МААМ-картинки

Усвоение детьми мордовского языка через праздники и развлечения

Лариса Костькина
Усвоение детьми мордовского языка через праздники и развлечения

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа. Возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. В настоящее время не менее важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов.

Публикация «Усвоение детьми мордовского языка через праздники и развлечения» размещена в разделах

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Приобщение детей к мордовской национальной культуре не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что изучение национальной культуры не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек. И что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает людей разной национальности и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражения себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях мордовского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Формирование этнической личности невозможно без освоения народного музыкального искусства, которое в художественной форме отразило этнические традиции, мировоззрение, нравственные идеалы этноса. Мордовское музыкальное народное искусство сохранило в своих недрах свой образ мира, свои понятия о красоте, добре, чести, уважении; при этом оно несет в себе национально-своеобразный язык мордовского народа. Актуальность и значимость изучения в настоящее время национального музыкального фольклора обусловлены рядом причин. Фольклор выступает в качестве своеобразной школы общения, школы передачи от поколения к поколению духовности, нравственности, идеалов красоты и добра, таких качеств, как любовь к близким, верность, доброта, смелость, честность, уважение к труду, любовь к Родине, национальная гордость. Без освоения национальной народной культуры невозможно воссоздание нравственных и этнических основ национального характера, то есть тех устойчивых доминант коллективного сознания, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающей действительностью, обществом в целом, утрата которых грозит исчезновением нравственного иммунитета личности, этноса, общества.

Основным материалом музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства детей дошкольного возраста является детский музыкальный фольклор. Детские пестушки, потешки, прибаутки несут в себе свет, радость, шутку, жизнелюбие; они обладают воспитательной функцией. Колыбельные способствуют выработке напевности, проявлению душевности, нежности. Календарно – обрядовые песни являются средством приобщения детей к традициям мордовского народа. Все эти жанры имеют древние интонационные корни, несут в себе типичные попевки и интонации мордовского народа. Обязательно стоит использовать в обучении детей хороводные песни, в которых органично сочетаются слово, напев, жест, мимика, телодвижения и пляска. Знакомство с данным жанром способствует полноценному усвоению фольклорных средств выразительности становлению народной исполнительской традиции. Хороводные песни помогают развить ритмическое чувство и темповую стабильность в исполнении. Они являются школой общения для подрастающего поколения, школой, где усваивались правила общественного поведения, формировался красивый жест, красивое движение. В этих песнях в игровой форме молодежь знакомилась с основными принципами поведения в быту, в семейной жизни; они воспевали красоту труда. Плясовые, «частые» песни играют важную роль в создании приподнятого радостного настроения; они обладают зажигательной энергией. Необходимо включать в процесс музыкального образования и мордовские народные наигрыши, в которых ярко выражены задор, неиссякаемая энергия, юмор, насмешка, что достигается благодаря изощренному орнаменту мелодии, акцентному ритму. Праздник в детском саду – это особый день для ребенка. Светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Именно через праздники ребенок приобщается к народному искусству. А соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Следуя этим задачам, музыкальный руководитель Долинина Л. А., совместно с педагогами средних групп, провели развлечение для детей средних групп - «Осинины». На Руси этот праздник был посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. Под мелодию «Осенней песни» дети вошли в музыкальный зал, где их встречали Хозяйки, роль которых выполняли: Нижегородцева А. А. и Костькина Л. Ф. и ведущая праздника Черентаева Н. С. Они познакомили детей с традициями и обычаями празднования осеннего праздника «Покров». Вместе с ними, дети пели песни про осень, водили хороводы, исполнили песню и на мордовском языке «Кошечка», танцевали, играли в игры. Не обошлось и без сюрпризных моментов – в гости к детям пришли Скоморохи ( воспитатели: Мелешкина Н. Н., Марцева В. Г.) В конце праздника Хозяйки угостили детей вкусным караваем. Такие праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

В дошкольном учреждении каждый родитель должен получать возможность знать, видеть и участвовать в процессе воспитания детей через совместное проведение мероприятий. Ежегодно в нашем ДОУ проводятся календарно – обрядовые праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Троица» и развлечения с использованием национальных традиций. Праздники и развлечения сопровождаются разнообразными обрядами, увлекательными песнями мордовского народа. Народные праздники были тесным образом связаны со всем укладом её жизни. Они привлекали людей не только своим магическим, утилитарным назначением, но и зрелищностью, интересом к определенному сюжетному ходу и, конечно, желание каждого человека повеселиться, показать свои исполнительские способности в индивидуальных и массовых плясках, хороводах и песнях. Общая радость, веселье вызывает у ребенка уважение, любовь к своей малой родине и гордость за историю своего родного края. Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. На наш взгляд, приобщение детей к культуре народов Мордовии является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности.

Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ – в танце, в песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие дошкольников через обрядовые праздники «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения,.

Формирование толерантности через культуру и традиции мордовского народа Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и традициям через праздники и развлечения» Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем.

Конспект занятия «Усвоение детьми языка на примере взрослых» "Усвоение детьми языка на примере взрослых" Подражание имеет огромное значение в усвоении детьми языка. Образование новых условных связей.

Конспект образовательной деятельности по изучению мордовского языка «Мордовская радуга» Цели и задачи: вызвать у детей интерес к родному краю, мордовскому народу, языку, стремление к общению на мордовском языке; учить воспринимать.

Праздники и развлечения как форма взаимодействия детского сада и семьи Сегодня перед большинством дошкольных учреждений стоит важная и сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком,.

Праздники и развлечения в Детском саду Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают.

Праздники и развлечения в группе для детей с ОВЗ 4–7 летПраздники и развлечения в группе для детей с ОВЗ 4–7 лет (Аооп ЗПР, аооп уо, аооп рас уо) Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является праздник. Праздник - это.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа» Актуальность Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде, поэтому воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки,.

Проект «Усвоение правил дорожного движения через игровую деятельность» Тип проекта: По доминирующей деятельности: информационно практический. По содержанию : познавательно- речевой По числу участников: групповой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Усвоение детьми мордовского языка через праздники и развлечения
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 16:16
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД