МААМ-картинки

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

ДИАНА Киселева
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи

Современные формы взаимодействия ДОУ и сем

ьи. [/b]

Современный этап развития общества характеризуется кардинальными измененьями в социально-экономической и общественной жизни страны, сменой приоритетов и ценностей в сознании людей. Эти изменения отразились и на системе дошкольного образования.

Резкая поляризация современного общества подняла на высокий уровень материальный уровень одних и опустила других. Неуверенность в завтрашнем дне, потеря ценностных ориентиров – все это не могло, не отразится на самих родителях. И в этой острой ситуации мы, воспитатели, так необходимы родителям, ведь ребенок не дорогая игрушка, а равноправный член семьи, и от того, в какой семейной среде он вырастет, какие черты унаследует от родителей, зависит его будущее.

Публикация «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах

В дошкольном учреждениях педагоги окружают детей добротой, лаской, вниманием, делают их жизнь интересной. Однако в последние годы наблюдается негативная позиция со стороны родителей ко многим аспектам воспитательной работы в дошкольном учреждении.

В научных трудах А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. К. Крупской, В. А. Сухомлинского создан общетеоретический фундамент взаимодействия семейного и общественного воспитания.

В настоящие время накоплены и разработаны различные формы работы с родителями в детском саду:

Е. П. Арнаутова (1, В. И. Безмодная (2, Н. Ф. Виноградова (3, Л. В. Загик (2, О. Л. Зверева (4, Л. И. Маликова (5) и др.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими, другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. (6)

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Современная ситуация, в которой оказалось общество, потребовала поиска новой модели взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Нельзя не сказать о проблемах работы с родителями детей детского сада. Сегодня родитель не готов организовывать грамотный сущностный строй детской жизни. На помощь ему приходит педагог. Но воспитание родителей – дело более сложное, чем воспитание ребенка. Мы пасуем и отступаем, в то время как должны формировать у родителей позицию защиты своего дитя от некомпетентного социального окружения, к которому часто относится и сам родитель. Воспитание педагогически грамотного родителя - болезненная, но уже давно назревшая проблема.

Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Коррекция родительской позиции исследована недостаточно. Происходит девальвация семейного дома, смысла семейной жизни, ее ориентация на воспитание детей, распространяются асоциальные отношения в семьях.

Взаимосвязь детского сада и семьи, их реальные взаимодействия предусматривают организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей. (7)

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи показывает : хотя в последнее время и наметились новые перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используется в полной мере.

При определении темы исследования и обоснования ее актуальности мы учитывали следующее:

а) новые задачи, поставленные перед социально-образовательными структурами, в условиях реформирования, ориентируют на приоритет семейного воспитания;

б) слабая разработанность темы;

в) в непосредственной воспитательно-образовательной практике имеются серьезные недостатки в контексте нашей проблемы;

г) содержание педагогического просвещения родителей либо отсутствует, либо недостаточно дифференцированно. (8)

Таким образом, актуальность вопроса взаимодействия детского сада и семьи на изменение педагогической позиции родителей, является важной в современном обществе.

Объектом исследования является процесс взаимодействия детского сада и семьи.

Предметом исследования выступает обоснование содержания педагогической деятельности, обеспечивающей полноценное взаимодействие воспитателя и родителей.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальное исследование эффективности использования современных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Задачи исследования:

- изучить и проанализировать научные, психолого-педагогические исследования по взаимодействию семейного и общественного воспитания;

- обосновать содержание и формы взаимодействия;

-определить уровень взаимодействия ДОУ и семьи.

- внедрить в педагогический процесс современные формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие взаимодействие семейного и общественного воспитания, внедрение в педагогический процесс современных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы: анализ философской, психолого-педагогической литературы;

- эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент.

Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того чтобы они правильно воспитывали ребенка, педагоги должны предоставит в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.

Я. А Коменский в помощь матерям создал первую в мире детскую энциклопедию, И. Г Песталоцци – руководство для матерей.

К. Д Ушинский считал, что родители постоянно должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с воспитателями. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребёнку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимать его индивидуальные особенности.

Д. И Писарев утверждал, что забота об эстетическом развитии ребёнка должна начинаться в семье и как можно раньше. Поэтому для матерей им была разработана специальная программа с чётко сформированными задачами для каждого возрастного периодами и практическими советами, которые не утратили своей значимости и сегодня. К ним относятся рекомендации по созданию в домашней обстановки развевающей среды «для радостного созерцания прекрасного».

Особое внимание Д. И Писарев, как и Н. И Новиков, придавал содержанию произведения искусства.

В. А Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детски сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Сухомлинским был выделен и обоснован принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями.

С развитием общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьёй органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в «Руководстве для воспитателей детского сада». Благодаря усилиям ученых и практиков (Н. Ф. Виноградова, Л. В Загик, В. Е. Каган, Т. А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьёй, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.

Этим же проблемам посвятила свои исследования Л. Ф. Островская, которая традиционные формы работы ДОУ с семьёй (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми. (9)

Н. Ф. Виноградова, Г. В. Загик и другие известные педагоги-ученые занимались разработкой различных форм и методов работы ДОУ с семьей. Ведущая роль в этом отвадилась заведующей детского сада, так как в его обязанности входит создание условий для развития всех форм работы с семьёй (3).

Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогических коллективов дошкольных учреждении предметом столь же серьёзных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы.

Опубликованная в 1989 году «Концепция дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) положила начало реформе дошкольного образования. В нем было зафиксировано, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установления доверительного, делового контакта между ДОУ и родителями. (10)

Взаимодействие детского сада и семьёй и воспитание родителей в современной отечественной науке и практике не является законченной теоретической структурой с определёнными организационными формами в общественной системе воспитания. (10)

Работа детского сада с семьёй была и остается одним из наиболее актуальных и, вместе с тем, сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении. Как показывают современные педагогические исследования Е. П. Арнаутовой (1, О. А. Зверевой (11, сложность эта объясняется рядом причин:

1)Низким уровнем социально-психологической культуры участников взаимодействия, отсюда неумение общаться, налаживать деловое и личное сотрудничество;

2)Непониманием родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения для формирования личности в целом;

3)Несформированность у родителей «педагогической рефлексии», т. е. неумение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок;

4)непониманием воспитателями того, что в определении содержания, форм и методов работы детского сада с семьёй не дошкольное учреждение, а семья, родители выступают социальными заказчиками;

5)консервативность родительской позиции опека ребёнка дошкольного возраста;

6)недостаточной информативностью родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка;

7)распространенным отношение педагогов дошкольных учреждений к родителям не как к субъекта воспитательной деятельности, а как к объектам, находящимся под наблюдением определенной групп специалистов, которые обладают такими психолого-педагогическими знаньями, умениями и навыками, овладеть которыми самостоятельно родители не в состоянии;

8)профессиональная установка, ставшая стереотипом сознания многих педагогов, касающаяся представлении о том, что родителям необходимо передавать не «житейские», а научные психолого-педагогические знания о ребенке и его воспитании.

9)Рассмотрим первоначально некоторые теоретические аспекты проблемы воспитания родителей.

Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать детей, зародилась в глубокой древности. Например, тому: к этой мысли неоднократно возвращались Платон и Сократ, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо. (12)

Воспитание родителей – это международный термин, под ним понимается помощь родителям в выполнении функции воспитателя собственных детей, родительских функций. В настоящее время все яснее становится необходимость воспитания родителей и участие в этом профессионально подготовленных специалистов. Необходимость работы по воспитанию основывается:

• Во-первых, на потребности родителей в поддержке.

• Во-вторых, на праве ребенка на педагогически образованных родителей.

• В-третьих, на стремлении общества защитить себя и предотвратить появления многих социальных проблем.

Следовательно, воспитание родителей необходимо, с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой стороны, для здоровья самого общества. В конечном счете, речь идет о праве на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. (13)

В. П. Дуброва, исследуя проблемы воспитания родителей, выделила несколько аспектов:

1. Определение целей и значение воспитания родителей.

2. Разработка содержания роботы по воспитанию родителей.

3. Определение форм и видов связей детского сада и семьи.

4. Этапы взаимодействия детского сада и семьи применительно к разрешению отдельных проблем семейного воспитания дошкольника. (4)

Таким образом, исследования взаимодействия семьи и ДОУ были проведены как за рубежом, так и советскими учёными-педагогами. Были сделаны выводы, что работа детского сада с семьёй была и остается одним из наиболее актуальных и, вместе с тем, сложных аспектов педагогической деятельности практически в каждом дошкольном учреждении.

Приоритет следует отдать таким современным формам работы как : Круглый стол, что приводит к минимуму проявления авторитарности. Вечера вопросов и ответов. Совместные с родителями праздники и развлечения. Дискуссионные клубы. Совместные педсоветы. Выставки совместных работ родителей и детей. Наше исследование проходило на базе МБДОУ №11 г. Майкоп в первой подготовительной группе. На первом этапе нашего исследования мы провели анкетирование родителей автор (В. П. Дубровина), с целью выявить уровень взаимодействия родителей и детского сада. В следствии этого мы получили следующие результаты: средний уровень взаимодействия родителей и детского сада. Затем нами было проведено тестирование воспитателей, для самооценки затруднений воспитателей в общении с родителями. (Г. А. Арунтаева). Что так же показало средний уровень взаимодействия. После проведенных диагностик, мы в течении года проводили различные формы современные взаимодействия такие как : круглый стол по теме; «Игровая деятельности, как одна из форм подготовке детей к школе», «Физкультурно-оздоровительная работа». Родители активно участвовали в заседании круглого стола, задавали вопросы, делились своим опытом. Так же нами были проведены выставки совместных работ детей и их родителей. На темы; «Мир сказок», «Моя родина», где все родители приняли участие. Выставки интересные, были разные виды работ, лепка, рисунок, квилинг и др. Так был проведен вечер вопросов и ответов на тему «Скоро в школу», был приглашен учитель, родители задавали ему вопросы так, же активно обсуждали вопросы между собой. Родителей интересовало, как понять готов ребенок в школу или нет, как помочь ребенку, мы предложили памятку родителям.

Памятка: Правила для родителей:

• Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

• В последний год перед школой обратите внимание, как ведет себя ребенок в обществе сверстников, соблюдает ли правила игры; умеет ли внимательно слушать как сверстников, так и взрослых, может ли подчиняться требованиям старших; всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

• Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребенка должно стать содержание умственной подготовки будущих первоклассников к обучению к школе.

Относитесь серьезно к рекомендациям врачей, которые будут участвовать в диспансеризации вашего ребенка перед школой. Сейчас я предлагаю вам педагогические ситуации, а вы попробуете высказать своё мнение по данной проблеме.

Ситуации:

• Сашу каждый день приводят в детский сад в то время, когда занятие уже идёт. На просьбу педагога приводить ребёнка пораньше, мама отвечает: «Нам не нужны занятия, он и так всё знает, а что не знает, в школе научат».

Ваше мнение: есть ли необходимость посещения занятий? В чём она заключается?

• Каждый вечер, забрав Дашу из детского сада, мама в течение часа занимается с ребёнком. Каждое такое занятие сопровождается истерикой, плачем, нежеланием что-либо делать. Как вы думаете, почему это происходит?

• Готовясь к ужину, мама попросила помочь накрыть на стол, расставив чашки. Выполняя мамино поручение, девочка разбила тарелку. На что мама ответила: «Ты как всегда. За что не возьмёшься, ничего у тебя не получается». Девочка заплакала и убежала. Проанализируйте данную ситуацию.

(Обсуждение ситуаций).

Подводя итог нашей сегодняшней встречи, хотелось бы, чтобы вы высказали своё мнение, продолжив одну из фраз:

Я узнал (ла, что…

Новым для меня стало то, что…

Я убедился (лась, что…

(Родители высказывают своё мнение, продолжая одну из фраз и получают памятки по теме собрания).

Доказано, что чем лучше ребёнок подготовлен к школьному обучению, тем быстрее он адаптируется к школе. Успехи Вашего ребёнка будут зависеть не только от него, но и от Вашей помощи, поддержки и понимания. Вы, родители, должны и можете немало сделать для того, чтобы Ваш ребёнок любил школу и учился с радостью. Успехов Вам и Вашему ребёнку и спасибо за внимание. (Пример)

После проведенных современных форм взаимодействия ДОУ и родителей, мы провели повторное анкетирование родителей автор (В. П. Дубровина, результаты которого были высокие по сравнению с первым анкетированием. И тестирование воспитателей так же показало высокий уровень.

В следствии, полученных результатов мы можем сделать вывод, что главными воспитателями ребёнка являются родители. Но для того, чтобы правильно воспитывать своего ребенка, педагоги должны помогать родителям, использовать в своей работе различные новые формы просвещения родителей и взаимодействия ДОУ и семьей, с целью повышения их педагогического уровня.

Литература

1 Арнаутова В. П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем? Как? – М. :А. П. О., 2010.-59 с.

2 Воспитателю о работе с семьей. Пособие для воспитателей детского сада. /Загик Л. В., Куликова Т. А. Под ред. Виноградовой Н. Ф. -М. :Просвещение, 2012.-192 с.

3 Васильева А. Новая профессия – «мама – воспитательница». / Дошкольное воспитание. №11. 2009.-с 126-127.

4 Гаспарова Е. М. Дошкольное воспитание. –М. ,2013. 33с.

5 Гончарова Н. К. / Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. 2012.

6 Дошкольное учреждение и семья. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. Мусиенко С. И. - М. :2013.-224 с.

7 Дошкольная педагогика. под ред. В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина –М., 2010., 243с

8 Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. -М., 2011-120с.

9 Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образования с семьёй. / Дошкольное воспитание, №3, 2011 с. 87-90.

10 Данилина Т. Москва. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй. / Дошкольное воспитание,№1, 2012 с. 41-47.

11 Данилина Т. Детский сад и семья. / Дошкольное воспитание №2. 2010. С 44-50.

Публикации по теме:

Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС  «Современные формы взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО». «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги.

Интерактивные формы взаимодействия ДОУ и семьи За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей,.

Презентация «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС» Слайд 2 Семья для ребенка-это источник общественного опыта, здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Семинар-практикум «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Цель: активизация педагогов в вопросах взаимодействия с семьей. Задачи: способствовать формированию умения дифференцированно подходить.

Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Современные формы взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда с родителями В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения.

Современные формы взаимодействия с родителямиСовременные формы взаимодействия с родителями Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку». (Н. В. Шелгунов) Детство –это самая.

Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Выступление к семинару «Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС» Как никогда актуальными к нашему семинару стали слова В. А. Сухомлинского[/b] «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут.

Выступление на РМО воспитателей «Современные формы взаимодействия с семьей в контексте ФГОС до» 2: Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
Опубликовано: 4 июля 2017 в 13:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД