Получи документы

Профилактика сколиоза и нарушений осанки посредством НОД в разделе «Физическая культура» в ДОУ

Юлия Белозерова
Профилактика сколиоза и нарушений осанки посредством НОД в разделе «Физическая культура» в ДОУ

Доклад:

«Профилактика сколиоза и нарушений осанки по средствам НОД в разделе «Физическая культура»

в ДОУ».

(Из опыта работы)

Инструктор по физической культуре

ГКДОУ детский сад № 22 «Семицветик».

Белозеровой Юлии Анатольевна

Публикация «Профилактика сколиоза и нарушений осанки посредством НОД в разделе „Физическая культура“ в ДОУ» размещена в разделах

Секрет Истинного Здоровья — сила правильной осанки. Плохая осанка мешает свободной циркуляции крови, сдавливает нервные пути и приводит к болезни. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение. Она влияет на наше настроение и эмоции так же, как и на физическое состояние.

Осанка зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного комплекса. Правильно будет сказать, что осанка является отражением состояния опорно-двигательного аппарата, активное формирование которого идет на протяжении всего дошкольного возраста. Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении. Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник обладает способностью пружинить при движении стоп.

Параметры визуальной оценки правильной осанки :

- голова приподнята, грудная клетка - развернута, плечи - на одном уровне;

- при осмотре сзади, голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;

- при осмотре сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).

Признаки неправильной осанки :

- голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

- плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

- круглая спина, запавшая грудная клетка;

- живот выпячен, таз отставлен назад;

- излишне увеличен поясничный изгиб.

Одним из главных факторов, стимулирующих формирование опорно-двигательного аппарата, является двигательная активность. Образовательная деятельность по физической культуре в дошкольном учреждении является основной формой организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Решение здоровье сберегающих задач в процессе образовательной деятельности по физической культуре при профессиональном подходе, несет оздоровительный эффект, стимулирует правильное развитие костно-мышечного аппарата и является профилактикой различных нарушений осанки или изменений в позвоночнике, ведущих к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Я решаю эти задачи следующим образом:

- формирую сознательное отношение к процессу образовательной деятельности по физической культуре.

- не назидательно контролирую технику безопасности и правильность выполнения специальных упражнений.

- стимулирую воспитанников к самооценке своих действий и самоконтролю за своей осанкой во время выполнения двигательных действий.

I). При проведении непосредственно образовательной деятельности по физической культуре я практикую : систематичность, эффективность, интегрированный подход, и. т. д. Но главным фактором успешного достижения результата я считаю, осознанное желание быть здоровым и красивым физически. Это усиливает потребность в занятиях разными формами физической культуры.

При разучивании упражнений сначала, я показываю сама и проговариваю полностью действие, часто использую художественное слово, на какую группу мышц или на развитие, какого физического качества в данный момент направлено упражнение. Например: «На носочках мы шагаем – позвоночник выпрямляем!», «ноги вместе поднимаем - мышцы пресса укрепляем!». А в дальнейшем, я проговариваю начало предложения, а дети хором продолжают. Например, Я начинаю: «Наклоны будем выполнять…», а дети продолжают: «…спину будем укреплять» и. т. д.

При обучении специальным упражнениям, для укрепления мышечного корсета спины например: «рыбка». Я задаю медленный темп и предлагаю детям почувствовать, какие мышцы у них напряжены. Дети мне перечисляют, на каких участках своего тела они почувствовали воздействие. Дети с большим интересом прислушиваются к своему организму. Чтобы мои воспитанники с большей ответственностью подходили к важности правильной осанки, я даю им возможность на собственной практике убедиться в этом. Предлагаю сесть и занять облегченную позу, не напрягающую позвоночник (сутулую). Усугубляя это положение, предлагаю обхватить себя за плечи и сделать глубокий вдох. После этого дети принимают правильную осанку (расправляют плечи) и также, делают глубокий вдох. Дети делятся свои ощущения и делают вывод, что только при правильной осанке можно полноценно дышать. Или делаем визуальную оценку своей осанки, дети любят кривляться перед зеркалом. Предлагаю им принять сутулую, сгорбленную позу : «Бабушка Яга», а затем показать «Ровную спинку». После этого Ребята оценивают эстетику каждого положения тела и делают вывод, что красиво они выглядят только когда принимают правильное положение тела.

II). При выполнении упражнений для коррекции осанки, считаю архи важным контролировать : темп выполнения упражнений,технику безопасности при выполнении задания и правильность выполнения упражнений.

Поскольку силовые и статические упражнения дают большую нагрузку на организм в целом. Неправильный выход из упражнения или резкий подъем из положения лежа, может повлечь за собой скачек давления, что несомненно опасно для подрастающего организма. И т. д.

Основным средством профилактики сколиоза являются физические упражнения, развивающие и укрепляющие мышцы грудной клетки, общий мышечный корсет спины, межлопаточной зоны, мышцы пресса.

Для профилактики и коррекции сутулости (кифоза) :

- прогнуть спину назад и отвести руки вверх, назад;

- вис на перекладине руками, прямым хватом (самовытяжение);

- прогнуть спину назад сидя на стуле со спинкой, обхватив спинку стула локтями,притянуть ее к себе.

- сцепить пальцы рук в «замок» за спиной и выпрямить руки, прогибая одновременно спину назад.

- стоя на коленях, отвести руки назад и наклониться всем корпусом назад, насколько это возможно, чтобы не упасть.

При искривлении позвоночника в поясничном отделе (лордозе) :

- наклониться вперед и коснуться пальцев ног;

- встать спиной к вертикальной плоскости (стене) не отрывая спины наклониться вправо, влево, поднять поочередно согнутые в колене ноги, отвести поочередно прямые ноги в сторону.

- подтягивание бедра к груди, лежа на спине.

При выполнении такого рода упражнений я задаю медленный темп, чтобы дать возможность детям потянуться, выпрямиться, почувствовать, как растягиваются и становятся крепче их мышцы. Вариативно меняя темп выполнения упражнений, я обеспечиваю разную нагрузку на нужные группы мышц, отдавая преимущество тем мышцам, которые нужно укреплять в данное время. Также я акцентирую внимание на выполнение детьми основных видов движений способствующих коррекции осанки например : упражнения на развитие координации движений, при ходьбе по гимнастической скамейке выполняя глубокий присяд, колени врозь пятки не касаются скамьи. Некоторых упражнений на развитие силовых качеств например: ползание по гимнастической скамье, подтягиваясь двумя руками и. т. д. Для увеличения экскурсии грудной клетки и эластичности легочных каналов я использую дыхательные упражнения, сопровождаемые большой амплитудой движений рук, глубокими вдохами и резкими выдохами со звуковым сопровождением, такие как: «Кинг Конг»; «Дровосек»; «Долгий свист»; «Гусь»; «Змея».

III) Во время непрерывной образовательной деятельности по физической культуре я делаю словесный акцент на качестве выполняемых детьми физических действий. Побуждаю к самоконтролю, например: «Кто красивей всех шагает, голову не опускает?» и дальше продолжаю «Все ребята высший класс? Посмотрю сейчас на вас!» и. т. д. Какие-то выражения давно имеются про запас, какие-то рождаются на месте. Дети, как правило, моментально реагируют и координируют качество выполнения физкультурных заданий. Поэтому следом обязательно идёт похвала, стимулирующая ребёнка выполнять упражнение правильно, естественно с учётом его физиологических возможностей и двигательной подготовленности. Также дети выполняют ходьбу по гимнастической скамье с мешочком на голове, что способствует самоконтролю ребёнка за осанкой. В конце основной части занятия я провожу подвижную игру, в которой предусмотрены правила для фиксации правильной осанки. Например: «Море волнуется,раз»; «Ледяные фигуры»; «Раз, два, три, на меня посмотри» и т. д.

Итак, для успешного решения задачи по профилактике нарушения осанки и коррекции сколиотических отклонений, в процессе организованной деятельности по физической культуре, как я уже сформулировала и описала ранее - необходимы:

-постоянный контроль за осанкой во время выполнением упражнений, как со стороны инструктора по физической культуре, так и со стороны самого ребёнка;

- осознанное отношение детей к выполняемым упражнениям;

- продуманная и правильно запланированная работа инструктора по физической культуре.

В результате такой деятельности, мои воспитанники идут в школу физически подготовленными. В заключении хочу напомнить элементарные знания по профилактике нарушений осанки : нельзя сидеть перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола; перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо; поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей»Консультация «Что нужно знать родителям о профилактике сколиоза у детей» Позвоночник человека представляет собой некую ось, на которой держится всё тело. Он внутри себя содержит спинной мозг – своеобразный центр.

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия.Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Фотоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции»Фотоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции» Спорт и физкультура, Всех вперёд ведут. В трудную минуту Нас не подведут. Источник: интернет ресурс Вторую неделю в режиме самоизоляции,.

Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт — альтернатива пагубным привычкам»Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт — альтернатива пагубным привычкам» Фотоотчет об участии в акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам».В настоящее время одной из актуальных проблем.

Нетрадиционное оборудование для профилактики сколиоза и плоскостопияНетрадиционное оборудование для профилактики сколиоза и плоскостопия Любое заболевание всегда легче предотвратить, чем его потом лечить. Особенно это касается нарушения осанки и плоскостопия у детей. Для.

Конспект занятия по ОО «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3–4 лет Конспект занятия по О. о. «Физическое развитие», о. д. «Физическая культура» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. Выполнила:.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Видеоотчет «Здорово быть здоровым. Физическая активность дошкольников во время самоизоляции» Человек по природе своей должен много двигаться. Не зря говорят, что движение – это жизнь. Чем меньше ребенок двигается, пролеживая все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика сколиоза и нарушений осанки посредством НОД в разделе «Физическая культура» в ДОУ
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 17:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД