Получи документы

Дидактическая игра «Тайна живой природы»

Светлана Марковина
Дидактическая игра «Тайна живой природы»

Тайна живой природы

Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т. к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания. С этой позиции именно знакомство с миром природы даёт большие возможности для всестороннего развития детей.

Публикация «Дидактическая игра „Тайна живой природы“» размещена в разделах

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в живой и неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

В процессе знакомства дошкольников с растительным и животным миром разных климатических зон у детей накапливается большой объём знаний о многообразии живых организмов. Однако у дошкольников зачастую возникают затруднения в правильной классификации представителей природы в соответствии с определённой климатической зоной и обоснованного объяснения своего выбора по причине разрозненности знаний. В связи с этим у меня возникла необходимость разработки пособия, направленного на систематизацию имеющихся у дошкольников знаний о многообразии живых организмов, особененостях растительного и животного мира в зависимости от среды обитания, морфофункциональной приспособленности к ней. Так возникла идея изготовления развивающей игры «Тайны живой природы», предусматривающей не только обобщение и закрепление имеющихся у детей представлений о многообразии мира природы, но и способствующей формированию таких личностных качеств, как любознательность, умение наблюдать, рассуждать, логически мыслить, что несомненно важно на этапе подготовки к школьному обучению.

ЦЕЛЬ: систематизация знаний дошкольников о диких и домашних животных, многообразии живых организмов разных климатических зон, взаимосвязях и взаимозависимостях их с неживой природой.

ЗАДАЧИ:

1. Уточнять и расширять представления дошкольников о домашних и диких животных, особенностях их внешнего вида, повадках, жилищах;

2. Систематизировать знания детей об погодных условиях различных климатических зон (смешанные леса, пустыня, степь, арктическая пустыня, джунгли, особенностях животного и растительного мира, многофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания, способствовать пониманию существующих зависимостей;

3. Создать условия для закрепления имеющихся знаний у дошкольников через использование действий наглядного моделирования;

4. Развивать кругозор, наблюдательность, любознательность у детей, психические процессы

(внимание, память, логическое мышление, быстроту реакций;

5. Способствовать развитию познавательной и речевой активности.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: улучшение показателей уровня знаний детей о представителях растительного и животного мира, повышение показателей развития умственных способностей и психических процессов по итогам мониторинга детского развития и образовательного процесса и анализа результатов диагностики психологической готовности детей к школе, совершенствование навыков игровой деятельности, развитие личностных качеств ребёнка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ: Данная игра может быть использована как для работы с детьми младшего, среднего, так и старшего дошкольного возраста. Игра может быть использована как для совместной деятельности взрослого с ребёнком или группой детей, так и для самостоятельной игры дошкольников. Игра состоит из двух наборов игровых полей и перечня карточек. В первый набор (для детей младшего и среднего возраста) входят: 2 поля с изображением леса и деревенского подворья соответственно. Каждое игровое поле с левой стороны разделено на сектора с условными обозначениями (на игровом поле с изображением деревенского подворья – животное, жилище, чем питается, польза для человека; на игровом поле с изображением леса – животное, жилище, чем питается, изменения в жизни животных в зимний период). Для каждого сектора имеется набор карточек с соответствующими изображениями. В качестве усложнения для детей среднего возраста карточки, обозначающие изменения в жизни животных в летний период выполнены в виде условных знаков (моделей). Второй набор (для детей старшего дошкольного возраста) состоит из набора игровых полей с изображениями различных климатических зон, на которых с левой стороны также имеются сектора с условными обозначениями: природные условия, растения, животные, зависимость растений и животных от природных условий. Для каждого сектора имеются наборы карточек с соответствующими изображениями, за исключением карточек для сектора «зависимость», на которых изображения выполнены в виде условных моделей.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста (1 набор карточек)

1 ВАРИАНТ «РАЗДЕЛИ ЖИВОТНЫХ НА ГРУППЫ»

Могут играть от 2 до 4 человек. Детям раздаются большие игровые карточки – поля и предлагают им определить, каких животных они будут искать. Дети, каждый для своей карточки, подбирает по одному животному и выкладывает карточку напротив соответствующего сектора. Далее они для этого животного должны подобрать карточки с подходящими изображениями (дом, еда и. т. д.) в соответствии с каждым сектором и выложить на игровом поле. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит всё игровое поле, не допустив ошибки.

2 ВАРИАНТ «ПРОДОЛЖИ ЦЕПОЧКУ» (усложнение)

Все маленькие карточки перемешиваются и раздаются между игроками. Первый игрок выкладывает любую карточку, а следующий игрок должен положить рядом карточку, подходящую к предыдущей по какому-либо признаку и объяснить свой выбор (например, лиса – медведь – живут в лесу, корова – молоко – корова даёт молоко т. д.). Следующий игрок продолжает логическую цепочку. Если подходящего варианта не находится, то игрок пропускает ход. Выигрывает тот, у кого быстрее всех закончатся карточки.

Для детей старшего дошкольного возраста (2 набор карточек)

3 ВАРИАНТ «КТО ЗАБЛУДИЛСЯ?»

Воспитатель выкладывает в центре карточку с изображением нескольких природных зоны (например, пустыня, джунгли, степь). Рядом раскладываются все карточки с растениями (а в последствие с животными, природными условиями; порядок выкладывания взрослый определяет сам). Детям предлагается вместе со взрослым распределить карточки по зонам (например, кто живёт в пустыне? - дети называют и раскладывают). После того как карточки будут разложены, воспитатель предлагает детям отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько карточек с изображениями животных. По сигналу, дети поворачиваются и определяют, какое животное заблудилось (какое растение здесь не растёт, какой погоды здесь не бывает)

4 ВАРИАНТ «КТО, ГДЕ ЖИВЁТ?»

Ведущий раздаёт игрокам по 1 игровому полю, а карточки перемешивает и кладёт рядом с собой карточками вниз. Ведущий берёт одну карточку и, показывая её участникам, спрашивает «Кто знает как называется это растение (животное) ?» или «Какие природные условия изображены на карточке?» После того, как игроки дадут правильный ответ, игрок, которому подходит карточка, кладёт её себе в соответствующий сектор.

5 ВАРИАНТ «КТО БЫСТРЕЕ»

Дети выбирают игровое поле с изображением определённой климатической зоны. Ведущий раздаёт карточки с изображениями погодных условий, растений, животных, зависимостей, соответствующие данной климатической зоне. Игрокам необходимо разложить карточки в соответствующие сектора. Кто справится первым – тот считается победителем. Усложнение - все карточки для всех зон перемешиваются и раскладываются в центре картинками вверх, игроки должны сами отобрать карточки, подходящие для выбранной климатической зоны. Выкладывая карточки, изображающие модели зависимостей растений и животных от природных условий, игроки должны ещё объяснить свой выбор.

6 ВАРИАНТ «ДАВАЙ МЕНЯТЬСЯ»

Ведущий раздаёт игрокам по одному игровому полю. Затем перемешивает все карточки с изображениями природных условий и раздаёт их поровну между игроками (картинками вниз). По сигналу игроки переворачивают карточки. Подходящие к своему полю карточки он выкладывает, а не подходящие обменивает у других игроков (разрешается обменивать по одной карточке) Также проводится игра и с другими наборами карточек. Выигрывает тот игрок, у которого будет заполнено максимальное количество секторов

Для данной игры можно придумать различные варианты её применения в зависимости от задач, которые ставит перед собой воспитатель на данном этапе работы с детьми и уровня знаний дошкольников.

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету «Об утверждении и введении в действие ФГТ» Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки России.

Проект по летней оздоровительной работе «Мир вокруг нас» (для детей старших дошкольных групп) Цель проекта: Создание оптимальных условий для сохранения психического, физического и социального здоровья детей в летний период, а также.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра «Тайна живой природы»
Опубликовано: 18 марта 2015 в 17:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД