МААМ-картинки

Опыт работы детского сада «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

Любовь Нарожняя
Опыт работы детского сада «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв

Одно из направлений работы нашего детского сада - духовно-нравственное воспитание.

Публикация «Опыт работы детского сада „Воспитание нравственных чувств и этического сознания“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка с целью ее оптимального развития. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления. Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что он мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, он хочет научиться жить. И не только физически жить, но и комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. И детям важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, за что порицают, а за что поощряют, за что хвалят или наказывают. Процесс познания для детей сложен, и все зависит от того, кто и как преподаст ребенку эти уроки жизни; с каким мировоззрением, пониманием добра и зла, с какой реакцией на поступки других, с каким поведением их познакомят.

Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него духовных ценностей; понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него духовно–эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.

Цель данного направления: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:

Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром, с правилами этикета.

Воспитывать чувство любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к родной природе.

Воспитывать чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к родителям и педагогам, воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.

Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственное назначение человека как «созидателя».

Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.

Свою работу мы строим, руководствуясь программой “Озарение” Л. Н. Герасимовой. А также используем другую методическую литературу по данной теме. В качестве основного направления мы выбрали музыкально-поэтическое творчество русского народа, фольклор, народную педагогику – как веками выработанные формы наследования, сохранения и развития русского этноса.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех участников эксперимента: педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от церковной жизни. Дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и потому в нашу задачу входит познакомить детей (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкально-поэтические вечера.

На занятиях знакомили детей о связи мира, видимого и невидимого (духовного, ангельского). Выполняя аппликацию небесного ангела, дети познакомились с православным праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Из данного занятия дети поняли, что Бог посылает ангелов служить людям, приносить им вести с духовного мира.

Для ознакомления детей с православной культурой воспитатели посещали с детьми храм «Всех скорбящих радость», где им рассказали как нужно здесь себя вести, основные заповеди, православные праздники. Дети, приходя сюда, с интересом и волнением рассматривают лики святых, знакомятся с понятиями православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе.

Огромное значение для воспитания у детей нравственных чувств, интереса и любви к родному краю имеет всё ближайшее окружение. В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах мы даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Воспитываем гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.

Традиционным стало так же возложение цветов к памятникам защитников Родины и знакомство детей с героическим прошлым нашего народа. Дети посещают музей «Боевой Славы», где с вниманием и интересом они рассматривают экспозиции, посвященные участникам Великой Отечественной войны и участникам локальных войн. В музее мы проводим экскурсии и беседы.

Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину. Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.

«Охранять природу – значит охранять Родину».(М. Пришвин)

Одним из немаловажных факторов является труд. Приобщая детей к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Покормите птиц зимой», «Утеплим деревья», «Елочка живи!».

Библиотека славится везде – источник радости, духовной силы, помощник в жизни, в творческом труде. Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью. Они интересуются всем. Поэтому нами, совместно с детской библиотекой организован творческий клуб «Читалёнок», где дети получают знания, участвуют в мероприятиях, проводимых работниками библиотеки вместе с воспитателями.

Мир ребенка начинается с его семьи. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях.

Анализируя работу, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами. Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало (или совсем отсутствуют) знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Совместно с родителями мы проводим православные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять, средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. В ближайшей перспективе мы планируем создать православную библиотеки для родителей и педагогов (детской и взрослой). Шире использовать совместный труд родителей и детей на участке детского сада (уборка, строительство горок, посадка деревьев и т. д.) Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи. Для этого необходимо совершенствование и духовный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении.) Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Развитие национального сознания детей в условиях детского сада «Развитие национального сознания детей в условиях детского сада». В многонациональном российском обществе всегда проявлялся интерес к национальной.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада»Опыт работы «Мини-музей «Сундук с куклами» в группе детского сада» Кукла - главная игрушка в жизни ребёнка. Кукла - это образ человека, посредством которого ребёнок познает окружающий его мир, постигает.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада»Опыт работы «Использование нетрадиционных способов изобразительной деятельности в практике детского сада» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы детского сада «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»
Опубликовано: 1 сентября 2021 в 17:25
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД