Консультация для воспитателей «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

Ольга Андреевна Московцева
Консультация для воспитателей «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

Доклад по теме "Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей"

От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира – от этого

в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие

Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т. д., и т. п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.

Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?

Термин«взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

Взаимодействие - Взаимная связь предметов, явлений, их обусловленность друг другом; согласованность действий. (малый академический словарь)

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Формы взаимодействия

1. Родительское собрание. Это формы работы группы людей (родителей, объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития своих детей.

Универсальность родительского собрания как формы работы заключается в его возможностях реализации нескольких функций: организации коллектива родителей, управления воспитательно-образовательным процессом, решения наиболее важных, насущных проблем.

Кроме того, родительское собрание – это хорошая форма для принятия коллективных решений и планирования совместных действий, что способствует установлению отношений сотрудничества не только между педагогом и семьей, но и между самими родителями.

Родители должны принимать участие в разработке и отборе тематики собраний. Этим мы соблюдаем принципы активности (следования желаниям родителей, значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы) и оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Лучше заранее напомнить родителям о времени и повестке собрания. Заблаговременно продумывается и готовится наглядный материал, который будет предшествовать выступлению участников или сопровождать его.

Непосредственно предшествующая собранию подготовка состоит в том, что помещение проветривают, подготавливают мебель, на которой родителям было бы удобно располагаться во время собрания, готовят ручки и листы бумаги, чтобы родители могли записать интересующую их информацию, продумывают кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

Как правило, родительское собрание состоит из 3 частей:

1) вводной части;

2) основной части;

3) части «разное».

Вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, концентрировать их внимание, мотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания, или при помощи коротких игр и занятий.

Основная часть собрания может быть разделена на два-три этапа.

Как правило, основная часть начинается с небольшого выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должны быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается. Для иллюстрации своих идей и соображений можно использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы выступления.

В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям, обсуждения личности конкретного ребенка. Сообщение не должно констатировать неудачи детей.

Затем организуется обмен мнениями и идеями, их обсуждение. Далее можно организовать практикум для родителей: описать конкретные ситуации и предложить их решить. При проведении основной части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с родителями.

Лекция позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории.

Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины. Дискуссия позволяет увидеть проблему с разных сторон и прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Основными требованиями к руководителю дискуссии являются его нейтральная позиция при обсуждении, отказ от навязывания с самого начала своей позиции участникам, сохранение на протяжении всей встречи спокойного и дружелюбного тона.

В ходе родительской конференции происходит обобщение, систематизация и пропаганда психолого-педагогических знаний, полученных родителями в течение длительного периода (года-двух).

В третьей части родительского собрания «разное» обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досугов, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

Максимальная продолжительность собрания 1,5 часа.

Педагог, ориентированный на развитие, всегда отслеживает результаты своей работы через организацию обратной связи с родителями. Это можно сделать при помощи анкетирования.

По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

Собрания можно проводить и в нетрадиционных формах.

2. Беседа

Педагогическая беседа с отдельными родителями, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером должны отвечать определенным требованиям.

1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована.

2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.

3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

4. Беседа должна обеспечить информирование родителей о жизни детей в детском саду, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке, укрепляющей веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы, которые не связаны с развитием и здоровьем детей.

5. Необходимо стараться избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке. Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, т. к. это формирует у родителя отрицательную установку на контакты с педагогами вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

6. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя.

7. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не имеет возможности применить адекватные меры воздействия на ребенка). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов, чтобы та-ким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.

8. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка.

9. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

3. Тематические консультации

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30-40 минут. Формой проведения консультаций может стать практикум, на котором родители приобретают практические знания и умения, например, как организовать детский праздник дома, изготовить настольный театр и т. п. Для более полного удовлетворения интереса родителей к конкретным вопросам воспитания детей можно при подготовке к консультациям использовать специально изготовленный ящик, в который родители опускают записки с текстом вопроса. Воспитатели собирают их, группируют по темам, определяют консультанта. С использованием этого же ящика может проходить и заочное консультирование. В этом случае ответы на вопросы педагог помещает на стенде.

4. Записки

Часто детей в детский сад приводят бабушки или дедушки, старшие братья или сестры, близкие знакомые семьи. Кроме того, педагогу не всегда удается утром или вечером лично пообщаться с каждым из них. В этом случае воспитателю помогут короткие записки, в которых он сообщает о новых достижениях ребенка или благодарит родителей за оказанную помощь. Такие записки содействуют сближению семей и педагога. Они особенно важны, если педагог ведет на занятиях какую-то коррекционную работу с данным ребенком и эта работа является частью совместной программы действий детского сада и семьи. Записка может передаваться через ребенка или помещаться в условленное место (кармашек на двери кабинки, специальный ящик и др.).

5. Дневники

По мере развития сотруднических отношений с семьей большую роль приобретают дневники, которые передаются от воспитателя к родителю и обратно. Это очень эффективная форма работы, особенно, если родители ограничены во времени. Дневник может содержать заметки воспитателя об особенностях развития ребенка, вопросы к родителям, небольшие задания для выполнения совместно родителем и ребенком. Периодичность заполнения дневника устанавливается на основании совместного решения педагога и родителей ребенка. Рекомендуется заполнять дневник не реже одного раза в неделю.

6. Информационный листок

В отличие от записок и дневников, информационный листок содержит сведения о жизни группы детского сада.

Информационный листок должен быть коротким и легко читаемым. Гораздо эффективнее посылать часто короткие сообщения, чем редко длинные.

Листок может содержать в себе полезную информацию:

• объявления о собраниях, праздниках и других мероприятиях;

• просьбы принести необходимые для занятий материалы или оказать иную помощь;

• рекомендации по выполнению с детьми домашних заданий;

• информацию о событиях в детском саду;

• обсуждение текущих событий в группе;

• благодарности за помощь и участие родителей в жизни детского сада.

Информационный листок должен быть постоянного формата, выходить регулярно. Хорошо, если текст листка будет содержать конкретные имена детей и членов их семей (особенно, когда речь идет о благодарности).

7. Постоянный информационный стенд

8. Доска объявлений

На ней можно поместить объявление о собрании, информацию о развитии детей, дневной распорядок. Если доска обновляется редко или плохо оформляется, на нее перестанут обращать внимание, поэтом необходимо придерживаться определенных правил:

- информация располагается на уровне глаз взрослого;

- содержание доски объявлений обновляется хотя бы частично не реже одного раза в неделю;

- информация должна быть короткой;

- индивидуальные послания родителям должны иметь форму благодарности за участие в жизни ДОУ.

9. Информационная корзина

Вовлечение родителей в образовательный процесс включает в себя поиск новых путей взаимосвязи меду различными службами и связей этих служб с родителями. Для этого может быть использована информационная корзина – тетрадь, содержащая таблицу с разделами по количеству служб.

Раздел сообщений, предназначенных Административно-хозяйственной службе, содержит вопросы родителей об условиях воспитательно-образовательного процесса, его обеспечении, пожелания о получении информации. Например, это могут быть вопросы участия родителей в финансировании ДОУ, организации питания детей, пожелания относительно кадрового обеспечения и другие.

В разделе сообщений для Методической службы родители могут выразить свои пожелания и задать вопросы о содержании, методах и приемах организации педагогического процесса. Например, родители могут выразить пожелание об обучении детей чтению, иностранным языкам.

Раздел сообщений, адресованных Службе психологии и коррекционной педагогики, предоставляет возможность задать вопросы по проблемам, возникающим в ходе развития детей, подать заявку на получение консультации у специалиста. Например, как преодолеть вредные привычки (сосание пальцев, грызение ногтей, создать дома условия для охраны зрения, как вести себя с ребенком при возникновении первых признаков заикания.

При заполнении раздела, отведенного для сообщений Медицинской службе, родители могут сделать пометки о текущем состоянии здоровья ребенка и задать вопросы медперсоналу.

На основании этих записей соответствующие службы могут откорректировать свою работу.

10. Выставки

Выставки могут организовываться в масштабах детского сада или быть групповыми.

Выставка может стать формой подведения итогов какого-то этапа работы с детьми (проекта, привлекать внимание родителей к разным сторонам жизни детского сада, а также предварять или завершать мероприятия, проводимые с родителями (родительские собрания, конференции, консультации).

Тематическая выставка может содержать фотографии, детские работы, поделки, изготовленные детьми, педагогами или совместно детьми и родителями, образцы пособий, книг, игрушек рекомендуемых родителям для занятий с ребенком дома.

11. Газета.

Газета может издаваться усилиями всего детского сада или отдельной группой.

Газета, выпускаемая отдельной группой, будет посвящена проблемам конкретных детей и родителей, но потребует от воспитателей определенных усилий, чтобы обеспечить регулярный выход издания. Она может иметь вид стенной газеты или газетного листа.

Должен быть разработан макет газеты – перечень рубрик, которые будут постоянными: «Поговорим серьезно», «Уроки здоровья», «Правильно говорим», «Играем и учимся», «Учимся дружить», «Праздники и игры дома» и т. п.

Другой вариант выпуска газеты – это его подчиненность одной теме. Например,

в младшей группе:

- С мамой играть веселей

- Как одеться, чтобы не перегреться?

- Какие игрушки нам нужны?

- Почему я кусаюсь?

В конце каждой публикации родителям можно предложить «домашнее задание», выполнив которое, они могли бы увидеть проблемы своего ребенка и осознанно ему помочь.

12. Тематические папки.

Тематические папки подразделяются на папки-передвижки и папки-раскладушки (ширмы). В папке-передвижке помещаются рекомендации и советы по разным вопросам воспитания, обучения и развития детей: например, оздоровлению, интеллектуальному развитию, игровой деятельности. Она дается во временное пользование отдельным семьям. Материал должен быть содержательным, конкретным, интересным для родителей, красиво оформленным, с сохранением делового стиля.

Небольшую по объему информацию можно поместить в папку-«раскладушку», которая размещается на столе или детских шкафчиках в приемной комнате. Текст может сопровождаться рисунками и фотографиями.

13. Визиты в группу.

Посещение родителями группы чрезвычайно полезно как для них самих, так и для педагога. Присутствуя в группе, родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях, получают реальное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему большее уважение. Наконец, они могут наладить прочные дружеские отношения с другими семьями. Воспитатель при поддержке родителей в группе, в свою очередь, получает больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, может лучше узнать, как общаются родители со своим ребенком, насколько умело могут помочь ему в воспитании и обучении.

14. Дни открытых дверей.

Ознакомление родителей с жизнью своих детей в детском саду происходит так же во время дней открытых дверей, проводимых регулярно, 1-2 раза в год.

Подготовка к встрече с родителями начинается задолго до назначенного времени и включает в себя продумывание программы мероприятия. Она может состоять из показа открытых занятий с детьми, совместной деятельности педагогов и воспитанников в разных возрастных группах. При этом родителям заранее сообщается цель, программное содержание, обращается внимание на характер заданий, методы активизации детей. В программу также могут входить посещения родителями подготовленных выставок фотографий ярких моментов жизни ДОУ, детских работ, совместных поделок детей, педагогов и родителей.

Необходимо на этапе подготовки решить, кто встретит родителей, как они распределятся по группам.

15. Посещение семей.

Принято посещать семьи дважды в год.

Цель первого посещения семьи – выяснение общих условий семейного воспитания. Если посещение предшествует приходу ребенка в детский сад, то его целью может стать облегчение процесса адаптации к ДОУ.

Повторные посещения проводятся по мере необходимости и решают более частные задачи, такие как коррекция выявленных особенностей поведения ребенка, установление единых требований к воспитанию ребенка в семье и ДОУ и т. д.

Правила посещения:

1. Необходимо выбрать удобное для семьи и педагога время, договориться о времени прихода и длительности пребывания педагога в доме (примерно 15-30 минут).

2. Объяснить заранее цель посещения для того, чтобы устранить ненужное напряжение во взаимоотношениях с родителями.

3. Для установления доверительных отношений беседу лучше начинать с положительных моментов: отметить привлекательную внешность ребенка, его способности, умение общаться и т. д. Педагог должен продемонстрировать свое умение принять ребенка как данность. Разговор не должен начинаться с жалобы.

4. Нельзя обсуждать ребенка в его присутствии, если только это не честная похвала или форма поощрения. Особенно это касается повторных посещений семьи, связанных часто с решением проблем воспитания.

5. Нужно запланировать время на общение с ребенком.

6. Соблюдая педагогический такт, воспитатель, посещая семью, не ведет во время беседы никаких записей. После посещения можно зафиксировать полученную информацию в удобной для воспитателя форме.

16. Семинры практикумы/совместное творчество

17. Буклеты

18. Поручения

19. Клубы

20. Экскурсии/походы

21. Ящик вопросов и ответов

22. Лектории

23. Мастерские

24. Анкетирование

25. Интернет переписка

26. Совместные досуги/праздники

27. Акции

Например, акции «Чистая лопатка» родители получат возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевывает успех, родители охотнее откликаются на разные проблемы не только группы, но и города. Акция «Чистый город» – её название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

28. Телефон доверия

29. Трудовой десант (субботник)

30. Конкурсы

31. Флешмобы.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют мне говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Используемая литература: Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2009. - 208с. (Библиотека журнала "Воспитатель ДОУ").

Прикреплённые файлы:

doklad-dlja-metod-kab_h7l2n.ppt | 3112 Кб | Скачан: 25
 
Публикации по теме:

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС  «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги.

Интерактивные формы взаимодействия с семьей в соответствии с ФГОС до Глазырина Екатерина Андреевна Учитель-логопед высшей кв. категории Веселова Светлана Валерьевна воспитатель первой кв. категории Янголь.

Консультация для педагогов «Инновационные формы взаимодействия детского сада с семьёй» В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый.

Педагогический проект «Взаимодействия ДОУ с семьей» 1. ПАСПОРТ ПОЕКТА Название проекта «Взаимодействия ДОУ с семьей» Тема проекта «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей» Автор проекта.

Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи .

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Формы взаимодействия воспитателя с родителями» Формы взаимодействия воспитателя с родителями. Задача дошкольного учреждения - раскрыть перед родителями важные стороны психолого-педагогического.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьей»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 07:50
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...