МААМ-картинки

Воспитание дошкольников на основе мордовских традиций в условиях поликультурного региона

Оксана Николаевна Полежаева
Воспитание дошкольников на основе мордовских традиций в условиях поликультурного региона

Ребенок с первых дней своей жизни погружается в культуру, в которой накоплен и закодирован национальный и общечеловеческий опыт. Очевидно, что не существует универсального человека – есть человек, представитель той или иной национальности, того или иного этноса, поэтому ребёнок вначале приобщается к родной национальной культуре и именно через неё познаёт общечеловеческую культуру. Приобщение к ней, приобретение социального опыта, социальной информации, т. е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей. С учетом этого можно определить их роль в современном обществе.

Публикация «Воспитание дошкольников на основе мордовских традиций в условиях поликультурного региона» размещена в разделах

Опираясь на усвоенные, человек создает новые ценности, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества. Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к кризису, как отдельного человека, так и общества в целом.

Республику Мордовия, как и всю Россию, населяют граждане различного этнического происхождения. Каждый из этносов обладает собственным языком, уникальной культурой, своими ценностями, включенными в систему общечеловеческих ценностей, традициями, историей, вплетённой в общую для всех россиян историю, особенностями жизнедеятельности. Это многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы взаимодействуем, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система дошкольного образования должна принимать активное участие в подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе.

В учебно-воспитательном пространстве образовательных учреждений необходимо выделить формирование у подрастающего поколения ценностей этнической культуры, причем процесс этот необходимо начинать еще в младшем дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях образования.

Дошкольный возраст – благоприятная пора для воспитания нравственных качеств личности, приобщения к ценностям национальной культуры, воспитания толерантности, уважения к другим культурам, отличным от собственной. Важно уже с до школьного возраста учить умению познавать ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувеличивая и не умаляя при этом роль культуры, как своего, так и другого народа нашего полиэтнического общества. Необходима специальная организация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в культуре, не наследуется человеком, а усваивается в процессе образования. Процесс поликультурного воспитания будет более эффективным, если уже сформированные у ребенка понятия будут углубляться и расширяться в процессе диалога культур, где культура его нации будет базовым компонентом. В условиях Республики Мордовия актуальными становятся вопросы воспитания дошкольника на основе мордовских национальных традиций. В процессе исторического развития, на основе богатого культурного наследия, мордовский народ создал целенаправленную систему воспитания и развития детей. Она определялась природно-географическими и социально- экономическими условиями, а также нормами обычного права и этническими соображениями. Взгляды народа на брак, семью, потомство фактически образовали традиционную демографическую модель поведения. Педагогические традиции мордовского народа представляют целую программу формирования личности, направленную на развитие в ней лучших черт: трудолюбия, скромности, преданности Родине, почтительного уважения к представителям старшего поколения. Мордовский народ определяет условия успешного воспитания детей, заключающиеся в опоре на прогрессивные традиции, сложенные на основе традиционной этнической культуры, быта, религии. Традиции воспитания у мордвы имеют много общего с этнопедагогикой других народов. Общность традиций нравственного воспитания разных народов объясняется сходством объективных условий человеческой жизни и общечеловеческими целями рождения и воспитания детей, взаимодействием народов и взаимовлиянием их культур. Мордовские педагогические традиции в современных условиях не потеряли своей значимости. Они заложены в основу семейной педагогики. Задача дошкольных образовательных учреждений–воспитание дошкольников средствами мордовской культуры. В мордовской народной педагогике глубоко осознавался процесс воспитания. О значении воспитания говорят мордовские пословицы : «Маштат эйкакшонь чачнеме, машт и кастомо» («Умеешь детей родить, умей их и вырастить», «Эйкакш мельга эряви ваномс» («За ребенком нужен глаз», «Ломанесь аволь панго, чизэнзэ а касы» («Человек не гриб, за день не вырастет», «Аволь те авась, кона чачтынзеть, а се, кона кастынзеть» («Не та мать хороша, которая родила, а та, которая тебя воспитала». В этнопедагогике мордовского народа подчеркивается мысль, что воспитание детей требует от родителей больших нравственных и физических усилий, поэтому считалось, что воспитавшие детей выполнили долг перед обществом и обеспечили себе счастливую старость («Эйкакштнень превейстэ кастсак – паро слава кармат кандомо» («Детей умными вырастишь – род свой прославишь», «Тетянть аволь кшись анды, а паро эйкакшонь валось» («Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей»).Установление гуманных взаимоотношений в семье зависит от взаимопонимания, учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, проникновения в их внутренний мир, поэтому взрослые часто говорили: «Вейкетьстэ эйкакштне чачить, но аволь вейкетьстэ касыть» («Одинаково дети рождаются, но неодинаково воспитываются»).Мордовский народ, осознавал воспитание как необходимый, сложный и длительный процесс, не сводящий только к кормлению и уходу за ребенком. Воспитание ребенка считали ответственным и трудоемким делом, постоянно подчеркивали мысль, что необходимо не просто вырастить ребенка, а сформировать его как личность, чтобы он достиг определенного человеческого идеала. Основы нравственного воспитания закладываются также в семье, поэтому родителям и их детям в народной педагогике уделяется большое внимание. Семья характеризуется совокупностью этических норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Согласно выработанной веками народной концепции идеалом мордовской семьи считалось наличие большого потомства («Кудо эйкакш марто – уцяскав кудо» («Дом с детьми – счастливый дом», «Вейке эйде, теке вейке сельме» («Один ребенок, что единственный глаз»). Отношения в крестьянской семье строились исходя из интересов организации трудовой деятельности, но руководствовались высокими моральными принципами. Воспитание понималось как многогранное явление, включающее уход за ребенком, заботу о его физическом и нравственном развитии. Через осмысление прошлого народа можно убедиться, что в жизни этноса не существует ни абсолютно старых, ни абсолютно новых традиций, детерминированных явлений культуры. Как те, так и другие – это своеобразный сплав, синтез старого и нового в развитии. А по мере развития эти «соединения» превращаются в устойчивые образования, приобретая черты традиционности. Опытно-экспериментальная работа по изучаемой проблеме позволила выявить эффективное воздействие мордовских культурных ценностей на развитие дошкольника, на социализацию ребёнка; на формирование таких качеств как любовь к Родине, к окружающим людям, культуре своего народа, трудолюбия, доброты и отзывчивости, любви и понимания красоты окружающей действительности, культуры поведения. Приобщив детей к культуре мордовского народа, мы сможем возродить самобытность мордвы, способствовать сохранению этноса. Таким образом, традиции воспитания у мордвы имеют много общего с этнопедагогикой других народов. Воспитание на основе традиций мордовского народа неразрывно связано с традиционным воспитанием чувашей, татар, удмуртов, русских и других народов России. Именно поэтому в настоящее время особенно актуальной стала проблема этнокультурного воспитания, а на его основе поликультурного образования, где делается значительный акцент на формирование патриотических качеств личности, толерантности, гражданственности.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиций Цель: Формирование национальных традиций у детей младшего школьного возраста. Развивать любовь и уважение к культурным традициям разных.

Политкультурное воспитание дошкольников на основе использования подвижных игр разных народов Задачи использования народнъи^подвилфъи^игр Знакомство детей с разнообразием русски^ народны. к игр и игр.

Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада На современном этапе вопросы взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди не изменят своего.

Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Гончарова З. С., воспитатель МБДОУ д/с № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол Белгородской.

Презентация «Формирование нравственных качеств личности на основе народной культуры и традиций» Тема самообразования: «Формирование нравственных качеств личности на основе народных культур и традиции Народная культура – образовательное.

Консультация для воспитателей «Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций» Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного.

Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации Статья: Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст играет важную роль.

Конспект развлечкательно-познавательной игровой программы на основе русских традиций «Прогулка с тётушкой Заботушкой»Конспект развлечкательно-познавательной игровой программы на основе русских традиций «Прогулка с тётушкой Заботушкой» ПРОГУЛКА С ТЁТУШКОЙ ЗАБОТУШКОЙ Развлекательно – познавательная игровая программа на основе русских традиций для детей школьного возраста.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе любви к малой Родине СТАТЬЯ «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 56 Калининского района.

Воспитание детей дошкольного возраста на основе обычаев и традиций Введение В современном многонациональном Российском обществе важную роль играют национальные ценности и национальные взаимодействия. Область.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание дошкольников на основе мордовских традиций в условиях поликультурного региона
Опубликовано: 20 марта 2018 в 15:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД