МААМ-картинки

Долгосрочный проект «Растём с потешками» (первая младшая группа)

Екатерина
Долгосрочный проект «Растём с потешками» (первая младшая группа)

Паспорт проекта.

Вид проекта : долгосрочный (7 месяцев)

Тип проекта – исследовательский.

Срок реализации проекта : ноябрь - май.

Возраст детей :  2-3 года

Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители.

Актуальность проекта :

Испокон веку ценнейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, речь в целом, был русский народный фольклор.

Публикация «Долгосрочный проект „Растём с потешками“ (первая младшая группа)» размещена в разделах

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора - потешки. Актуально их применение и в наше время.

В чем же их ценность? Все предельно просто! Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш хлопает, топает, двигается в соответствии с произносимым текстом. Это не только развлекает малыша, дарит ему положительные эмоции, но и организовывает его поведение.

Потешки, пестушки, прибаутки становятся первыми художественными произведениями, с которыми знакомится малыш. Благодаря им расширяется кругозор детей, обогащается их речь. Частое их прослушивание помогает усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения. Все это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ценность малых фольклорных форм еще и в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Постановка проблемы: у детей плохо развита речь.

Цель: познавательно – речевое развитие детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм.

Задачи:

Образовательные:

расширить представления детей об окружающих предметах;

способствовать обогащению словарного запаса;

учить соединять слово и действие;

Развивающие:

развивать кругозор;

развивать мелкую моторику;

развивать коммуникативные навыки

Воспитательные:

воспитывать любовь к художественным произведениям;

воспитывать любознательность.

Предполагаемый результат:

У детей расширится словарный запас.

Дети запомнят потешки, станут применять их в игровой деятельности.

Дети научаться совмещать слова с действиями.

Дети станут более артистичны, менее скованны.

План реализации проекта :

Работа с воспитанниками:

Этапы Названия этапа / мероприятия Сроки

1. Подготовительный:

Изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет – источниками.

Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта :

- создание картотеки потешек на разные режимные моменты;

- создание картотеки пестушек, потешек, прибауток для детей раннего возраста;

- подбор аудиопотешек;

- подбор книг с потешками для детей раннего возраста.

2. Основной

НОЯБРЬ

Потешки по режимным моментам:

- Горшок

- Умывание

- Засыпание

- Просыпание

- Прогулка

- Прием пищи

ДЕКАБРЬ

Потешки про домашних животных и птиц:

«Петушок – петушок»

«Курочка – рябушечка»

«Крочка – тараторочка»

«Гоп – гоп – конь живой»

«Как у нашего кота»

«Киска, киска, киска, брысь!»

«Наши уточки с утра»

«Ранним утром поутру»

«Шла веселая собака»

«Был у кошки день рожденья»

«Свинка Ненила»

ЯНВАРЬ

Потешки про диких животных :

«Зайчишка – трусишка»

«Мишке толстопятому…»

«Сидит белка на тележке»

«Травка – муравка»

«Свет – светлячок»

«Мы цветочки рвать не будем»

ФЕВРАЛЬ

Потешки с движениями :

«Едем – едем»

«Птички»

«Гриб»

«Кузнечики»

«Самолеты»

«Зайка»

«Гуси»

«Петушок

«Кот»

«Поезд»

МАРТ

Потешки для рисования :

«Тропинка»

«Кисточки»

«Лесенка»

«Море»

«Горы»

«Мостик»

«Пешеходный переход»

«Турник»

«Улиточка»

АПРЕЛЬ

Развивающие потешки :

Поезд цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой.

МАЙ

Потешки о природе :

«Стоит тополёк»

«Сосна – сосна»

«Радуга – дуга»

«Свети – свети, солнышко»

«Солнышко – вёдрышко»

«Дождь – дождь, поливай»

«Ветер – ветер»

«Закатилось красно солнышко»

Работа с родителями:

НОЯБРЬ

Анкета для родителей «Фольклор в вашей семье»

ЯНВАРЬ

Памятка для родителей

«Потешки для вашего малыша»

МАРТ

Консультация «Роль потешек в речевом развитии детей раннего возраста»

МАЙ

Родительское собрание «Развитие речи ребенка с помощью малых форм фольклора»

3. Заключительный.

Оформление выставки книг с

потешками для малышей.

Отчет о реализации проекта на педсовете.

Список использованной литературы

1.365 золотых стихов, загадок, потешек на каждый вечер. – М. : Омега, 2016.

2. Библиотека русского фольклора. Народная проза. - М. : Советская Россия, 2018.

3. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор. М., 2017.

4. Науменко Г. М. ; Фольклорная азбука / Г. - М. : Центрполиграф, 2015.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Потешки по режимным моментам

Как тебя зовут, дружок? 

А меня зовут "Горшок"!

Я спасаю всех детей

От разных неприятностей.

Если будем мы дружить,

Будешь ты сухим ходить!

Ты гуляй, играй, читай,

Но про меня не забывай!

Посиди, не торопись,

Сделай мамочке сюрприз!

***

Ай, лады, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

Знаем, знаем, да-да-да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

***

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

Солнышко, солнышко,

загляни в окошко.

Загляни в окошко,

разбуди Катюшку.

Чтоб денёк чуть-чуть был дольше,

чтобы мы узнали больше,

чтоб игрушки не скучали,

а с Катюшенькой играли.

***

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Потешки про домашних животных и птиц

Петушок, петушок, 

Золотой гребешок, 

Масляна головушка, 

Шелкова бородушка, 

Выгляни в окошко, 

Дам тебе горошка

***

- Курочка-рябушечка,

Куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляточек поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

***

Курочка-тараторочка

По двору ходит, 

Цыпляток водит, 

Хохолок раздувает, 

Малых деток потешает.

***

Гоп!Гоп!Конь живой,

И с хвостом,и с гривой.

Он качает головой,Вот какой красивый.

***

Свинка Ненила

Сыночка хвалила:

— То-то хорошенький,

То-то пригоженький:

Ходит бочком,

Ушки торчком,

Хвостик крючком,

Нос пятачком!

***

Представляешь? В воскресенье

Был у Кошки — день рожденья!

Кошка хвостиком играла-

Веселилась, хохотала!

Мячик по полу катала-

Веселилась, хохотала!

И по комнате скакала-

Веселилась, хохотала!

А потом

Ус-т-а-л-а К-о-ш-к-а,

И по-пла-ка-ла немножко:

М-я-я-я-у! Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

***

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

***

Наши уточки с утра —

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда —

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху —

Грру-грру-у, грру-у, грру-у!

Наши курочки в окно —

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

***

Раным-рано поутру

Пастушок: "Ту-ру-ру-ру!".

А коровки в лад ему

Зарядили: "Му-му-му!"

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком

Нас напоишь молочком.

***

Шла весёлая собака, 

Чики-брики-гав! 

А за ней бежали гуси,

Головы задрав, 

А за ними — поросёнок, 

Чики-брики-хрю! 

Чики-брики, повтори-ка, 

Что я говорю? 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Потешки про диких животных

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал, 

Морковку нашел, 

Капустку нашел, 

Сидит грызет.  

Иди прочь —

Хозяин идет!

  ***

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

***

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Ребятки – за молоко. Свет-светлячок.

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога.

***

Мы цветочки рвать не будем -

Это капли красоты!

Пусть они растут,цветут,

Радость нам они несут.

***

Мишка толстопятый

По лесу идет.

Шишки собирает,

Песенки поет.

Вдруг упала шишка

Прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился

И ногою "топ"!

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Потешки с движениями

Чики-чики-чикалочки

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке

Зайчик на тачке

Мальчик на собачке.

***

Прилетели птички,

Прички-невелички,

Всё летали,всёлетали,

Крыльями махали.

На дорожку прилетали,

Зёрнышки клевали.

***

Саша шёл,шёл,

Белый гриб нашёл,

Раз грибок,

Два грибок,

Три грибок,

Положил их в кузовок.

***

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,стоп,сели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше,выше,высоко,

Прыгай на носках легко.

***

Самолеты загудели,

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.

***

Зайка шёл,зайка шёл,

Капусту нашёл,сел,поел,

И дальше пошёл.

Зайка шёл,зайка шёл,

Морковку нашёл,сел,поел,

И опять пошёл.

***

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели.

Походили,поклевали,

Потом быстро побежали.

***

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся в бух!

Буде знать петух,что впредь,

Надо под ноги смотреть.

***

Вот идёт чёрный кот,

Притаился,мышек ждёт.

Мышка норку обойдёт,

И к коту не попадёт.

***

Поезд мчится и свистит,

И колёсами стучит.

Я стучу,стучу,стучу,

Всех до дачи докачу.

Чу-Чу,Чу-Чу,всех до дачи докачу.

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Потешки для рисования

Тропинка

(рисуем извилистую линию)

Заблудившимся в лесу

Ты тропинку нарисуй.

Мимо дуба,мимо елки,

Мими мишки мими волка,

Мимо зайки и лягушки

Прямо к солнечной избушке.

И тогда Степан и Кузьмой

Прибегут к себе домой.

Кисточка

(выбираем пальчик для занятий)

Будем рисовать сейчас!

Где же кисточки у нас?

Вот они!Стоят как дружно!

Из пяти одну взять нужно.

Эта кисточка толста.

Эта,как кусок хвоста,

Эта вовсе,как мочалка,

Эту новенькую,жалко!

А вот эта,хороша

Для любого малыша.

Мостик

(рисуем дугу)

Теремок за речкой,

В Нём живёт овечка.

С бережка на бережок

Не добраться за прыжок

Козлик попытался -

Бух!И искупался!

А пойдём мы в гости -

Нарисуем мостик.

Улиточка

(рисуем спираль)

Просит слизень: «На спине

Нарисуй-ка домик мне

С печкой и калиточкой-

Стать хочу улиточкой!

Я,куда не поползу,

Дом с собою повезу!

Чуть кто на дорожке-

Спрячу в домик рожки».

Пешеходный переход»ЗЕБРА»

(Рисуем параллельные линии)

Где машинок дет много,

Сложно перейти дорогу.

Просит Вова- пешеход:

«Нарисуй мне пешеход-

Расчерти дорогу броско

В ярко -белую полоску,

И тогда машины встанут,

Мне бибикать перестанут».

Турник

(рисуем линию в форе буквы «П»)

Просит культурист -качок:

«Нарисуй мне турничок,

Без него скучаю,

Мышцы не качаю!

С ним я сильней,чем слон-

Настоящий чемпион.

Мне без них в спортзале,

Не дадут медали»!

Васенька

(рисуем ступеньки лесенки)

На крылечке Васька-кот,

Чудо-песенки поёт.

Рядом мышки пляшут,

Хвостиками машут.

Что послушать песенку,

Нарисуем лесенку:

Раз,два,три,четыре,пять!

А теперь кота погладь!

Море

(рисуем волны)

Нарисуем мы волну,

А потом еще одну-

Вот как на просторе

Разлилось море!

По волнам корабль плывёт,

В путешествие зовёт.

Ветер наколдуем-

Паруса надуем!

Горы

(рисуем уголки пиками вверх)

Средь пустой долины,

Нету гнёзд орлиных.

Нарисуем горы

Выше,чем заборы!

В снежных шапках или без-

Аж до самых до небес.

Пусть орлы садятся,

И на них гнездятся.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Паровозики развивающие потешки

Поезд цвета

От орешника до ели,

Ехал поезд три недели

Не заставишь ездить быстро

Черепаху -машиниста.

Первый в поезде вагон -

Ярко-жёлтый как лимон

Едут в неё который год

Слон,пингвин и бегемот.

А вагончик номер два,

Весь зелёный как трава.

Едет в неё в Сыр-город мышка,

К бабушке любимой мишка,

А зубастый крокодил

Свой конечный пункт забыл.

Третий в поезде вагон,

Во второй вагон влюблён.

Покраснел от от смущенья

Просит он у всех прощенья.

Едут в нем на Света Край

Лев,жираф и попугай.

А вагон четвёртый -ой!

Словно небо,голубой!

Едут в нём к лесной опушке

Кот,лисица и лягушка.

Есть ещё вагон один

Рыжий,словно апельсин.

Он последний - номер пять,

И стоит в хвосте опять.

Говорит он «Я везу

Свинку,зайца и козу!».

Так и едет по оврагам

Поезд черепашьим шагом.

Коль в пути проблем не будет,

Ровно через год прибудет.

ПРИЛОЖЕНИЕ №7

Потешки о природе.

Радуга-дуга, 

Подавай дождя! 

Нам по ложке, 

Медведю по плошке, 

А серому волку - 

По полному ведёрку!

***

Стоит тополёк,

Тонок и высок,

Тонок и высок.

Листвой широк,

Его солнышко печёт.

Чистым дождиком сечёт.

Буйный ветер повевает

Тополёчек наклоняет.

А он маковкой звенит,

Развесёлый стоит.

***

Закатилось красно солнышко

За тёмные леса.

В лесу пташки приумолкли.

Все садились по местам-

По таким же по местечкам.

По ракитовым кустам.

***

Ветер,ветер поскорей,

Тучу тёмную развей.

***

Дождик, дождик, поливай - 

Будет хлеба каравай.  

Дождик, дождик, припусти - 

Дай капусте подрасти.  

Дождик, дождик, веселей! 

Капай, капай, не жалей! 

Только нас не замочи, 

Зря в окошко не стучи!

***

Сосна,сосна,

От чего ты красна?

От того и красна,

Что под солнышком росла.

***

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей, 

Освети, обогрей – 

Телят да ягнят, 

Ещё малых ребят.

***

Светит,светит солнышко.

На зелёное полюшко,

На белую пшеницу,

На чистую водицу.

На наш садочек,

На аленький цветочек.

Публикации по теме:

Образовательный проект «В гости к нам пришли игрушки» Первая младшая группа Тема: «В гости к нам пришли игрушки»Вид проекта: образовательный Тип: смешанный (информационно – практический) По характеру контактов:.

Краткосрочный проект по ПДД «На улицах нашего города» (первая младшая группа) Срок реализации: краткосрочный (одна неделя) Участники реализации: воспитанники первой младшей группы, воспитатель Коваленко М. В., родители.

Лэпбук «Игрушки» (первая младшая группа)Лэпбук «Игрушки» (первая младшая группа) Лэпбук "Игрушки" выполнен в виде книги, размером 30 на 30 см. ,с карманами. Цветовое решение лэпбука было выбрано в виде известной нам.

Лэпбук «Овощи» (первая младшая группа)Лэпбук «Овощи» (первая младшая группа) В моей группе при работе с детьми на тему "Овощи", мне очень сильно не хватало материала и игр, и я решила сделать своими руками лэпбук.

НОД «Наш весёлый снеговик» (первая младшая группа)НОД «Наш весёлый снеговик» (первая младшая группа) НОД : «Наш весёлый снеговик» (1 Младшая группа) .) Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка».

Новогодний утренник (первая младшая группа) Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к.

Образовательная среда (первая младшая группа)Образовательная среда (первая младшая группа) Заканчивается лето. Приближается новый учебный год, а вместе с ним и новый набор воспитанников. С трепетом и любовью мы подготовили помещение.

Проект «Играем в театр» (первая младшая группа)Проект «Играем в театр» (первая младшая группа) Паспорт проекта По составу участников – коллективный По целевой установке – коррекционно-познавательный Тип проекта – творческий ВВЕДЕНИЕ.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание» (первая младшая группа) Тип проекта: педагогический. Продолжительность : апрель-май. Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели группы, родители.

Проект «Скворечник для птички-невелички» (первая младшая группа)Проект «Скворечник для птички-невелички» (первая младшая группа) Проект «Скворечник для птички невелички». Цель проекта: объединить усилия родителей и воспитателей по воспитанию детей, привлечь родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Долгосрочный проект «Растём с потешками» (первая младшая группа)
Опубликовано: 8 марта 2020 в 15:44
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД