Папки-передвижки

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарный направленности «Подготовка руки к письму»

Светлана Елисеева
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарный направленности «Подготовка руки к письму»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте. С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60-70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарный направленности „Подготовка руки к письму“» размещена в разделах

Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст - это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире. Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз.

Актуальность общеразвивающей программы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна. Занятия группой или подгруппой длительностью 25 - 30 минут. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей.

Цель программы : совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику и координацию движений руки, развивать навыки ручной умелости.

Задачи программы :

Обучающие

- подготовка ребенка к письму;

- учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур;

-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;

-положительное отношение к письму.

-способствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ;

-развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы;

-развивать зрительно - моторную координацию;

-развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности;

- развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков;

-развивать пространственную ориентировку.

Воспитательные:

-интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности;

-организованность, усидчивость и аккуратность в работе;

-заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе;

-положительное отношение к письму.

Методы и приемы работы с детьми

Методические условия реализации программы.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесные: - беседа, - объяснение, - чтение стихов и загадок.

Наглядные: - работа по образцу (штриховка);

-показ иллюстраций, картинок, букв.

Практические: - самостоятельная работа детей (штриховка).

-пальчиковая гимнастика.

-физминутки.

Типы занятий:

- первичное ознакомление с материалом;

- усвоение новых знаний;

- применение полученных знаний и умений на практике;

- закрепления и повторения.

Форма организации учебного занятия – кружковое занятие.

Форма организации деятельности учащихся на занятии –групповое 16 человек.

Возрастная группа: подготовительная.

Содержание программы

Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Прогноз результативности

Воспитанник будет знать:

-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);

-правила работы с тетрадью.

Воспитанник будет уметь:

-правильно сидеть за столом во время письма;

-правильно располагать рабочую тетрадь;

-правильно держать карандаш и ручку;

-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

-проводить линии в разных направлениях;

-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

Ожидаемые результаты:

Благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться; развитие мелкой моторики ведет за собой улучшение речевых навыков. У детей хорошо развита ручная умелость, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги. И как следствие, дети легко адаптируются в начальном звене школы, у детей не возникает проблем с техникой письма, у них достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие.

Организационно-педагогические условия реализации дополнительн ой [ общеразвивающей программы

Материально-технические условия.

Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).

Материально-технические:

1. Наглядные материалы: иллюстрации к темам.

2. Картинки, книжки - раскраски.

3. Принадлежности для занятий: тетради в большую клетку на каждого ребенка, шаблоны и трафареты для штриховки, головоломок, графических упражнений, ручки цветные (синие красные черные, на каждого ребенка, простые и цветные карандаши на каждого ребенка.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Количество занятий в неделю 1

Количество занятий в месяц 4

Количество занятий в год 36

№ Структура занятий

1 часть Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, самомассаж пальцев и рук.

2 часть Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка.

3 часть Упражнения на развитие зрительно - моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты дорисовка.

Перспективный план работы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму

Занятие № 1

1. Пальчиковая игра «Моя семья»

2. Штриховка «Морской конек»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 2

1. Пальчиковая игра «Прятки»

2. Штриховка «Улитка»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 3

1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

2. Штриховка «Зонтик»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 4

1. Пальчиковая игра

2. Штриховка «Листик»

3. Графическое упражнение

Занятие № 5

1. Пальчиковая игра «Мы рисовали»

2. Штриховка «Мячик»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 6

1. Пальчиковая игра «Дружба»

2. Штриховка «Морковь»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 7

1. Пальчиковая игра «Замок»

2. Штриховка «Перья»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 8

1. Пальчиковая игра «Паучок»

2. Штриховка «Стрекоза»

3. Графическое упражнение

Занятие № 9

1. Пальчиковая игра «Пальчики»

2. Штриховка «Тыква»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 10

1. Пальчиковая игра «Котята»

2. Штриховка «Тыква»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 11

1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»

2. Штриховка «Воздушный шар»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 12

1. Пальчиковая игра «Гости»

2. Штриховка «Цветок»

3. Графическое упражнение

Занятие № 13

1. Пальчиковая игра «Моя семья»

2. Штриховка «Ракушка»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 14

1. Пальчиковая игра «Прятки»

2. Штриховка «Лебедь»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 15

1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

2. Штриховка «Снежинка»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 16

1. Пальчиковая игра «Улей»

2. Штриховка «Новогодняя игрушка»

3. Графическое упражнение

Занятие № 17

1. Пальчиковая игра «Мы рисовали»

2. Штриховка «Елка»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 18

1. Пальчиковая игра «Дружба»

2. Штриховка «Ваза»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 19

1. Пальчиковая игра «Замок»

2. Штриховка «Колокольчик»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 20

1. Пальчиковая игра «Паучок»

2. Штриховка «Рыбка»

3. Графическое упражнение

Занятие № 21

1. Пальчиковая игра «Пальчики»

2. Штриховка «Перчатка»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 22

1. Пальчиковая игра «Котята»

2. Штриховка «Ананас»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 23

1. Пальчиковая игра «Гости»

2. Штриховка «Радуга»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 24

1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»

2. Штриховка «Пирамидка»

3. Графическое упражнение

Занятие № 25

1. Пальчиковая игра «Моя семья»

2. Штриховка «Бабочка»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 26

1. Пальчиковая игра «Прятки»

2. Штриховка «Замок»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 27

1. Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

2. Штриховка «Птица»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 28

1. Пальчиковая игра «Улей»

2. Штриховка «Ракета»

3. Графическое упражнение

Занятие № 29

1. Пальчиковая игра «Мы рисовали»

2. Штриховка «Щенок»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 30

1. Пальчиковая игра «Дружба»

2. Штриховка «Барашек»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 31

1. Пальчиковая игра «Замок»

2. Штриховка «Пасхальное яйцо»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 32

1. Пальчиковая игра «Паучок»

2. Штриховка «Сова»

3. Графическое упражнение

Занятие № 33

1. Пальчиковая игра «Гости»

2. Штриховка «Ромашка»

3. Рисование по клеточкам (тетрадь)

Занятие № 34

1. Пальчиковая игра «Котята»

2. Штриховка «Заяц»

3. Продолжи узор (тетрадь)

Занятие № 35

1. Пальчиковая игра «Пальчики»

2. Штриховка «Попугай»

3. Головоломка «Раскраска по цифрам»

Занятие № 36

1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать»

2. Штриховка «Имя»

3. Графическое упражнение

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Консультация «Подготовка руки к письму»Консультация «Подготовка руки к письму» Консультация «Подготовка руки к письму». В дошкольные годы в детском саду стараемся сделать очень многое, чтобы подготовить малыша к этому.

Консультация «Подготовка руки ребенка к письму»Консультация «Подготовка руки ребенка к письму» Чтобы ребёнок чувствовал себя более комфортно в школе, начинаем готовить его руку к письму ещё до школы. В КТП я включаю следующие упражнения.

Подготовка руки ребёнка к письму Консультация для родителей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарный направленности «Подготовка руки к письму»
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 20:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД