Папки-передвижки

Опыт работы «Технология сотрудничества в ДОО»

Наталья Зайцева
Опыт работы «Технология сотрудничества в ДОО»

Современный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. В связи с введением ФГОС ДО мы с вами еще раз обратимся к вопросам педагогики сотрудничества, реализация которой в образовательном процессе дошкольной образовательной организации становиться еще более актуальным психолого-педагогическим условием.

Публикация «Опыт работы „Технология сотрудничества в ДОО“» размещена в разделах

Поэтому мы сегодня вспоминаем советских педагогов-новаторов, изменивших вектор отечественного образования - это Амонашвили, Лысенкова, Волков, Шаталов, Щетинин, Ильин, Гончарова, Москаленко, Палтышев, Никитин и другие. Идеи и опыт этих педагогов сегодня широко признаны. То, что учителя-новаторы привнесли в педагогику в плане новизны, можно охарактеризовать общей фразой — педагогика сотрудничества.

Педагогика сотрудничества – это система методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности, это отношение к воспитанию как к творческому взаимодействию педагога и ребёнка.

Актуальность заключается и в том, что она позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.

Основными принципами технологии сотрудничества являются :

1. Развивающий характер обучения, воспитатель не даёт готовых образцов действия и определений, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.

2. Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способами решения поставленных задач.

3. Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но способов эффективного сотрудничества.

4. Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем после её достижения подводится итог.

5. Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в основной образовательной деятельности развивающего цикла. Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач: формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе; развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий; развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Этапы работы с детьми :

Подготовительный этап.

В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества между детьми не возникают спонтанно, но вместе с тем, детям очень нравится эта деятельность, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности.

I этап. Освоение элементарных форм учебного сотрудничества (данный этап программы может быть реализован с детьми среднего дошкольного возраста).

II этап. Освоение правил взаимодействия со взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества (данный этап программы реализуется с детьми старшего дошкольного возраста).

III этап. Обучение детей самостоятельному выбору формы организации занятия (данный этап программы реализуется с детьми подготовительной группы).

Основная образовательная деятельность в детском саду дает большие возможности для освоения детьми опыта сотрудничества со сверстниками из-за регулярности и систематичности проведения, возможности интеграции видов деятельности, разнообразия образовательного содержания.

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

1. Проблемная ситуация, которая будет побуждать детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения. Можно организовать дискуссию.

2. Формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом: работа в парах и в микрогруппах.

3. Непосредственное выполнение задания. Здесь воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе или на отдельном материале.

4. Организация контроля и оценки.

Сейчас я работаю в подготовительной группе и в своей работе использую технологию сотрудничества. В этом возрасте дети могут самостоятельно продумать тему, сюжет, композицию; спланировать действия, распределить роли в группе. Совместную деятельность можно использовать в разных видах деятельности. Например, дети делали коллективную работу на День матери. Характер задания был одинаковый: сделать красивую газету-поздравление для мам. Перед началом работы перед детьми была поставлена проблема, которая побудила детей искать не только решение, но и способы организации. Мной были поставлены вопросы: «Как мы будем работать, «Что нужно сделать, чтобы легче и быстрее выполнить работу?». Каждый ребенок высказался и предложил свой способ. Мы вместе с ребятами проверили данные варианты, чтобы убедиться в правильности суждений. Дети выбрали те способы, которые лучше подходили для выполнения данной работы. Далее дети распределись на группы по 6 человек. Я постаралась донести до каждого ребенка, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы, т. е. чтобы газета-поздравление получилась красивой, каждый участник группы должен постараться, нужно быть внимательнее друг к другу и т. д. Далее дети занимались выполнением задания. В процессе работы одна группа делала это дружно и весело, помогали своим товарищам, исправляли ошибки, объясняя, почему сделано не так, в то время как в другой были трудности при распределении заданий участникам группы, не желания помочь товарищам, высмеивание сделанной детали, разобщенность. С этой группой детей еще раз пришлось беседовать по поводу правил работы в группе, еще раз на их собственном на примере обсудили проблемы, которые у них возникли, дети сами предложили пути решения и вот тогда работа закипела. Дети наслаждались процессом творчества, видя результат своей работы - радовались. Первая группа сделала свою газету-поздравление первой, у второй – на это ушло больше времени, но результат был не хуже. На последнем этапе осуществлялась оценка выполненной работы. Здесь использовалась взаимопроверка. Обсуждалась каждая операция и способ ее выполнения. Важным было обучить детей самооценке. Ребенок, который умеет учиться, должен определять область своего знания и незнания, и видеть перспективу дальнейшего совершенствования. Так во второй группе были дети, которые часто болеют и из-за этого не посещают детский сад, вследствие чего у них отсутствовали определенные знания. Когда мы с детьми этой группы разбирали ситуации, из-за которых у них сразу не получилось сделать газету, то обращали внимание на то, что в своем незнании и неумении они видели не бессилие и беспомощность, а перспективу развития. Так же мы с детьми оценили уровень сложности выполнения задания, для некоторых было сложно, для остальных – легко. Затем мы подвели итоговую оценку, где я выяснила, что мы делали, какие трудности были, что понравилось больше и т. п. Дети самостоятельно определили, над какими заданиями им надо поработать на следующих занятиях.

Еще в своей работе я использую различные игры на развитие сотрудничества. Это игры на развития интереса к партнеру по общению; игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; игры на развитие навыков взаимодействия в группе; игры на сплочение детского коллектива.

Например, игра «Доброе слово», в которой дети сидят в кругу, каждый по очереди говорит что-то приятное о своем соседе, непременное условие: говорящий смотрит в глаза тому, о ком говорит. Цель этой игры: развивать умение выражать свое отношение, чувство к сверстникам. Или игра «Сделай подарок», в которой педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений, а отгадавший получает этот предмет "в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга. Цель этой игры – знакомство с невербальными способами общения. Еще одна игра, которая очень нравится детям «Неожиданные картинки», нужно сесть в один общий круг, взять каждому по листу бумаги и подписать свое имя с обратной стороны, потом начать рисовать какую-нибудь картину. По команде воспитателя перестать рисовать и передать начатый рисунок своему соседу слева, взять тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину. Если группа небольшая, то можно дать детям порисовать 2-3 минуты и попросите их снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг, поэтому время на рисование ограничивается. И многие другие игры.

Дети, воспитанные на сотрудничестве, благожелательности и успехе, имеют гораздо больше шансов приобрести сильное самосознание, точно так, как дети, выращенные на сбалансированном питании, имеют больше шансов стать сильными и здоровыми. Общение и совместная деятельность – та основа, на которой строится вся жизнь детей. Постоянное взаимодействие детей друг с другом является самым ценным в дошкольной жизни и позволяет разрешить проблему преемственности в работе школы и детского сада в системе реализации развивающего обучения.

Используемая литература:

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения

С. Л. Соловейчик Педагогика для всех

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии

Маврина И. В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения

Публикации по теме:

Детский мастер класс «Объемная новогодняя снежинка» в рамках сотрудничества с семьей. Из опыта работыДетский мастер класс «Объемная новогодняя снежинка» в рамках сотрудничества с семьей. Из опыта работы Описание материала: данный материал рассчитан на детей дошкольного, младшего школьного возраста, педагогов ДОУ и дополнительного образования,.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками»Из опыта работы «Игровая технология в работе с дошкольниками» «Каков ребёнок в игре, таков во многом от будет в работе, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля, происходит, прежде всего.

Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи»Мастер-класс по дидактическому синквейну. По итогам выступления на конференции «Технология работы с детьми с нарушением речи» Уважаемые коллеги, сегодня мы принимали участие в международной научно-практической конференции, которая проходила в Петербурге. Мы провели.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников»Опыт работы «Детско-родительский клуб как активная форма сотрудничества с семьями воспитанников» Слайд 2. Актуальность сотрудничества детского сада с семьей прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Технология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДООТехнология тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом ДОО Уважаемые коллеги! Представляю вам технологию тимбилдинга. Данный материал могут использовать в работе старшие воспитатели или методисты.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Технология сотрудничества в ДОО»
Опубликовано: 21 января 2022 в 20:07
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД