?» и др., и во многих стихотворениях (Е. Благинина «Черемуха», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька.», «Отчего ты черен, кот?» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонации.

Диалогическое единство сообщение — реакция на сообщение не так часто встречается в стихотворениях, тем не менее можно порекомендовать для чтения по ролям такие произведения: А. Барто «Я знаю, что можно придумать.», С. Маршак «Перчатки», А. Берлов «Лягушонок», Н. Сладков «Разговор лисы и зайца» и др. Кроме того, можно использовать стихотворения, не имеющие диалогической формы, но которые поддаются преобразованию в диалогический текст.

Интересными для обыгрывания детьми являются коротенькие фольклорные миниатюры. Тонкий юмор этих произведений раскрывается перед детьми в ходе подготовки небольших театральных этюдов, и они с удовольствием показывают друг другу и малышам сценки по мотивам этих миниатюр. Вот примеры таких произведений:

Вопрос - ответ Сообщение - реакция на сообщение Побуждение - реакция на побуждение

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А ещё хочешь?

- Хочу!

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А вкусный был?

- Очень! - Я медведя поймал! - Так веди сюда. - Не идет. - Так сам иди. - Да он меня не пускает. - Егор-Егор, укажи свой двор! - А вот мой двор, голубой забор.

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит. - Я хочу гулять. - Одевайся теплее, там холодно. - Я буду кататься на коньках, не замерзну. - Тит, поди молотить. - Брюхо болит. - Тит, поди кисель есть. - Где моя большая ложка?

Заимствование детьми форм диалогического взаимодействия происходит также в дидактических и подвижных играх с готовыми диалогическими текстами. В них дети воспроизводят наизусть готовые реплики различных видов и осваивают разные диалогические единства:

- единство реплик вопрос — ответ содержится в дидактических играх: «Почта», «Маковое зернышко», «Фанты», «Вот так»; и в подвижных играх: «Король», «Коршун», «Лиски», «Краски», «Птицы» и т. д. ;

- взаимосвязь реплик сообщение — реакция на сообщение присутствует в играх: «Садовник», «Как у тетушки Ирины», «Колпачок», "Пчелки и ласточки», «Фокины дети», «А мы просо сеяли» и т. д. ;

- реплики из пары побуждение — реакция на побуждение представлены в словесных играх: «Передай письмо», «Вежливые поиски», «Волшебный ключ»; и в подвижных играх: «Змея», «Волк», «Яша», «Хлоп-хлоп, убегай!», «Барашек», «Стадо» и др.

Воспроизведение готовых литературных диалогов помогает детям осваивать не только формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.

На втором этапе задача обучения диалогической речи усложняется. Для этого используются игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными). Такие виды театральных игр, как пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, используются для постепенного перевода детей от использования готовых реплик к построению своих.

Каждое диалогическое единство отрабатывается отдельно. Для этого вначале подбираются произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже берутся произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроить театральные посиделки.

На данном этапе можно также учить детей вести диалог по телефону. Для этого используются игры с телефоном, в которых педагог демонстрирует различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке, звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, воспитатель знакомит детей с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети разыгрывают сходные ситуации.

На третьем этапе используются игры, которые должны побуждать детей к самостоятельному построению диалогических реплик. Это словесные игры без готовых текстов, телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами). Особую роль играют словесные игры, поскольку они позволяют педагогу направлять речевое поведение детей на создание тех или иных реплик.

Закрепление умений детей задавать вопросы и отвечать на них происходит в таких играх, как «Да и нет», «Вопросы с подсказкой», «Запрещенные слова», «Смешинка», «Турнир знатоков», «Ты мне - я тебе». Участие в подобных играх требует от дошкольников усилия мысли, памяти, активизации знаний детей о предметах, природе, родном городе и т. п.

Например, в игре «Да и нет» детей побуждают к построению вопросов в определенной логической последовательности. Они задают цепочку вопросов, чтобы, получая и ответ лишь «да» и «нет», догадаться, какой предмет, животное или растение «спрятано» в волшебном сундучке. Точность вопросов зависит от ясности представлений ребенка о предметах или животных, об их классификационных признаках.

Использованию разнообразия форм вопросов содействуют игры с применением моделей, символически отображающих направленность вопросов. Например, карточка с изображением цветных пятен ориентирует детей на вопрос о цвете предмета. Карточка с изображением геометрических форм — о форме. Изображение большого и маленького предметов стимулирует детей задать вопрос о величине. Если же на карточке изображается кружок в разных местоположениях (на столе, под столом, в стакане, то она символизирует вопросительное слова «где». Изображение часов — «когда». Изображение цифр — «сколько».

Таким образом, игры, подобранные для развития диалогической речи, рассчитаны на то, чтобы:

• формировать у детей умения пользоваться в диалоге различными видами инициативных реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге (правила очередности и тематического единства реплик);

• отражать естественную логику формирования речевых умений: от восприятия и заимствования образцов диалогических реплик к их использованию в сочетании репродуктивной и продуктивной речи и творческому переносу усвоенных образцов в самостоятельную речевую практику.

Использование игр для развития диалогической речи детей не исключает разговоров и бесед воспитателя с ними. Дополнительное целенаправленное использование игровых приемов поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Картотека игр для родителей детей 5–6 лет «Развиваем речь в игре» Игры, которые помогут дома, непринуждённо и весело развивать речь ребёнка. "Подбери словечко" Цель: расширение словарного запаса, развитие.

Диалогическая речь у детей дошкольного возраста В настоящее время в системе образования происходят изменения, вызванные объективными требованиями времени. Расширение культурных и деловых.

Из опыта работы «Обучение дошкольников игре в шахматы»Из опыта работы «Обучение дошкольников игре в шахматы» .

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Пешка в игре» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка.

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах» Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Известно, что музыка, которую слушает.

Мастер-класс для родителей «Развиваем речь в игре. Играем на кухне» Цель. Формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах гармонизации внутрисемейных отношений. Знакомить с речевыми играми.

Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре» Актуальность: Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Протокол родительского собрания «Развиваем детскую речь в игре» во второй младшей группе группы детей 3-4 лет «Звездочка» МАДОУ детский сад № 45 «Домовёнок» п. Монино От 15 декабря 2016 года Начало собрания в 17.30 Присутствовало:.

Развитие значимых качеств личности дошкольников посредством обучения игре в мини-футбол Реутова Ольга Викторовна, старший преподаватель кафедры ТОФК ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы.

Развитие значимых качеств дошкольников с помощью обучения игре в мини-футбол Реутова О. В., старший преподаватель, Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, Замашкина А. Е., инструктор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диалогическая речь дошкольников в игре
Опубликовано: 5 марта 2018 в 20:09
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД