МААМ-картинки

Доклад «Психолого-педагогическая компетентность педагога»

Гульназ Сафина
Доклад «Психолого-педагогическая компетентность педагога»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» С. БОЛЬШЕУСТЬИКИНСКОЕ

МЕЧЕТЛИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Доклад на тему :

«Психолого- педагогическая компетентность педагога ДОУ».

Воспитатель МБДОУ детский сад «Колосок» с. Большеустьикинское

Сафина Гульназ Марсиловна.

Октябрь, 2017 год

Публикация «Доклад „Психолого-педагогическая компетентность педагога“» размещена в разделах

Искусство быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную минуту.

В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с ее первой ступени - дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей и пр. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми. Особенно это относится к специалистам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях. Известно, что одним из важнейших факторов личностного развития ребенка является личность работающего с ним воспитателя.

В современном обществе требования к профессионализму педагогов, работающих в ДОУ, возрастают. Приоритетными задачами дошкольного образования, согласно Концепции дошкольного воспитания, являются: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности.

Результативность дошкольной системы воспитания напрямую зависит от уровня компетентности воспитателя, его способности адекватно воспринимать, принимать, понимать и поддерживать ребенка, одновременно обучая его способам построения оптимального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях общения. Психология воспитателя проявляется, формируется и изменяется в процессе осуществления им педагогической деятельности. Воспитатель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Специфические характеристики профессионально-педагогической деятельности в ДОУ распространяются на все компоненты профессиональной компетентности педагога, к которым относятся:

личность;

компетенция и подготовленность : психолого-педагогические, методические знания, обусловленные целью, содержанием и технологией воспитания, обучения и развития в ДОУ;

профессионально-педагогические умения, готовность: знания педагога реализуются в практической деятельности, поэтому они органически связаны с общепедагогическими умениями, навыками;

психолого-педагогическая деятельность в целом: процесс общения и деятельности в ДОУ носит преимущественно развивающий воспитывающий характер, что влияет на результаты образовательной практики. Все указанные компоненты позволяют обосновать психолого-педагогические особенности профессиональной компетентности педагога дошкольного образования —объективные требования к личности и деятельности специалиста в области дошкольного образования, зафиксированные в государственных образовательных стандартах, аттестационных и квалификационных документах. В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач : от передачи знаний, формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к созданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе взаимодействия. Какие же задачи решает современный педагог? Это пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога :

видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;

строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;

устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;

создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);

проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.

Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

воспитательно-образовательной;

учебно–методической;

социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная  деятельность предполагает: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Учебно – методическая  деятельность воспитателя предполагает: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Социально – педагогическая  деятельность воспитателя предполагает: осуществление консультативной помощи родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

работа в методических объединениях, творческих группах;

исследовательская, экспериментальная деятельность;

инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

обобщение собственного педагогического опыта. Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Педагогическая деятельность осуществляется в различных направлениях, а значит, в каждом из них может проявляться и мастерство воспитателя. Поэтому можно говорить о педагогическом мастерстве в широком смысле: о мастерстве воспитания, обучения, или о мастерстве организации и управления учебно-воспитательным процессом. Современное общество предъявляет непростые требования к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональная мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима основа профессиональной деятельности, т. е. профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт при достаточно высоком уровне профессиональной культуры. Итак, в заключение можно сделать следующие выводы:

1. Профессиональную компетентность педагога ДОУ можно определить как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую должностными требованиями, базирующимися на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.

2. Все формы развития профессиональной компетенции педагога ДОУ, можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:

групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые просмотры, и т. д.);

индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т. д.)

Список литературы

Андриади И. П.  Основы педагогического мастерства. М., 1999.

Безделина Р.  Повышаем квалификацию педагогов // Дошкольное воспитание. 2003. № 6.

Буре Р. С., Островская Л. Ф.  Воспитатель и дети. M., 2001.

Видт И. В. Педагогическая культура : становление, содержание и смыслы // Педагогика. 2002. № 3.

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1989. № 5.

Лазаренко Л. А.  Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 1 - С. 67-68

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А.   О воспитателе детского сада: анализ современной воспитательной позиции // Дошкольное воспитание. 1993. № 9.

Пенькова Л.  Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 1999. № 2.

Рудакова Н.  Современным детям нужны современные педагоги // Дошкольное воспитание. 2004. № 9.

Стеркина Р. Б. Педагог дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2002. № 4.

Фуряева Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности // Дошкольное воспитание. 1994. № 1.

Публикации по теме:

Профессионализм и компетентность педагога как ресурс развития современного образования Двадцать первый век – век глобализации интернета, передовых технологий, инноваций предъявляющих высокие требования к профессионализму и.

Консультация для педагогов «Профессиональная компетентность современного педагога» «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Л. С. Выготский В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования» План заседания: - Орфоэпическая пятиминутка Учитель-логопед Слижевская С. А. - Вступительное слово «Профессиональная компетентность педагога.

Педсовет «Профессиональная компетентность педагога ДОУ» План педсовета 1. Профессиональная компетентность педагогических работников (работа с теоретическими понятиями). Ответственные: Деловая.

Практикум по экологии «Экологическая компетентность педагога и его роль в экологическом воспитании дошкольников» Уважаемые коллеги! В новом учебном году мы подписались на комплект устных журналов согласно ФГОС ДО. И первый выпуск – это экологический.

Психолого-педагогическая характеристика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». Психолого-педагогическая характеристика на.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Психолого-педагогическая характеристикаФИО ребенка Наименование учреждения: Дата рождения: Адрес регистрации ребенка и фактического проживания:.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Статья «ИКТ — компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» Статья «ИКТ – компетентность педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога» Стратегия информатизации системы.

«Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС до». Интерактивная игра для педагогов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Радуга» 155048 Ивановская обл., г. Тейково, Вокзальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад «Психолого-педагогическая компетентность педагога»
Опубликовано: 24 октября 2017 в 19:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД