Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

Татьяна Концибер
Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК АКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

1. Изучение проблемы использования развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе

Исследуя среду, ученые по разному определяли ее воспитательный потенциал: среда наполненная нравственно-эстетическими ценностями дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие (В. С. Библер, формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни (Н. В. Гусева, Л. П. Буева); представляют целостную социокультурную систему, способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения (Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов); выступает способом трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик); окружает, принизывает, завлекает в орбиту деятельности субъекта, удовлетворяет его потребности (В. А. Нечаев). В. М. Межуев отмечает, что совокупность предметов образует непосредственную предметную форму существования культуры. В предмете запечатлеваются усилия, опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений, поэтому он становится «человеческим предметом». Именно поэтому в предмете и через предмет человеку дана его подлинная история, его общественная биография.

2. Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения

Роль развивающей среды хорошо представляется с позиции ее функций и принципов построения. Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда становится толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом. 3. Развивающая среда в ДОУ

Мощный обогащающий фактор детского развития - социокультурное окружение и его предметные среды. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд "запрограммированной" культуры, но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний.

4. Соответствие развивающей среды возрасту детей

Следующий немаловажный принцип проектирования и построения окружающего мира - соответствие развивающей среды возрасту детей. Все изменения в психологическом содержании деятельности соотносимы с возрастом, имеют ярко выраженную иерархию, что позволяет выстроить психологическое дерево целей развивающей предметной среды детства. Стержень (ствол) этого дерева - возраст ребенка от рождения до 7 лет.

5. Требования к формированию и использованию развивающей среды

К развивающей среде дошкольных учреждений предъявляются требования педагогические, эстетические, гигиенические и экономические. Педагогические: соответствие задачам и содержанию «Программы воспитания и обучения в детском саду» и требованиям дошкольной дидактики; общая педагогическая направленность с целью создания наибольшего комфорта; информативность, содержательность, разнообразие, привлекательность и доступность всей предметно-пространственной среды детского учреждения; возможность широкого использования ручного труда и художественной деятельности ребенка и воспитателя.

Публикации по теме:

Презентация «Приобщение детей к ЗОЖ путем создания предметно-развивающей среды в ДОУ» (в соответствии с ФГТ) «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного.

Создание коррекционно-развивающей среды в группе. Коррекционно - развивающая среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Транспорт
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника
Опубликовано: 22 января 2014 в 06:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Митинг, посвященный Дню памяти и скорби.
Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны Начало лета. Жизнь вокруг кипит, Жива любовь, зарубцевались раны, Но этот день июня не забыт. 22 июня -одна из самых...
Экологический проект «Ох! Вырастили мы горох!»
Введение С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами...
Лэпбук «Масленица» Натальи Важениной — фотоотчёт.
Доброе время суток, уважаемые коллеги - "жители страны MAAM"! Представляю вашему вниманию лэпбук "Масленица", автором которого является неутомимая...
Нетрадиционное рисование (ниткография)
ко конспект занятий коллективная работа Цели: Продолжать развивать интерес у детей к нетрадиционному виду рисования, развивать мелкую моторику рук,...
Презентация проекта: «Мир насекомых» Досуг по сказке: «Муха-Цокотуха»
Досуг по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» ( разновозрастная группа) Подготовили воспитатели: Зимова М. Ф. Полякова Л. В. Июнь 2017года Цель:...