Дидактическое пособие «Одуванчик»

Екатерина Сидорчук Петровна
Дидактическое пособие «Одуванчик»

Комплект состоит из 15 карточек. Карточки №1-9 – части одуванчика, стадии его развития (1- корень, 2 – стебель, 3 – цветок, 4 – бутон, 5 – цветок «заснул», 6 – пчелы над цветком, 7 – семена парашютики, 8 –семена «улетают», 9 – листья одуванчика); карточки №10-15 – природные факторы (10 – снег, покрывший землю, под которой зимует корень одуванчика, 11 – солнце,12 – ветер, 13 – ночное небо,14 – дождь идет, 15 – снег идет)

Вариант 1 (для детей 5 лет)

Цель: дать представление о строении растения и его функциях (на примере одуванчика).

Проводится в форме рассказа воспитателя, сопровождающегося работой с карточками.

Воспитатель: Жил на свете одуванчик. Были у него листья – руки, которые он тянул к солнцу. (прикрепляет к доске карточку № 11,под ней карточку №9). Что еще есть у одуванчика, кроме листьев?

Если дети отвечают, что есть еще цветок, воспитатель над карточкой №9 прикрепляет карточку №3 и спрашивает:правильно? Дети видят, что неправильно.

Воспитатель: На чем растет цветок? (прикрепляет карточку №2 под карточкой №3,а карточку №9 убирает). Есть у нашего одуванчика ножка- стебелек, на которой и держится цветок, вернее не один цветок, а много маленьких цветочков, тесно прижатых к друг другу. Когда вы нюхаете одуванчик, нос у в ас становиться желтым. Почему? В цветках одуванчика есть желтый порошок, мелкий как пыль, поэтому он и называется «Пыльца». А еще цветы содержат вкусный сок- нектар. Прилетит пчела попить его (карточка №3 заменяется на №6, «испачкается» в пыльце, потом полетит за нектаром на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок, и тогда вместо цветов появиться у одуванчика семена с пушинками – парашютиками. (меняет карточку №6 на №7). Постарел наш одуванчик, стал седым. Как вы думаете, для чего семенам одуванчика нужны такие пушинки – парашютики? (ответы детей). Да, подует ветер (прикрепляет рядом карточку №12,разлетятся парашютики с семенами по всему белому свету (меняет Карточку №7 на №8, полетают, полетают, а потом упадут на землю, и вырастут из них новые одуванчики.

Чего еще не хватает нашему одуванчику? (прикрепляет карточку № 2 и №3). Может, мы что-нибудь забыли? А откуда одуванчик берет пищу, что его держит в земле? (прикрепляет каточку №2 ,№1). У одуванчика один большой толстый корень, в нем он «запасает» пищу и много маленьких – через них он получает из земли воду и пищу. Корень «держит»одуванчик в земле.

В конце занятия воспитатель подводит итог: из каких частей состоит одуванчик? какую роль они играют в его жизни?

Задание детям: сложить одуванчик из своих карточек самостоятельно или с помощью воспитателя который называет части одуванчика, а дети находят их на карточках. Можно предложить детям нарисовать одуванчик с цветами или семенами, выделив нВ рисунке все части растения. Попросите детей вспомнить другие растения и сказать, есть ли у них цветы, листья, корни.

Опыт показывает:многие дети 5-6 лет не знают, из каких частей состоит растение. Так, некоторые дети одуванчиком называют только цветок, а стебель с бутоном и листья одуванчиком не считают. Большинство детей, не знают, что корень тоже часть растения. Работа с комплектом карточек позволила ликвидировать эти пробелы, помогла на конкретном примере дать детям понятие о целом и его частях.

Вариант 2

Цель: дать представление о сезонном развитии растений, об их связях с окружающей средой. Проводится в форме рассказа воспитателя, по ходу которого он меняет карточки и задает вопросы детям.

Воспитатель: Весной Костя с папой пошел в огород. Папа взял большую лопату, а Костя маленькую. Только начали они кокать, как Костина лопата зацепилась за что то твердое. «Это корень одуванчика, - объясняет папа, из него скоро вырастут стебель, листья. Он помешает расти другим растениям, надо выкопать его из земли». «Пап,- попросил Костя,- давай оставим корешок. Это будет мой одуванчик, я буду наблюдать за тем, как он растет».

«Ну ладно, один оставим, тем более что он на краю огорода», - не стал возражать папа.

А Костя решил сделать для своего одуванчика забор из палочек, чтобы не потерять его. Теперь он знал, что в земле находится корень одуванчика. (прикрепляет карточку №1). Когда через несколько дней папа с сыном опять пришли на огород, на этом месте уже зеленели листочки. (карточка»9). Костя так обрадовался, что его одуванчик начал расти, а папа объяснил, что весной растут все растения, потому что греет солнышко. (№11)

Прошло еще несколько дней, и Костя с родителями опять пришел на огород и сразу же бросился к своему одуванчику. Он опять не узнал его: кроме листьев,у одуванчика выросла ножка – стебель с бутоном наверху. (вместо Карточки №9 прикрепляет №4 над №2). Костя оглянулся и заметил, что многие одуванчики уже открыли свои желтые головки. «А мой?»- огорчился он. «Не унывай, уже недолго осталось ждать»,-заверила мама. И оказалась она права. Через день Костя увидел красивую желтую головку. (меняет №4 на №3). Цветок был раскрыт навстречу солнцу, к нему подлетали пчелы, садились на него, что то искали и улетали. (меняет №3 на №6). У некоторых пчел Костя заметил на лапках желтые шарики. Он понюхал цветок, нос его тут же стал желтым. «Мама, мой одуванчик расцвел - закричал Костя. «Я сразу поняла, у тебя нос желтый». «Почему?»- Костя вытер нос, и ладошка стала желтой. «Потому что у тебя на носу цветочный порошок,он очень мелкий, как пыль, поэтому и называется пыльцой,- объяснила мама. – Пчелы ищут в цветках одуванчика особый вкусный сок – нектар, а когда пьют его,могут испачкаться. Затем летят на другой цветок, пыльца с их лапок упадет на него, и через некоторое время появится семя – парашютик.

Прошло несколько дней,солнышко пригревало все жарче, а дождика не было. Костин одуванчик наклонил головку, уронил один листик на землю, совсем плохо ему без воды. Но вот наконец солнышко закрыла большая туча (меняет на №14) ,пошел долгожданный дождь, а цветы спрятались. (меняет №6 на №5). Одуванчик напился, стал опять красивым и сильным.

Наступило лето, Костя обнаружил что его одуванчик изменился: поседел, постарел. (меняет №7 на №8,вместо цветов появились семена парашютики. Однажды подул ветер (прикрепляет №12) и полетели семена в разные стороны. (меняет №7 на №8). «Мам, наш одуванчик стал совсем лысым»- засмеялся Костя. «Зато теперь у него много деток вырастут в других местах, особенно в нашем огороде»- заметила мама.

Потом Костя уехал к бабушке, одуванчик остался один и стал похож похож на себя весеннего, потому что у него остались только листья. (убирает №2,№8 и крепит №9). Правда они стали побольше и потемнели, а к осени потемнели и упали на землю.

Вернулся Костя домой, сразу побежал проверять одуванчик, а от него один корень в земле остался. «Теперь он стал толстым, таким же,как ранней весной»- сказала мама. «Он что, толстеет?»- удивился Костя. «Конечно корень может толстеть и худеть,-подтвердила мама. После того, как парашютики улетели он начинает запасать пищу на зиму. Чем больше запасы, тем толще корень. Ели его жучки не сгрызут осенью, то к весне из этого корешка появится новый стебель,новые листья. А чтобы они выросли и появились цветы, корешок отдаст им все, что с осени припас. И чем больше становятся листья, стебель с цветами, тем тоньше корень. А потом…Потом разлетятся семена -парашютики по белу свету, и корень опять начнет толстеть, и к следующей весне готовиться…И так каждый год».

«Значит мой одуванчик на следующий год опять вырастет?» -обрадовался Костя. «Да, на этом месте вырастет весной одуванчик, похожий на твой первый. Так устроены одуванчики. И не только они, но и все другие растения»,- закончила свой рассказ мама.

Закрепление материала:

Что нужно для того, чтобы вырос одуванчик?

Как меняется одуванчик? (весной, летом, осенью, зимой) Дети отвечают при помощи карточек.

Можно предложить понаблюдать за одуванчиком, который растет на участке детского сада или во дворе возле их дома: нарисовать его по своим наблюдениям. (например: одуванчик в разное время года).

Дидактическое пособие «Одуванчик»
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Алгоритм распространения и развития ромашки».Дидактическое пособие «Алгоритм распространения и развития ромашки». Для проекта «День ромашки» моя коллега попросила меня оформить дидактическое пособие «Алгоритм распространения и развития ромашки». Вот.

Конспект занятия по экологии в 1 младшей группе на тему: «Цветы на клумбе. Одуванчик» Программное содержание:Уточнить знания детей о признаках весны, познакомить с цветком одуванчика, обогащать активный словарь детей новыми.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Цветы
Автор публикации:
Дидактическое пособие «Одуванчик»
Опубликовано: 26 марта 2013 в 17:24
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....