МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому воспитанию «Фитбол-гимнастика»

Кудряшова Елена
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому воспитанию «Фитбол-гимнастика»

Пояснительная записка.

Развитие детей и улучшение их здоровья – одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики. Одной из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами, или фитболами. Фитбол – большой мяч диаметром 45-75 см, который используется в оздоровительных целях. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. Может показаться, что фитбол для детей просто веселая и интересная игра. Но все не так просто. Чтобы удержаться на мяче, нужно иметь тренированные мышцы спины и отличную осанку. А самое удивительное, что занятия с мячом, укрепляя осанку, не создают жесткой нагрузки на спину и шею ребенка. Выполняя специальные упражнения, ребенок тренирует практически все группы мышц и учится двигаться под музыку. Упражнения на фитболе оказывают на детей оздоровительный эффект. Он давно подтвержден опытом работы реабилитационных медицинских центров Европы. Упражнения на мяче способствуют профилактике таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения и др. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно- висцеральные рефлексы. Особенно полезно заниматься этими упражнениями детям дошкольного возраста с нарушениями речи. Импульсы, которые в результате тренировки получает головной мозг, ускоряют выработку новых условно- рефлекторных связей, необходимых при развитии речи ребенка и всего его организма. Улучшается способность детей к самоконтролю и самоанализу. У детей формируется отличная осанка, ведь "криво" сидеть на мяче невозможно. Но самое главное, что занятия на мячах приводят детей в восторг. Фитбол для детей дает уникальную возможность для тренировки двигательного контроля и равновесия; снимает нагрузку с позвоночника, перераспределяет тонус всех групп мышц; тренирует правильную осанку, чувство естественной координации тела; одновременно тренирует мышцы спины и брюшного пресса.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому воспитанию „Фитбол-гимнастика“» размещена в разделах

Программа предусматривает :

1. Оздоровительное воздействие фитболов на организм детей.

2. Преемственность в решении задач по физическому развитию детей с образовательной программой «Истоки»

3. Создание условий для фитбол-гимнастики.

Цель программы.

Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей используя эффективность методики комплексного воздействия упражнений фитбол-гимнастики на развитие физических способностей детей дошкольного возраста

Задачи программы.

Воспитательные :

1. Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, подвижным играм с использованием фитбола.

2. Воспитание нравственно-волевых качеств личности, активной жизненной позиции, развитие коммуникативных навыков.

3. Способствование развитию самоконтроля и самооценки.

Образовательные:

1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями.

2. Развитие физических качеств, мелкой моторики рук.

3. Развитие речи детей.

4. Развитие умственной сферы посредством выполнения двигательных действий, с помощью которых ребенок усваивает элементарные знания об окружающем мире и о способах взаимодействия с ним, а так же познает собственное тело и его многочисленные возможности.

5. Развитие культуры движений и телесной рефлексии.

Оздоровительные:

1. Укрепление здоровья детей, включающее формирование опорно-двигательного аппарата, стимулирование функций сердечнососудистой, дыхательной систем и координационных способностей.

2. Создание основы для нормального роста и полноценного развития ребенка, путем целесообразной двигательной активности.

3. Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.

4. Совершенствование эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Цели занятий.

1. Профилактика различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, болезней легких, внутренних органов и др.)

2. Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия и др.)

3. Развитие музыкально-ритмических и творческих способностей в целях рекреации, досуга, отдыха и развлечения (игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения).

Ожидаемые результаты.

Планируемые результаты освоения программы «Веселый кенгуренок»

«Введение в мир фитбола»

(3 – 5 лет)

- способен удерживать правильную посадку на фитболе;

- способен сохранять равновесие, выполняя упражнения на фитболе;

- способен выполнять указания инструктора, реагировать на сигналы.

- стремится к участию в подвижных играх с соблюдением основных правил.

- самостоятельно и правильно выполняет упражнения с фитболом по предварительному показу инструктора;

- самостоятельно и правильно выполняет упражнения с фитболом по предварительному показу инструктора;

- способен выполнять упражнение на расслабление мышц, сохраняя координацию;

Отличительные особенности программы

Дополнительная образовательная программа составлена с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста 3-5 лет.

В программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению детей, занятиях на фитболах – больших гимнастических мячах. Фитбол – гимнастика не только благоприятно воздействует на все системы организма ребенка (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д., но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие.

Содержание программы способствует формированию у детей практических навыков здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом, развивать осознанное отношения к своему здоровью, воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.

Дополнительная образовательная программа направлена на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движении, сохранение и развитие природных задатков, а также развитие двигательных способностей в выполнении широкого спектра технических и тактических навыков владения мячом, в соответствии с установкой игровой ситуации. Занятия проводятся эмоционально, с большим использованием игровых упражнений с мячом, игр с предметами, что позволяет дольше поддерживать интерес детей, повышать эффективность и точность выполнения упражнений с мячом. Содержание программы ориентировано на создание у детей хорошей физической подготовки, воспитание нравственно-волевых, моральных качеств, чувства коллективизма.

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Программа даёт возможность педагогу правильно спланировать и распределить содержание, объем и нагрузку учебного материала на каждое занятие, учитывая этапы обучения двигательным действиям, уровень физической подготовленности и физического развития воспитанников.

Режим занятий:

«Введение в мир фитбола» – 72 занятия; 2 раза в неделю;

Один раз в год в рамках программы предусмотрено совместное мероприятие с родителями. Итогом работы по программе за год является открытое занятие в форме физкультурного досуга, праздника, развлечения.

Используемый материал: фитбол – мяч большого размера (диаметр соответствует возрасту детей, гимнастические скамейки, спортивные коврики, аудиоматериалы.

Программа имеет гибкий характер, позволяющий, в зависимости от условий материальной базы, уровня физического развития и подготовленности занимающихся рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить её выполнение, служит основным документом для успешного решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание программы.

Требования к проведению занятий и последовательность обучения упражнениям на фитболах

На занятиях фитбол - гимнастикой существует ряд определенных правил, без знаний которых выполнение упражнений на мячах не принесут должного оздоровительного эффекта.

1. В целях профилактики травматизма, заниматься на фитболе следует на ковровом покрытии и с дистанцией 1,5 - 2 м. друг от друга, в удобной обуви на нескользящей подошве.

2. Мяч должен быть подобран согласно росту занимающихся. Для детей диаметр мяча составляет примерно 45 - 55 см. Ребенку следует сесть на надутый мяч и обратить внимание на положение бёдер по отношению к голени. Угол между ними может быть только 90° или чуть больше. Острый угол в коленных суставах создаёт дополнительную нагрузку на связки и ухудшает отток венозной крови. Так, например, для детей 3-5 лет диаметр мяча составляет 45 см.,

3. На занятия следует одевать удобную одежду, без кнопок, крючков, молний, а также избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами, для предотвращения опасности повреждения мяча.

4. Для занятий фитбол - мяч накачивают до упругого состояния. Однако на первых занятиях для большей уверенности занимающихся и комфортности обучения, а также при специальных упражнениях лечебно-профилактической направленности следует использовать менее упруго накачанные мячи.

5. Осанка в седе на мяче должна сохраняться правильной: спина прямая, подбородок приподнят, живот втянут, плечи развёрнуты, ноги согнуты врозь (три точки опоры- ноги, таз) стопы параллельны и прижаты к полу, носки могут быть разведены чуть в стороны, колени направлены на носки, голени в вертикальном положении, между бедром и голенью угол 90е или чуть больше. Руки опущены вниз, пальцы придерживают мяч.

6. Необходимо научить ребёнка приёмам самостраховки на занятиях фитбол - гимнастики.

7. Упражнения на занятиях должны быть доступными, разнообразными и интересными. Занимающиеся не должны испытывать чувство физического дискомфорта или болевых ощущений при их выполнении.

8. При выполнении подскоков на мяче необходимо следить за осанкой детей. Нельзя совмещать подпрыгивание со сгибанием, скручиванием или поворотами туловища.

9. Выполняя упражнения лёжа на мяче (на спине или животе, контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и дыхание не задерживалось.

10. Физическую нагрузку необходимо строго дозировать в соответствии с возрастными особенностями занимающихся. На занятиях обязательно осуществлять врачебный и педагогический контроль.

11. Обучение упражнениям должно быть последовательным и постепенным «от простого к сложному». На первых занятиях следует придерживаться определенной последовательности (этапам) решения образовательных задач

12. При выполнении упражнений и следует строго придерживаться техники их выполнения. В комплексы упражнений не включать запрещенные элементы. К ним относятся: круговые движения головой, наклоны головы назад, резкие скручивающие движения, отрывание таза от мяча во время выполнения пружинных движений на нем, опора о мяч руками при некоторых ОРУ и различных переходах из одних исходных положений в другие.

13. Мячи хранятся в специально установленном месте, вдали от источников тепла (батарей) и воздействия прямых солнечных лучей.

Методы, приемы, средства организации физкультурно – оздоровительной работы

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен при выполнении движений).

Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре и воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.

Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь.

Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).

Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Смена способов выполнения упражнений.

Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.

Средства фитболгимнастики для детей:

1. Гимнастические упражнения (строевые, общеразвивающие и др.);

2. Основные упражнения аэробики (шаги, связки, блоки)

3. Танцевальные упражнения (элементы ритмики);

4. Профилактико - коррегирующие упражнения (упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний);

5. Подвижные игры и эстафеты;

6. Упражнения из других видов оздоровительной физической культуры;

Формы работы с дошкольниками

– разгадывание загадок;

– дидактические и подвижные игры;

– выступления для родителей.

Виды деятельности детей:

– коммуникативная;

– игровая;

– двигательная;

– музыкально-художественная

Содержание физкультурно – образовательной работы

Программа работы кружка «Веселый кенгуренок» в течении одного года включает в себя:

Задачи и их реализация.

1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

Рекомендуемые упражнения:

- различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;

- отбивание фитбол двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;

- передача фитбола друг другу, броски фитбола;

- игры с фитболом : «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Вышибалы», «Докати мяч» ( варианты: толкай ладонями; толкай развернутой ступней).

2. Обучить правильной посадке на фитболе.

Рекомендуемые упражнения:

- сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.

Например:

а) повороты головы вправо-влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;

в) поднимание и опускание плеч;

г) скольжение руками по поверхности фитбола;

д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

3. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе).

Рекомендуемые упражнения:

• Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.

Выполняем из положения стоя лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.

Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.

• Исходное положение - упор стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе;

- присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;

- вернуться в исходное положение.

• Исходное положение - лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.

• Исходное положение - лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.

• Исходное положение - лежа на спине на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбол а вперед-назад.

• Переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.

• Исходное положение - лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.

• Исходное положение - лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.

• Исходное положение — лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.

• Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.

• Лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

Организационно-методические указания.

Структура занятий на этом этапе включает в себя традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног, комплексы ритмической гимнастики, 5—6 упражнений с фитболом, игровые упражнения в виде эстафет, упражнения на растягивание и расслабление мышц без фитбола.

Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1—1,5 м друг от друга и от различных выступающих предметов в зале.

Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

Возраст детей от 3 лет до 5 лет. Работа по программе «Фитбол-гимнастика» начинается с октября.

Структура занятия

с фитболами включает в себя вводную, основную и заключительную часть.

В вводной части для разогрева организма детей и подготовки его к выполнению упражнений на все группы мышц используются ходьба, бег и прыжки с различными их вариантами, выполнение коррегирующей гимнастики для сводов стоп. Дети при этом могут двигаться змейкой между фитболами, лежащими на полу на индивидуальных ковриках, друг за другом в колонне по одному, врассыпную между фитболами, или, держа фитбол за ушки на спине, что обеспечивает выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника, тренирует правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища.

В основную часть занятий включены комплексы упражнений с фитболами и на фитболах. Упражнения выполняются из разных исходных положений: стоя, фитбол на полу; стоя с фитболом в руках; сидя на полу с фитболом в руках; сидя на фитболе; лежа на полу на животе с фитболом в руках; лежа на фитболе на животе; лежа на полу на спине с фитболом в руках; лежа на фитболе на спине. Упражнения постепенно усложняются от комплекса к комплексу. В каждое занятие включены виды движений, направленные на овладение фитболом : подбрасывание фитбола, перебрасывание, отбивание, прокатывание и т. д. Основная часть заканчивается подвижной игрой с использованием фитбола – это кульминация всего занятия. Игра должна проходить эмоционально, в хорошем темпе, весело и задорно. Один раз в месяц в занятие дополнительно к подвижной игре включается танец-игра на фитболах с различными интересными движениями.

В заключительной части занятия необходимо организм детей привести в спокойное состояние, организуя с фитболом игру малой подвижности, включив упражнения, направленные на восстановление дыхания.

Занятия фитбол-гимнастикой, рекомендуется проводить 2 раза в неделю.

Важно, чтобы каждое занятие имело музыкальную окраску. Музыкальное сопровождение желательно подбирать с учетом возрастных интересов детей. Приветствуются детские песни с русским текстом.

Критерии отслеживания результативности освоения программы :

Уровни освоения программы

«Введение в мир фитбола» (3-5 лет)

Высокий уровень.

Уверенно самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует на сигналы. Стремиться к ведущей роли в подвижных играх. Проявляет интерес к новым упражнениям.

Средний уровень.

Самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания инструктора. Реагирует на сигналы. Упражнения выполняет, проявляет интерес к новым упражнениям.

Низкий уровень.

Упражнения с фитболом выполняет с напряжением. Допускает ошибки при выполнении упражнений на фитболе. Координация движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется. Медленный темп выполнения.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Создание полноценной физкультурно - оздоровительной среды для реализации программы дополнительного образования у дошкольников, предусматривает наличие соответствующей предметно – пространственной среды, а также оборудования и инвентаря, способствующего развитию и укреплению детского организма, а также профилактике отклонений в физическом развитии. Используемое в фитбол - гимнастике оборудование должно быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.

Техническое оснащение занятий включает в себя:

• помещение для занятий фитбол – гимнастикой (физкультурный зал);

фитболы разного цвета и размера (соответственно возрасту детей);

• гимнастические коврики ;

• гимнастические скамейки;

• спортивное оборудование для игр (мячи малого и среднего размера, гимнастические палки, обручи по числу детей в группе и т. д.)

• мультимедийные средства (проектор, музыкальный центр, CD и DVD диски);

• спортивная форма, отвечающая требованиям занятий.

Таким образом, акцент в оздоровительной работе программы «Фитбол - гимнастика» делается на повышение сопротивляемости организма к детским заболеваниям, обеспечивает профилактику плоскостопия и нарушений осанки у детей.

Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-оздоровительная направленность «Малая волна» Пояснительная записка. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Осьминожка» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веснушки» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1002» Дополнительная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Пояснительная записка. Во.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №34» Принято Педагогическим советом Муниципального бюджетного.

Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное тесто». Часть 1 УТВЕРЖДАЮ Заведующая МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №13» ___Н. В. Статных Дополнительная общеобразовательная программа.

Дополнительная общеобразовательная программа – «Очумелые ручки» Содержание стр. Пояснительная записка. 3 Цели и задачи.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол — гимнастика на мячах» АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад №50 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вышивке «Чудесный крестик» для детей 5–7 лет к дополнительной образовательной программе на 2017-2018 учебный год «Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому воспитанию «Фитбол-гимнастика»
Опубликовано: 4 апреля 2018 в 14:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД