Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

Юлия Ермолаева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ГОВОРУШКИ»

Содержание

Целевой раздел

1. Пояснительная записка

2. Нормативно – правовые документы

3. Цели и задачи программы

4. Принципы формирования программы

5. Возрастные особенности воспитанников 4-5 лет (средняя группа)

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

6. Планируемые результаты освоения программы

Содержательный раздел

1. Условия реализации образовательной программы

2. Интеграция с другими образовательными областями

5. Формы, способы, методы и средства реализации программы

6. Взаимодействие с семьями воспитанников

Организационный раздел

1. Организация художественно-эстетической творчески развивающей среды

2. Перспективное планирование

3. Обеспечение методическими материалами и литературой

Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.

Развитие речи воспитанников - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.

Уровни речевого развития воспитанников одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуре речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У воспитанников среднего дошкольного возраста важно сформировать и закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.

В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь воспитанников за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок. Вместе с тем у воспитанников наблюдается особая чувствительность, восприимчивость к звукам речи, вот почему этот возраст очень важен для обучения элементам грамоты. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.

Актуальность

Данная программа направлена на интеграцию познавательного и речевого развития воспитанников среднего дошкольного возраста, что и создает актуальность внедрения данной программы.

Новизна

Развитие речи воспитанников с использованием в педагогическом процессе разных видов дидактических игр, пособий.

Использование в работе дидактических пособий: самодельных книжек – малышек

Гипотеза

Если целенаправленно развивать культуру речи воспитанников, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности воспитанников среднего возраста.

2. Нормативно-правовые документы

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ);

-Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.4.3172-14

-Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

-Устав МБДОУ ДС №106 г. Челябинска.

- И в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ ДС № 106 г. Челябинска

Цель программы : развитие умений говорить и слушать, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.

К общим задачам можно отнести:

развивать умение говорить и слушать;

развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

• обогащать активный и пассивный словарь;

развивать звуковую культуру речи воспитанников;

развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.

развивать артикуляционный аппарат;

• совершенствовать интонационную выразительность речи;

• способствовать развитию графических навыков,

• формировать навыки самоконтроля и самооценки,

развивать мелкую моторику;

• воспитывать доброжелательные отношения между воспитанниками.

Основные задачи

Развивать речевые навыки, артикуляционный аппарат.

Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.

Развивать словарный запас воспитанников, грамматический строй речи, связную речь, звукопроизношение.

Развивать внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

Структура программы

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя по развитию речи.

Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральными государственными требованиями в дошкольном образовании.

Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю.

3. Цели и задачи программы

Цель программы — Развитие связной речи у воспитанников среднего дошкольного возраста.

Задачи обучения (средняя группа)

• Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звуков.

• Учить воспитанников внимательно слушать стихотворения, сказки и рассказы, отвечать на вопросы строчками из данных произведений.

• Способствовать четкому и правильному произношению звуков в словах и фразовой речи посредством проговаривания чистоговорок, скороговорок, разучивания стихотворений и логопедических распевок.

Развивать логическое мышление : уметь соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.

Развивать связную речь, учить понимать ее выразительность, плавность, красоту. Совершенствовать такие элементы звуковой культуры речи, как темп, дикция, сила голоса.

• Учить воспитанников овладевать основными грамматическими формами, а именно, согласовывать слова в роде, числе и падеже.

• С помощью подвижных игр, логоритмических упражнений, пальчиковой гимнастики формировать двигательную активность, темп, ритм речи, развивать мелкую и речевую моторику, корректировать психические процессы, способствовать развитию речи в целом.

4. Принципы формирования программы

Программа направлена на :

• реализацию принципа доступности, учитывая возрастные особенности воспитанников;

• соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», реализуя принцип систематичности и последовательности;

• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования дошкольниками освоенных знаний,

Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей.

Принципы построения программы по ФГОС :

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности;

• сотрудничество Организации с семьей;

приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития);

• учет этнокультурной ситуации развития воспитанников.

Принципы отбора содержания и реализации программы :

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

Личностный подход позволяет рассматривать процесс обучения воспитанников грамоте в свете концепции развития целостной личности с учетом этапов и закономерностей, психофизиологических особенностей воспитанников, их потребностей.

Деятельностный подход позволяет рассматривать ребенка как субъект разнообразных видов деятельности, особое значение среди которых занимает игра как ведущий вид деятельности. В игре, игровой ситуации созревают познавательные процессы, потребности и интересы. Теоретический подход основывается на представлении закономерности речевого развития дошкольников. организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

5. Возрастные особенности воспитанников

Характеристика возрастных особенностей воспитанников 4-5 лет

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений воспитанников. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки воспитанников, которых отличает довольно высокая возбудимость.

Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у воспитанников формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у воспитанников пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.

Восприятие становится более расчленённым. Воспитанники овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным психическим новообразованием воспитанников среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у воспитанников повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечё т за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы воспитанники пытаются ответить сами, прибегая, к своего рода, опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях воспитанники проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. На пятом году жизни воспитанники активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

6. Планируемые результаты освоения программы

Предполагаемые умения и навыки воспитанников к концу года обучения

1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.

2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный, этические качества (хитрый, добрый, эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.

3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).

4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений. .

7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Содержательный раздел

1. Условия реализации образовательной программы

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Удовлетворять потребность воспитанников в речевом общении – одна их важнейших педагогических задач.

Форма реализации:

Программа реализуется через образовательную деятельность в кружке «Говорушки».

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: от 15 до 20 мин. Общее количество учебных занятий в год — 31.

Адресность: Программа предназначена для воспитанников 4-5 лет. Срок реализации 1 год.

Образовательная деятельность проводятся по подгруппам с наполняемостью 5-10 человек.

Образовательную деятельность проводит воспитатель.

График работы кружка «Говорушки»

Пятница

I подгруппа

15.25 – 15.40

II подгруппа

15.45 – 16.00

2. Интеграция с другими образовательными областями

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

«Изобразительная деятельность», развитие продуктивной деятельности детей,

развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.

«Развитие речи», совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству,

Интеграция образовательных областей

«Художественная литература» знакомство с литературными произведениями, которые будут использованы для составления рассказов, игр, занятий, праздников, и самостоятельной деятельности.

«Познание». Развитие интеллектуально-речевых и общих способностей ребенка, сенсорное развитие.

«Коммуникация» использование скороговорок, чистоговорок, потешек. Развитие четкой дикции.

«Физическая культура» Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

«Социализация» Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка:

• дыхательная гимнастика

• артикуляционная гимнастика.

• пальчиковые игры со словами,

• гимнастика для глаз,

• физкультминутка, динамические паузы.

3. Формы, способы, методы и средства реализации программы

В образовательной деятельности используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно-индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

При проведении образовательной деятельности необходимо:

- создавать атмосферу заинтересованности, увлеченности, бодрого, энергичного настроения;

Образовательная деятельность должна не просто развлекать, а увлекать, заинтересовывать ребенка новой информацией, активной познавательной и творческой деятельностью, предоставляя ему возможности для личностного, художественно-эстетического развития;

- способствовать развитию каждого ребенка, особенно поддерживая неуверенных в себе, испытывающих определенные затруднения; педагог не должен сравнивать воспитанников, подчеркивая при этом, кто из них лучше себя проявляет, и наоборот;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, степень их умственной, физической и эмоциональной нагрузки;

- собственное отношение педагога к деятельности, его эмоциональная выразительность, поскольку он является образцом для подражания;

- воспитывать доброжелательное отношение воспитанников по отношению друг к другу и ко всем взрослым, с которыми они общаются;

- в заключение образовательной деятельности различными способами вызывать у воспитанников радость, эмоциональное удовлетворение.

Формы работы с воспитанникам

• игра

• объяснение

• рассказ и рассказ воспитанников

• чтение воспитателя

• показ

• личный пример

• беседы

• обсуждение

• наблюдения

• словесные, настольные и подвижные игры.

• пантомимические этюды и упражнения.

Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.

Для своевременного развития речи мама и другие взрослые, окружающие малыша, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию.

Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребёнка, формировании его личности. Иногда с детьми, у которых есть нарушения речи, родители стараются меньше разговаривать. Этим они наносят вред речевому и психическому развитию ребёнка. Если ребёнок не говорит, то мама и все окружающие должны как можно больше разговаривать с ним. Но не всегда родители знают о чём и как разговаривать с малышом

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют развитию анализа и синтеза звукового состава слова. Это создаёт значительные трудности на пути овладения детьми грамотой. Отставая в учении, те школьники, у которых есть речевые расстройства, теряют интерес к обучению.

Организационный раздел

1. Организация художественно - эстетической творчески развивающей среды

Среда – одно из основных средств развития личности ребенка, важнейший механизм его саморазвития, источник индивидуальных знаний и социального опыта. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Предметно-пространственная среда, обеспечивающая художественно-эстетическое и творческое развитие на основе театрализованной деятельности, должна иметь некоторые специфические особенности.

Принципы организации среды :

- комплексирования и гибкого зонирования (пространство должно давать возможность свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;

- активности (стимулирует познавательную деятельность на основе свободного выбора цели действия)

- свободы и самостоятельности. (позволяет ребенку выбирать то что ему по душе)

- новизны (помогает преодолевать стереотипность и однообразие)

-иллюзии жизненной правды (способствует получению воспитанниками психической и фактической возможности поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими предметами)

Для организации процесса художественно-эстетического развития предметно-пространственная среда ДОУ должна обеспечивать не только возможность для активности, самостоятельности и творчества ребенка, необходима прежде всего ее эстетическая организация.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 марта 2024 в 13:33
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД