Лучший педагог года

Дополнительная общеразвивающая программа (художественной направленности) «Магия рисования на воде»

Ольга Жук
Дополнительная общеразвивающая программа (художественной направленности) «Магия рисования на воде»

1.1. Общая характеристика:

Художественно – творческая деятельность имеет неоценимое значение в формировании личности ребенка. По мнению Л. С. Выготского, художественная практика играет особенную роль в становлении психических функций и в активизации творческих способностей. В ходе творческой деятельности происходит формирование мышления, стабильного внимания, активизируется целенаправленная деятельность. Реализуя свой творческий потенциал, самостоятельно познавая новое, дети проявляют инициативу, и, вместе с тем, могут выполнять требования взрослого.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа (художественной направленности) „Магия рисования на воде“» размещена в разделах

Источниками детского творчества являются окружающая действительность и различные вида искусства, с которыми знакомят детей взрослые. В дошкольном учреждении ребенок знакомится с разнообразными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно – прикладного искусства. Изобразительная деятельность дошкольников является одной из форм усвоения социального опыта. Часто стандартного набора изобразительных материалов не достаточно для развития современных детей. Использование нетрадиционных техник рисования способствует развитию детского воображения, фантазии, интеллекта, заставляет наших детей мыслить нестандартно. Одной из нетрадиционных техник рисования является Эбру. Эбру – это древнее искусство рисования на воде.

Актуальность программы состоит в том, что дети получат знания, которые выходят за рамки стандартного понимания художественного творчества. Создавая рисунок в технике эбру, ребенок имеет возможность изменить творческий замысел по ходу создания изображения, исправить ошибки, а главное – быстро достигать желаемого результата. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Таким образом, развивается творческая личность.

Нетрадиционная техника рисования – эбру даёт толчок к развитию интеллекта, активизирует творческую активность детей, учит мыслить нестандартно. Инновационно в данной программе использование нетрадиционных инструментов изобразительной деятельности, перенос рисунков с поверхности воды на различные твердые поверхности (бумага, ткань, дерево) для развития гибкого, оригинального, индивидуального мышления.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, занятия эбру полезны как для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом, так и для чересчур активных и беспокойных дошкольников. В эбру целителен сам процесс, само действие. Оно успокаивает, завораживает, снимает напряжение. С помощью изобразительной деятельности – эбру каждый, даже совершенно не умеющий рисовать, человек создает свой неповторимый, обязательно красивый, рисунок. Эбру – это возможность научится чувствовать себя творцом.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы «Магия рисования на воде» развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Обучающие:

- познакомить детей с особенностями нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру»;

- обучить созданию картин на воде с учетом симметрии, ритма;

- формировать умственную активность, умение рассуждать, анализировать, планировать.

Развивающие:

- развивать внимание, воображение, память, фантазию;

- развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;

- развивать желание экспериментировать в рисовании.

Воспитывающие:

- воспитывать творческую самореализацию;

- воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;

- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности в технике эбру;

1.3. Уровень сложности.

Программа стартового уровня, дает детям возможность погрузиться в уникальную творческую атмосферу, попробовать себя в новом виде деятельности; ориентирована на формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности. В процессе обучения накапливаются базовые знания, умения и навыки, что развивает творческие и интеллектуальные способности ребёнка. Дети знакомятся с основными понятиями в технике рисования –эбру.

1.4. Направленность.

Программа имеет художественную направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству эбру, познают культуру других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества. Развиваются познавательные и творческие способности.

Для достижения оптимального результата в учебно – воспитательном процессе используются принципы:

- наглядности (каждый рисунок подробно рассматривается, проводится беседа о знакомых техниках, затем педагог показывает как создается новый рисунок)

- последовательности (изложение материала от простого к сложному)

- тематического планирования (материал подается по тематическим блокам)

1.5. Категория обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 5 – 7 лет. Данная программа направлена на развитие у детей творческих способностей.

1.6. Объем и срок освоения программы :

Занятия учебных групп проводятся 2 раз в неделю по 25 минут (для детей 5-6 лет) и 30 минут (для детей 6-7 лет) с 10-минутным перерывом, в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:

1-й - начальный - знакомство с инструментами и материалами,

подготовка руки.

2-й – освоение основных приемов рисования.

3-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.

1.7. Формы обучения

Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Форма проведения:

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в данной технике с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

1.9. Методы обучения:

На занятиях используются наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса. Демонстрация наглядных пособий.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

- демонстрация образца (детям показывают образец картины, которую они будут выполнять);

- демонстрация способа выполнения действий (как «стряхивать» краски с кисти на поверхность жидкого холста и др.).

Словесные методы обеспечивают живое общение между педагогом и детьми. С помощью речевого воздействия воспитатель может вызвать у дошкольников эмоциональный отклик, побудить их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний.

Рассказ - эффективный словесный метод, который позволяет изложить информацию доступно для детей.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

Практические методы помогают дошкольникам более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Упражнения - это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника на основе интерпретации или нового сочетания уже имеющихся у него умений.

В детском саду практикуют только самые простые опыты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

1.10. Технологии обучения.

В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Основа личностно-ориентированного образования— понимание и взаимопонимание. Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Замысел личностно-ориентированного взаимодействия — создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов; содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции; развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества, которая реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающая технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье). Психологический климат на занятии: наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т. п. ; вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

1.11. Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого – педагогические условия:

1) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

2) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

3) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

4) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

1.12. планируемые результаты освоения программы.

В результате реализации программы, учащиеся будут

Знать:

-правила организации рабочего места;

-краткую историю техники рисования на воде «Эбру»;

-теоретические сведения об изученной технологии.

Уметь:

-применять основы техники «Эбру» на практике;

-создавать не сложные рисунки в технике «Эбру» по образцу и собственному замыслу.

2. Содержание программы

2.1 Учебный план

№ Название Количество Формы контроля

раздела часов (академических)

, темы Всего Теория Практика

1. Вводное организационное 1 1 0 Устный опрос

занятие.

Правила техники безопасности.

Организация рабочего места.

История техники рисования на

воде «Эбру».

Знакомство с основными

материалами и инструментами

для рисования на воде.

2. Знакомство с техникой 8 3 5 Выставка

создания фона на воде. рисунков

2.1. Создание фона «Баттал эбру» 1 0 1

2.2. Создание фона «Гиль – гит» 2 1 1

2.3. Создания фона «Эбру – шаль» 2 1 1

2.4. Создание фона «Соловьиные 1 0 1

гнезда»

2.5. Создание фона «Таракли» 2 1 1

3. Экспериментируем 5 0 5 Выставка

Смешивание красок, рисунков

перенос рисунка на разные

твердые поверхности,

рисование вдвоем на одной

поверхности.

4. Создание рисунков 50 0 50 Выставка

4.1. Создание рисунков по образцу 45 0 45 рисунков

4.2. Создание рисунков по 5 0 5

собственному замыслу

2.2 Календарный учебный график

№ Месяц Форма занятия Кол-во Тема занятий Форма контроля

занятий

1 сентябрь Совместная деятельность 1 «Вводное занятие»Устный опрос

2 сентябрь Совместная деятельность 1 «Экспериментируем»Устный опрос

продуктивная деятельность Выставка

рисунков

3 сентябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание фона «Баттал» Выставка рисунков

4 сентябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание фона «Гиль –гит» Выставка рисунков

5 сентябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание фона «Гиль – гит» Выставка рисунков

6 сентябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание фона «Эбру –шаль» Выставка рисунков

7 сентябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание фона «Эбру – шаль» Выставка рисунков

8 октябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание фона «Соловьиные гнезда» Выставка рисунков

9 октябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание фона «Таракли» Выставка рисунков

10 октябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание фона «Таракли» (павлиний хвост) Выставка рисунков

11 октябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Сердце» Выставка рисунков

12 октябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Лист клевера» Выставка рисунков

13 октябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Лист клена» Выставка рисунков

14 октябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Тыква» Выставка рисунков

15 октябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Приведение» Выставка рисунков

16 Ноябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Звезда» Выставка рисунков

17 Ноябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Волшебный цветок» Выставка рисунков

18 Ноябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Радуга» Выставка рисунков

19 Ноябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Бабочка» Выставка рисунков

20 Ноябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Гусеница» Выставка рисунков

21 Ноябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Дерево» Выставка рисунков

22 Ноябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Снег» Выставка рисунков

23 Ноябрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Свободное рисование Выставка рисунков

24 Декабрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Рукавичка» Выставка рисунков

25 Декабрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Снежинка» Выставка рисунков

26 Декабрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Ёлка» Выставка рисунков

27 Декабрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Свечка» Выставка рисунков

28 Декабрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Снеговик» Выставка рисунков

29 Декабрь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Гирлянда» Выставка рисунков

30 Декабрь Создание рисунка «Ёлка с игрушками» Выставка рисунков

31 Январь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Свободное рисование Выставка рисунков

32 Январь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Ствол цветка» Выставка рисунков

33 Январь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Листья цветка» Выставка рисунков

34 Январь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Тюльпан» Выставка рисунков

35 Январь Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Гиацинт» Выставка рисунков

36 Февраль Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Гвоздика» Выставка рисунков

37 Февраль Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Маргаритка» Выставка рисунков

38 Февраль Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Фиалка» Выставка рисунков

39 Февраль Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Ирис» Выставка рисунков

40 Февраль Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Нарцисс» Выставка рисунков

41 Февраль Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Машинка» Выставка рисунков

42 Февраль Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Свободное рисование Выставка рисунков

43 Март Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Роза» (бутон) Выставка рисунков

44 Март Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Роза» Выставка рисунков

45 Март Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Птичка - эбру» Выставка рисунков

46 Март Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Сова» Выставка рисунков

47 Март Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Пингвин» Выставка рисунков

48 Март Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Лебедь» Выставка рисунков

49 Март Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Павлин» Выставка рисунков

50 Март Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Свободное рисование Выставка рисунков

51 Апрель Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Ракета» Выставка рисунков

52 Апрель Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «НЛО» Выставка рисунков

53 Апрель Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Звёздное небо» Выставка рисунков

54 Апрель Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Космос» Выставка рисунков

55 апрель Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Водоросли» Выставка рисунков

56 Апрель Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Рыбка» Выставка рисунков

57 Апрель Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Осьминог» Выставка рисунков

58 Апрель Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Медуза» Выставка рисунков

59 Май Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Свободное рисование Выставка рисунков

60 Май Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Создание рисунка «Вечный огонь» Выставка рисунков

61 Май Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Перенос рисунка на ткань Выставка рисунков

62 Май Совместная деятельность, продуктивная деятельность 1 Перенос рисунка на дерево Выставка рисунков

63 Май Совместная деятельность,

продуктивная деятельность 1 Рисование вдвоем на А3 Выставка рисунков

64 Май Совместная 1 Создание Выставка

деятельность, общего рисунков

продуктивная панно

деятельность

3. Организационно-педагогические условия

3.1 Компетентность педагогов

ФИО педагога: Жук Ольга Геннадьевна

Образование: высшее педагогическое

Категория: без категории

3. 2 Материально-техническое обеспечение:

Занятия с детьми проводятся в кабинете, где имеются столы, стулья, доска, мольберт, форма для занятий: фартуки, нарукавники.

3. 3 Учебно-методические условия:

Для работы используются образцы работ, созданные педагогом.

Материалы:

1. Раствор специальной воды: раствор для эбру должен быть густой, чтобы краски не смешались, а оставались на поверхности. Загуститель для эбру ("kitre") - это специальное вещество, которое добавляют в воду и получается раствор на котором краски послушно растекаются по поверхности воды и не тонут. Такой раствор, благодаря своей плотности и вязкости, удерживает форму рисунка, создаваемого на поверхности воды, и не дает краскам утонуть.

Загуститель для эбру № 2 (универсальный) от «Эбру-профи» работает с красками любых производителей. Этот загуститель готовится быстро - его можно запарить горячей водой и раствор готов сразу, после остывания и выхода пузырьков.

2. Готовые краски

Краски на акриловой основе продаются во флаконах или баночках, уже готовые к употреблению. Имеют широкую цветовую гамму, могут смешиваться между собой для создания дополнительных оттенков. Удобны в применении. Эти краски с жидкого холста переносятся не только на бумагу, но и на поверхность многих других материалов — ткань, дерево, стекло, кожу, изделия из полимеров и т. д.

При желании готовые краски на акриловой основе можно разбавить до более жидкой консистенции, используя разбавители, специально созданные для них.

3. Инструменты:

Кисти в технике эбру используются не совсем обычным образом (ими не рисуют). Они нужны только для того, чтобы разбрызгать краску по поверхности водного раствора – создать фон, который может остаться собственно законченным творением, или на этом фоне можно будет еще что-либо нарисовать с помощью шила.

Нами используются кисти из щетины с удлиненным ворсом. Щетина обладает свойствами схожими с конским волосом. Удлиненный ворс позволяет набирать достаточное количество краски и хорошо удерживает ее при разбрызгивании. При этом размер кисточек адаптирован для рисования с детьми на небольшом формате лотка А4 с использованием баночек для краски небольшого размера.

Шило – самый главный инструмент в техниках рисования на воде. С его помощью мы рисуем предметные изображения, а так же можем использовать для создания абстрактных фонов. В работе используются шила разного диаметра: от 20 мм до тончайшей проволоки. Все изображения в Эбру можно создать из круга, и, если нам нужен большой круг, мы берем шило большого диаметра, это ускоряет процесс рисования. Для выполнения наиболее мелких, тонких деталей используем шило-проволочку. Поверхность металлического стержня у шила должна быть гладкой, чтобы краска легко стекала с него при соприкосновении с поверхностью загустителя. Не важно, деревянная или изготовлена из другого материала ручка у вашего шила, важно, чтобы удобно и приятно было держать его в руке.

Вполне подходят для рисования на воде и заостренные бамбуковые палочки, которыми мы пользуемся.

Гребень представляет собой деревянное основание, на котором закреплены тонкие металлические или бамбуковые иглы. С помощью гребня создаются «гребенчатые» или «чешуйчатые» узоры.

Поддон. Эбру-поддон это, по сути, ваш "холст", только для рисования на воде. Когда в него наливается раствор для рисования - холст готов!

Лучше использовать лотки белого или светло-серого цвета, т. к. при работе в них не искажается восприятие цветовой гаммы используемых красок. Под дно лотка из прозрачного бесцветного материала подкладываем белый лист бумаги, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для творчества.

Размер поддона подбирается под формат бумаги на которую будет переведен рисунок. Материалы, из которых изготавливаются поддоны, весьма разнообразны - металл, стекло, пластик, оргстекло и зависят от цели использования поддона.

Бумага. В технике рисования на воде применяется бумага, которая хорошо впитывает краску, не распадаться при намокании, не скручивается при наложении ее на поверхность воды, быстро сохнет при правильном снятии рисунка, совпадает по размеру с размером поддона для рисования («Снегурочка», «SvetoCopy»).

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа (художественной направленности) «Магия рисования на воде»
Опубликовано: 29 октября 2020 в 03:23
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД