МААМ-картинки

Дополнительное образование: Клуб «Туристята»

Вера Семёнова
Дополнительное образование: Клуб «Туристята»

Клуб "ТУРИСТЯТА"

Комплексная программа «Из детства - в отрочество» особое внимание уделяет приобщению дошкольников к физической культуре, как части общечеловеческой культуры. Основным направлением программы является - «Здоровье», которое обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их развитие и эмоциональное благополучие.

В целях реализации задач программы и ДОУ в дополнительном образовании детей, активной оздоровительной деятельности и решения задач гармоничного развития дошкольников возникла необходимость в совершенствовании двигательного режима детей через туристическую деятельность. С этой целью мной была разработана программа «Туристята». Программа кружка входит в вариативную часть образовательной программы ДОУ «Из детства - в отрочество», Т. Н. Дороновой.

Публикация «Дополнительное образование: Клуб „Туристята“» размещена в разделах

Программа кружка предполагает организацию оздоровительно-познавательной деятельности средствами туризма таким образом, чтобы оказывалось преимущественное воздействие образовательно-воспитательного процесса на двигательную, творческую, познавательную, эмоциональную сферу ребёнка в контакте с окружающей действительностью, природой, социальной средой.

Программный материал реализуется в трёх организованных формах: туристские прогулки, заседания клуба «Туристята», физкультурная нод.

Мне хотелось бы познакомить вас с одной из этих форм –заседаниями клуба «Туристята».

Заседания клуба «Туристята» носят обучающее - игровой характер, проводятся в групповом помещении в форме:

• бесед о туризме, гигиене, режиме дня, правилах поведения, должностях и дежурстве;

• практических занятий с личным и групповым снаряжением, выкладыванием типов костров и видов узлов, изучением простейших топографических знаков, условных обозначений, простейшего ориентирования на листе бумаги, относительно себя, на местности, составление планов, знакомство с компасом;

• двигательных заданий соревновательного характера;

• совместной работы детей и родителей.

Структура проведения заседания клуба «Туристята»:

• первая часть- активизация внимания, памяти, мышления, через обсуждение домашних заданий, работ детей;

• вторая часть- ознакомление с новым материалом, постановка проблемной ситуации выявление способов её решения, выполнение практических заданий;

• третьей часть - подвижные игры, эстафеты, создание условий для активности, самостоятельности и творчества детей.

Занятия проводятся в игровой, непринуждённой форме, не ограничивающей детей в общении друг с другом.

Так же предлагаю вашему вниманию серию занятий, которые были напечатаны в журнале «Ребёнок в детском саду», № 4, № 5, 2011г.

Заседание клуба «О туризме и туристах»

Задачи:

1. Закреплять знания детей о разновидностях туризма;

2. Уточнить представления детей о режиме дня, гигиене, питании их роли в жизни туриста;

3. Обращать внимание на проявление у детей бережного отношения друг к другу.

В групповую комнату вбегает Стобед (взрослый в костюме, пытается спрятаться.

Стобед. Т-с-с-с! Пожалуйста, не говорите, что я здесь.

Воспитатель по физической культуре (далее воспитатель). Здравствуй! Кто ты и от кого прячешься?

Стобед. Здравствуйте, меня зовут Стобед, а прячусь я от мальчишек.

Воспитатель. Ребята, это же тот самый мальчик, с которым всё время происходят невероятные истории! Что случилось?

Стобед. Сам не пойму! Сначала я позвал мальчишек побегать и поиграть на мосту. Мост высокий, а внизу речка быстрая. Мальчишки почему-то отказались. Потом я предложил

им по крышам гаражей полазить. Знаете, как это интересно! Они не захотели. Тогда я

хотел с ними в пожарных поиграть. У меня и спички есть. Они на меня как-то странно

посмотрели и решили уйти. Я обиделся, стал мальчишек дразнить и обзывать. Вот они

за мной и погнались.

Воспитатель. Всё понятно! Ребята, попробуйте объяснить Стобеду, можно ли играть в такие опасные игры. А если нет, то почему?

Дети объясняют, почему нельзя играть на мосту, лазить по крышам гаражей и баловаться со спичками.

Воспитатель. Что теперь ты думаешь по поводу игр, в которые предложил поиграть мальчикам?

Стобед. Я не думал, что это так опасно! Что же делать? Скучно мне на одном месте сидеть. Тянет меня на приключения!

Воспитатель. Значит, не зря ты попал в детский сад! Оставайся и прими участие в первом заседании нашего клуба.

Какое необыкновенное слово - «путешественник»! Что оно означает? (Это человек, который много ездит, бывает в разных странах.) Как по-другому можно назвать путешественника? (Турист.) Туристы - сильные, выносливые, дружные, знающие и умелые, никогда не унывающие люди. Они стремятся своими глазами увидеть красоты необъятных просторов нашей родины. Как вы думаете, на чем можно путешествовать? (Ответы детей.) Верно. Одни туристы передвигаются пешком. (Здесь и далее показывает иллюстрации.) Это называется пешим туризмом. Другие - на лодках, катамаранах, байдарках. Это водный туризм. Туристы летают на самолётах, ездят на автомобилях, мотоциклах и велосипедах. В каких только местах им не приходится бывать! Одни любят бродить по лесным тропам, другие сплавляться по быстрым рекам, третьи поднимаются в горы, четвёртые знакомятся с разными городами, передвигаясь по авто-мобильным дорогам. Игра «Угадай, на чём я путешествую».

Воспитатель показывает картинки с изображением различных предметов (весло, мотоциклетный шлем, парус, насос, колесо автомобиля и т. п.). Дети называют вид транспорта и туризма.

Воспитатель: Вы хотите стать путешественниками? (Да.) А ты, Стобед?

Стобед. Я тоже хочу странствовать. Вот это настоящее занятие! Пойду во двор, мальчишек позову. Пусть идут с нами.

Воспитатель: Не спеши, Стобед! Отправляться в путь пока не время. В далёком путешествии всякое случается. Надо быть к этому готовым. Поэтому сначала нужно многому научиться, потренироваться.

Стобед. Можно я буду с вами заниматься? Это так интересно!

Воспитатель: Можно. Тебе и всем, кто хочет вступить в наш клуб, я выдам билет юного путешественника. (Даёт каждому ребёнку и Стобеду членский билет.) Теперь вы полноправные члены клуба туристов. Каждую неделю мы будем собираться, беседовать о путешествиях, читать книги, рассматривать предметы туристического снаряжения, и учиться пользоваться им. Так мы будем готовиться к настоящим походам. А чтобы эти знания лучше запомнить, каждый из вас оформит альбом «Юный турист». (Дает детям альбомы.) Первый лист альбома должен рассказать о том, кому он принадлежит. Сделайте его ярким и красочным, и в этом вам помогут родители. Воспитатель: - Сегодня мы кое-что узнали о туризме, и чтобы он запомнился вам, и Стобеду, давайте проведём эстафеты, но главным условием в эстафетах будет не только проявление ловкости, но и внимания друг к другу, поддержке, взаимопомощи.

«Переправа по дощечкам», «Дружная семейка», «В туннеле».

До свидания, до новых встреч в нашем клубе!

Заседание клуба «Режим. Питание. Гигиена»

Задачи:

1. Формировать представления детей о гигиене, правильном питании, режиме дня, дисциплине, их важной роли в жизни туриста.

2. Закрепить знания о лекарственных травах, грибах, ягодах.

3. Расширять знания детей о туризме через эстафеты.

4. Развивать любознательность, терпение, уважение друг к другу.

Материал. Костюм Стобеда. Мольберт. Карточки с изображением различных блюд и продуктов. Панно «Режим дня» и «Режим дня Стобеда». Иллюстрации по теме. Дидактические игры «Режим дня», «Съедобные и несъедобные грибы», «Ягоды», «Лекарственные травы». Альбомы «Юный турист».

Воспитатель. Рада видеть вас, дети, в нашем клубе. Покажите альбомы, которые вы начали оформлять вместе с родителями. (Дети показывают первые страницы своих альбомов.) Как красиво! Сразу видно, что вы хотите стать туристами и готовы учиться чему-то новому. А знаете ли вы, что для того, чтобы ходить в дальние походы, нужно иметь хорошее здоровье? Что значит «хорошее здоровье»? (Ответы детей.) Верно, залогом крепкого здоровья являются занятия спортом, выполнение утренней зарядки, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены и режима дня.

Вбегает Стобед.

Стобед. Здравствуйте, вот и я! Неужели опоздал? Все потому, что я увлёкся подготовкой к будущему путешествию. Я был в библиотеке. Оказывается, так много книг и журналов посвящено туризму! В одной книжке я прочитал: для того чтобы стать туристом, надо развивать самодисциплину. Интересно, что это такое?

Воспитатель. Здравствуй, Стобед! Самодисциплина - это умение планировать своё время, старательно выполнять не только лёгкие, но и трудные задания, доводить начатое дело до конца. Например, каждое утро делать зарядку, а вечером ложиться спать в одно и то же время. При этом человеку нужно быть упорным, а если что-то не получается, начинать снова и снова.

Стобед. А если у меня нет настроения? Если мне не хочется? Кто меня заставит?

Воспитатель. Турист должен научиться сам себя убеждать и заставлять.

Стобед. Как это сам? Я знаю, что убеждать и заставлять всегда должен кто-то другой:

дома - мама, в детском саду - воспитатель. Все от меня хотят чего-то, вот и стараются, заставляют.

Воспитатель. А ведь всё, что тебя просят сделать, надо, прежде всего, тебе самому. Представь, что в дальнем походе кто-нибудь из участников не захочет ставить палатку. Где он будет отдыхать, когда вечером все лягут спать?

Стобед. Не знаю. Он может пойти домой или забраться в другую палатку,

Дети обсуждают ситуацию. Затем воспитатель предлагает спрогнозировать развитие событий в различных ситуациях (турист не захотел рано вставать, не помыл за собой посуду, не набрал дров для ко-стра и т. п.).

Воспитатель. Вот видишь, как важна самодисциплина.

Стобед. Я всё понял. Но как научиться этой самодисциплине?

Воспитатель. Надо начинать с малого. Например, в детском саду все дети соблюдают режим и знают, с чего начинается и чем заканчивается день.

Дети поочерёдно подходят к панно «Режим дня» и рассказывают о режимных моментах.

Воспитатель. Эти правила помогают ребятам стать собранными и выполнять все намеченные планы.

Стобед. Да, в книжке так и было написано: «Хочешь стать хорошим туристом - умей планировать свой день!» Я попытался составить для себя режим дня. Проверьте, всё ли у меня получилось как надо.

На панно «Режим дня Стобеда» дети находят ошибки и исправляют их.

Стобед. Я слышал, что надо ещё и правильно питаться. Как это, правильно?

Воспитатель выставляет на мольберт карточки с изображением различных продуктов и блюд, приготовленных из них. Дети объясняют, чем полезен тот или иной продукт питания, в какое время и как его следует (или не следует) употреблять.

Стобед. Я и не думал, что не все продукты полезны! Да и пищу, оказывается, надо тщательно пережёвывать. Теперь я постараюсь избавиться от вредных привычек: есть конфеты до обеда, жевать натощак резинку и запивать еду газированной водой.

Воспитатель. Правила здорового питания важны для каждого человека и особенно для путешественника! Но и это ещё не всё. Турист в походе должен много знать о травах, грибах, ягодах. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Давайте поиграем в игры, которые помогут вам стать знающими туристами.

Проводятся дидактические игры «Съедобные и несъедобные грибы», «Ягоды», «Лекарственные травы».

Воспитатель. Знаете, что означает слово «гигиена»? (Предположения детей.)

Стобед. Наконец-то я могу хоть чем-нибудь отличиться! Я знаю, что такое гигиена. Я сам без напоминаний выполняю гигиенические процедуры: чищу зубы, полощу рот после еды, мою руки после посещения туалета, слежу за чистотой одежды. И даже умею сам стирать свои носки и носовой платок.

Воспитатель. Какой же ты молодец! Ребята тоже стремятся стать самостоятельными, и сегодня мы ещё раз попробуем сами научиться завязывать шнурки и бантики. Для кого-то это окажется очень простым занятием, а кому-то нужна помощь. Сегодня одни будут в роли помощников, а другие учеников.

Конкурс «Завяжи кукле бантик», «Зашнуруй ботинки»

Воспитатель: - Сегодня мы говорили о многих полезных вещах, которые необходимо знать и соблюдать не только путешественникам, но и всем людям. Утром и днём вы находитесь в детском саду и соблюдаете режим и правила личной гигиены, правильно питаетесь. А как проходят ваши вечера? Попробуйте спланировать свой вечер. Составьте распорядок и зарисуйте его в альбоме, а помогут вам в этом родители. До следующей встречи!

Заседание клуба «Туристическое снаряжение»

Задачи:

1. Познакомить детей с предметами личного и группового снаряжения;

2. Учить правилам укладки рюкзака через эстафеты;

3. Создавать ситуации для работы детей в парах, желания оказывать помощь другим детям группы.

Материал. Костюм Стобеда. Рюкзак, заполненный различными предметами. Рюкзаки, туристическое снаряжение. Иллюстрации по теме. Наборы картинок «Личное снаряжение туриста», «Групповое снаряже-ние».

Воспитатель:- Рассмотрите картинки и назовите предметы, которые на них изображены. (Дети выполняют задание.) Это предметы туристического снаряжения. Те из них, которыми пользуется один человек, называются личным снаряжением. Предметы же, используемые всеми участниками похода, относятся к групповому снаряжению.

Попробуйте разложить эти картинки на две группы - личное снаряжение туриста и групповое снаряжение.

Дети выполняют задание, при необходимости воспитатель помогает.

Групповое снаряжение (палатка, навес, стойки и колышки для палатки, костровое оборудование, топор, кухонный нож, сухое горючее, костровые рукавицы, фонарь, верёвка, аптечка).

Личное снаряжение (спальный мешок, рюкзак, коврик, кружка, ложка, миска, туалетные принадлежности, головной убор, накидка от дождя, компас, блокнот, карандаш).

Воспитатель. Все эти предметы необходимо упаковать в полиэтиленовые пакеты. Как вы думаете для чего? (Во время похода может пойти дождь, и всё снаряжение промокнет. Турист может упасть в ручей.)

Входит Стобед с рюкзаком за спиной.

Стобед:- Здравствуйте, здравствуйте! Чем вы тут занимаетесь?

Воспитатель:- Знакомимся с туристическим снаряжением.

Стобед (вздыхает, вытирает пот со лба). Этого добра у меня хватает.

Воспитатель: - Что это ты такой невесёлый? Что случилось?

Стобед: - Просто рюкзак очень тяжёлый, в спину всё время что-то упирается. Только вы не подумайте, что я жалуюсь, я знаю, что туристу следует быть терпеливым и уметь переносить трудности. Вот я и терплю.

Воспитатель: - Стобед, может быть, ты покажешь нам, что у тебя в рюкзаке?

Стобед: - Конечно, а у меня пока спина отдохнёт.

Воспитатель (заглядывает в рюкзак). Чего только здесь нет!

Достаёт из рюкзака различные предметы. Дети определяют, нужен ли тот или иной

предмет в походе.

Воспитатель: - Укладка рюкзака - ответственное дело. От того, что и как турист положил

в рюкзак, зависит его настроение, самочувствие и то, как сохранятся все предметы и

продукты. Запомните основные правила укладки рюкзака.

Первое: к стенке рюкзака, прилегающей к спине, кладут мягкие вещи.

Второе: на дно кладут тяжёлые вещи, а сверху лёгкие таким образом, чтобы рюкзак был плоским и высоким.

Третье: предметы, которые могут понадобиться во время перехода от привала к привалу, укладывают в карманы рюкзака так, чтобы они не гремели.

Четвёртое: продукты и предметы снаряжения должны лежать в разных полиэтиленовых пакетах.

Воспитатель укладывает рюкзак Стобеда, комментируя свои действия. Затем

предлагает Стобеду надеть рюкзак на плечи.

Стобед: - Как удобно: в спину ничего не упирается! Я и не знал, что есть правила укладки рюкзака и что это так важно. Хорошо, что перед походом я к вам зашёл. Спасибо за

науку. До свидания! (Уходит.)

Воспитатель: - Ребята, чтобы хорошо запомнить правила укладки рюкзака, мы проведём эстафеты.

Проводятся игры-эстафеты «Собери рюкзак» и «Ловкий турист».

Воспитатель: - Как вы думаете, в походе каждый турист делает то, что захочет, или у каждого участника есть определённые обязанности, которые распределяются перед

началом похода? (Предположения детей.)

Подумайте, чем бы вы хотели заниматься в походе и что вы лучше всего умеете делать?

А ещё не забудьте нарисовать на следующей странице вашего альбома предметы туристического снаряжения. Это и будет новым домашним заданием. До следующей

встречи!

Заседание клуба «Туристические должности»

Задачи:

1. Учиь детей чётко формулировать свои мысли, желания, просьбы, через наводящие вопросы.

2. Учить детей работать по карточкам, самостоятельно в маленьких подгруппах;

3. Создавать ситуации для воспитания сплоченности в детском коллективе;

4. Учить согласовывать свои действия с действиями других детей.

Материал. Костюм Стобеда. Рюкзак с туристическим снаряжением. Карточки с заданиями для друзей леса, санитаров, разведчиков, затейников, дежурных и костровых. Чай и печенье.

Воспитатель: - Как хорошо, что сегодня мы снова вместе! Вы выполнили домашнее задание? Расскажите, чем вы хотите заниматься в походе и почему.

Дети поочерёдно высказываются.

Воспитатель: - Очень важно выбрать себе дело по душе. Чем же можно заниматься в

походе? Я буду рассказывать о том, что делают участники похода, а вы назовёте ту или

иную туристическую должность.

Как можно назвать туристов, которые любят природу, с интересом наблюдают за

растениями и животными, знают лекарственные растения, могут отличить съедобные

грибы от ядовитых, приносят из леса опавшие листья для гербария, семена, камешки, корешки и ветки необычной формы? (Друзья леса.)

Кто окажет первую помощь участникам похода: смажет йодом царапину или наложит повязку? (Санитары.)

Как назвать туристов, которые отыскивают удобное место для стоянки или привала, сразу замечая, есть ли на поляне муравейники, гнёзда и норы? (Разведчики.)

Кто следит за спортивным инвентарём, организует игры? (Затейники.)

Эти туристические должности можно выбрать по желанию. Но есть такие обязанности, которые участники похода выполняют независимо от того, нравятся они им или нет, хотят они выполнять их или не хотят. Каждый участник похода должен делать что-то нужное, приносящее пользу всем. Например, дежурные обустраивают место для отдыха, готовят обед, моют после обеда посуду, убирают перед уходом место стоянки. Костровые собирают хворост для костра, помогают его укладывать и тушить огонь.

Трудиться для других, бороться с ленью и усталостью, выполнять любую работу должен уметь каждый турист.

Входит скучающий Стобед.

Воспитатель: - Здравствуй, Стобед! Что-то ты задержался, а ведь мы сегодня решаем, кто, чем будет заниматься в походе, какую работу выполнять.

Стобед: - Вот ещё! Я в походе ничего делать не хочу. Буду просто отдыхать. Ведь не зря говорят, что туризм - лучший отдых. Так что можете все должности поделить, а я буду сам по себе.

Воспитатель: - В походе так не бывает. Там все зависят друг от друга, помогают друг другу.

Стобед: - А если я во время похода устану? Вы мне предлагаете бегать хворост искать, обед готовить, а потом ещё и за всеми убирать? Какой же это отдых!

Воспитатель: - Ну что же, ребята, пусть Стобед поступает как хочет. А мы с вами - дружная команда, и у нас есть девиз: «Один за всех, и все за одного». Сейчас мы распределим обязанности, назначим дежурных, от-правимся на тренировочную площадку и проведём пробный поход.

Дети надевают рюкзаки, выходят на площадку, проходят вокруг здания детского сада, преодолевают полосу препятствий на спортивной площадке.

Затем переходят на тренировочную площадку, где распределяются на подгруппы и выполняют задания по карточкам.

После завершения тренировки по сигналу собираются на площадке для отдыха, снимают рюкзаки, садятся на коврики и обсуждают выполнение заданий. Воспитатель комментирует их высказывания. Особое внимание уделяет работе костровых, напоминая о правилах пожарной безопасности.

Воспитатель: - Все вы славно потрудились, теперь можно и перекусить.

Разливает чай, дежурные раздают печенье. Появляется Стобед, дети приглашают его на чаепитие.

Стобед: - Я слышал, о чём вы говорили. Вы молодцы: много полезных дел сделали. Я думал, что одному в походе лучше, а посмотрел на вас - и мне стало стыдно. А самое главное, я понял, что в походе туристы должны заботиться друг о друге и помогать друг другу.

После чаепития Стобед вместе с детьми убирает место отдыха, играет с ними в подвижные игры.

Воспитатель: - Мы сегодня так интересно время провели! Как вы думаете, что надо сделать, чтобы этот день надолго запомнился? (Предложения детей.) Вы правы, можно сделать в альбоме рисунок, чтобы посмотреть на него и всё вспомнить. Это будет вашим домашним заданием. До новых встреч!

Заседание клуба «Знакомство с топографическими знаками»

Задачи:

1. Формировать знания детей о топографических знаках, их назначении;

2. Учить отличать план от рисунка, самостоятельно составлять план группового помещения, приёмной и т. д. ;

3. Познакомить с 2 -3 видами узлов;

4. Создавать ситуации для воспитания целеустремлённости, умение доводить начатое дело до конца;

Материал. Карточки с топографическими знаками. План местности с топографическими знаками. Настольная игра «Путешествие». Атрибуты для проведения эстафет (рюкзаки, предметы снаряжения, деревянные бруски (дрова, верёвки и т. п.) Лист бумаги, фломастеры, альбом - на каждого ребёнка.

Воспитатель. Сегодня я принесла карточки с необычными рисунками (показывает карточки с топографическими знаками). Как вы думаете, для чего они нужны? (Дети высказывают предположения, воспитатель уточняет и обобщает их ответы.) Это специальные топографические знаки, которыми на плане обозначают местоположение того или иного объекта (дороги, моста, леса, дома, памятника и др.). Попробуйте схематично изобразить любой дом, мост и тропинку.

Дети рисуют.

Воспитатель. А вот так выглядят дом, мост и тропинка, если их изобразить с помощью топографических знаков. (Показывает.) Эти знаки известны всем туристам, путешественникам, военным и тем, кто пользуется планами и картами. На этот план (показывает) нанесено множество топографических знаков. Глядя на него, можно понять, где растут хвойные деревья, где проходит главная дорога, в каком месте можно перейти реку. Эти отличается план от рисунка.

Давайте поиграем в настольную игру «Путешествие».

Дети поочерёдно бросают кубик и продвигают фишки по маршруту, обозначенному на игровом поле. Когда фишка попадает на ту или иную картинку, участник должен выбрать и поставить на поле соответствующий топографический знак.

Воспитатель. Теперь вы знаете, что такое топографические знаки. Возьмите альбомы и нарисуйте в них несколько знаков, обозначающих разные объекты.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Давайте вспомним, какими навыками должны владеть туристы.

Проводятся эстафеты «Собери рюкзак», «Быстро оденься», «Собери дрова».

Воспитатель. Домашнее задание: вместе с родителями нарисуйте с помощью топографических знаков местность, где вы живёте (дом, дорогу, клумбы, детскую площадку и т. д.).

Заседание клуба «Что такое карта?»

Задачи:

1. Познакомить с назначением карт (географические, топографические, дорожные);

2. Закрепить знания о топографических знаках;

3. Изучить по плану микрорайона, где находится детский сад, окружающие его объекты.

4. Через мотивационные моменты развивать у детей любопытство, интерес, стремление узнать больше.

Материал. Географические карты. Костюм Стобеда. Контурные карты мира и России, план микрорайона, фломастер красного цвета - на каждого ребёнка.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я принесла. (Показывает географические карты.) Что это? (Карты местности.) Правильно. Все туристы и путешественники должны уметь ими пользоваться. Что такое карта? (Высказывания детей.) Карта - это уменьшенное изображение поверхности Земли на листе бумаги. Мы с вами рассматривали карты на страницах детской энциклопедии. Вспомните, что на них изображено. (Моря, океаны, реки, леса, горы, пустыни.) Правильно. Карты бывают разные. Например, на одних картах можно увидеть, где обитают те или иные животные. Есть карты с условными обозначениями растений, полез-ных ископаемых и т. д. Одними картами пользуются только учёные, другими - все, кто хочет получить интересные сведения по географии, истории и другим наукам.

На карте можно изобразить небольшую территорию, целую страну и даже всю Землю. Это карта мира, ('Здесь и далее показывает на различных нартах объекты и называет их.) На ней можно увидеть все пять конти-нентов: Евразию, Америку, Африку, Австралию, Антарктиду. На территории Евразии находится Россия. Чтобы лучше рассмотреть территорию нашей страны, картографы составили её карту. На неё нанесены условные обозначения и названия крупных городов, рек, озер, морей и гор. Вот здесь находится Курганская область, она выглядит как точка. А это карта Курганской области, Здесь видны названия районов и наш родной город Курган. Но если мы захотим рассмотреть его улицы, скверы, театры, музеи, магазины, дома, в которых мы живём, нам понадобится карта города. Есть и более детальные карты - планы, на которых изображены сравнительно небольшие территории, например школьный двор, посёлок или парк. Вот это план микрорайона, где находится наш детский сад.

Дети рассматривают план, находят знакомые улицы, магазины, учреждения, дома, в которых они живут.

Входит Стобед (взрослый в костюме, здоровается, что-то ищет на столе, под столом.

Воспитатель. Здравствуй, Стобед! Ты что-то потерял?

Стобед. Да, сюда заходил мой друг Булавкин. Он оставил карты и велел их изучить. Сказал, что это пригодится в походе. Мы с ним за город собираемся поехать, на озере порыбачить. Ну, где же они? Маленькие та-кие, на них ещё гадают.

Воспитатель. А что тебе ещё сказал друг Булавкин про эти карты?

Стобед. Изучай, говорит, и всё. Видимо, он хотел, чтобы я погадал на картах, найдём мы то озеро, или нет.

Воспитатель. Какой же ты смешной, Стобед! Твой друг имел в виду совсем другие карты. Он хотел, чтобы ты изучил карту Курганской области и научился ориентироваться на местности, читать план и находить дороги, которые ведут к нужному объекту.

Стобед (рассматривая карту мира). Как же я на такой большой карте найду дорогу к озеру?

Воспитатель. Не огорчайся, Стобед, мы тебе обязательно поможем, но только чуть позже.

Проводятся эстафеты «Не замочи ноги», «Попади в цель».

Затем дети с помощью воспитателя помогают Стобеду найти нужную карту и объясняют, какие объекты на ней изображены.

Воспитатель, Уметь пользоваться картой и понимать её должен каждый турист. Сегодня вы отметите на карте мира границу России, а я на карте России - наш город.

Дети выполняют задание с помощью воспитателя.

Воспитатель. Теперь домашнее задание. Каждый из вас получит план нашего микрорайона. Нарисуйте красный прямоугольник в том месте, где находится детский сад. Зелёным квадратом обозначьте свой дом, а синей линией - путь, которым вы идёте домой из детского сада. Родители вам помогут.

Заседание клуба «Ориентирование на листе бумаги с нанесением условных знаков»

Задачи:

1. Познакомить со знаками туристической маркировки, их назначением;

2. Закрепить знания детей о топографических знаках, умение находить объекты в окружающей местности и соответствующий ему знак;

3. Учить зарисовывать план групповой комнаты с помощью определённых знаков, и пользоваться им.

4. Способствовать самостоятельному нахождению решений, проявлению находчивости и смекалки;

Материал. Костюм Стобеда. План местности и знаки туристической маркировки. Атрибуты для эстафет. Альбом, набор фломастеров - на каждого ребёнка.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Вчера мы с вами и вашими родителями ходили в поход, девизом которого были слова «Смотри, наблюдай, слушай, запоминай!» Сейчас мы узнаем, кто из вас был самым наблюдательным. Вот план местности с указанием маршрута, по которому мы двигались. На него будем наносить топографические знаки объектов, которые попадались нам на пути.

Дети вспоминают интересные объекты, которые они увидели в походе, и рисуют условные знаки на плане. Входит Стобед, здоровается.

Воспитатель. Как ты вовремя пришёл! Мы говорим о топографических знаках. Может быть, и тебе это будет интересно. Ты ведь хочешь стать настоящим туристом.

Стобед. Топографические знаки я с другом Булавкиным уже изучал. Дайте мне посмотреть, что тут у вас. Так, это план маршрута. Вы к реке ходили? (Да.)

Воспитатель. Молодец! Научился пользоваться планом и даже знаешь топографические знаки. Чем ты ещё нас удивишь?

Стобед. Мы с другом Булавкиным уже ходили по этому маршруту, и он показал мне много разных знаков. Например, есть такие места, куда хочется прийти снова и снова, костёр развести, чайку попить. Но очень ча-сто туристы не задумываются о том, что, разводя костёр каждый раз на новом месте, они вредят природе. Ведь на выжженной земле трава, цветы, деревья очень долго не растут. Природу нужно беречь. Чтобы сохранить растительность, в местах частых стоянок туристов ставят вот такой знак (показывает): «Место для разведения костра». Или, например, захотели вы искупаться в реке или озере. Обратите внимание: если рядом с водоёмом стоит вот такой знак (показывает, то купаться здесь запрещено. А если вы увидите знак «Внимание: опасность!» (показывает, то это место лучше обойти.

Воспитатель. Спасибо, Стобед! Ты рассказал ребятам о знаках туристической маркировки, которые необходимо знать каждому путешественнику. Но сейчас пришло время закрепить туристические навыки.

Проводятся эстафеты «Собери дрова», «Разложи костёр».

Воспитатель. Ребята, нарисуйте в альбомах два знака туристической маркировки, которые кажутся вам наиболее важными.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. А теперь очень внимательно осмотрите групповую комнату и назовите крупные предметы, которые видите. (Стопы, стулья, диван, стеллажи с игрушками.) Давайте придумаем условные знаки, с помощью которых можно изобразить эти предметы. (Стол мы обозначим квадратом, стул - треугольником, стеллажи - волнистой линией, а диван - прямоугольником.) Затем нарисуем план групповой комнаты и обозначим на ней все крупные предметы.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Молодцы! Ваше домашнее задание - составить план комнаты, в которой вы живёте. В этом вам помогут родители.

Заседание клуба «Ориентирование по плану»

Задачи:

1. Учить детей ориентированию относительно себя и окружающих предметов;

2. Учить детей отличать план от карты;

3. Воспитывать в детях чувство коллективизма, дружбы, сплочённости.

Материал. Костюм Стобеда. Письмо. Игрушки. Клад. Атрибуты для эстафет. Игры-путешествия.

Воспитатель и дети входят в комнату. Стобед сидит за столом, вокруг которого разбросаны игрушки.

Воспитатель. Что случилось? Неужели сюда забрались хулиганы? Стобед, они тебя не обидели?

Стобед. Ну что вы! Какие хулиганы? Я просто не могу решить одну головоломку. Мы с другом Булавкиным решили поиграть в кладоискателей. Он мне написал такое запутанное письмо, что я в нём никак не разберусь.

Воспитатель (берёт письмо, читает). Всё ясно. В письме говорится, какие игрушки нужно расставить в указанных местах и по первым буквам их названий составить слово, которое укажет, где находится клад. Непонятно, почему ты разложил всё по-другому? Смотри, здесь написано, что в правом углу у окна должен сидеть котёнок, а у тебя там медведь.

Стобед. Как же так? Я ведь посадил его в правый (показывает налево) угол.

Воспитатель. Покажи, где у тебя правая рука, а где левая.

Стобед. Я их всё время путаю. И вообще они у меня каждый день меняются: то эта правая, то эта.

Воспитатель. Теперь понятно, почему ты никак не можешь найти клад, спрятанный твоим другом Булавкиным. Ты не знаешь, как найти нужное направление, то есть не умеешь ориентироваться.

Стобед. А можно этому научиться?

Воспитатель. Конечно. Ребята, давайте вместе со Стобедом поиграем в игру «Направление».

Дети и Стобед встают в шеренгу и выполняют команды воспитателя (например: поворачиваются налево, делают шаг вправо, два шага назад и т. п.).

Воспитатель. С направлением мы разобрались. Теперь попробуем расставить игрушки так, как указано в письме. Воспитатель читает письмо, вызывает поочерёдно детей, которые ставят предметы в указанных местах групповой комнаты. Один из предметов Стобед ставит неправильно. Дети помогают ему исправить ошибку. Когда всё предметы расставлены, Стобед составляет слово из первых букв слов-названий игрушек и находит коробку с сюрпризом - клад.

Воспитатель. Как вы думаете, почему для настоящего туриста очень важно уметь ориентироваться, находить нужное направление, уметь пользоваться планом? (Чтобы не заблудиться, чтобы найти место, где все должны собраться, чтобы отыскать дорогу.) Верно. Для того чтобы не потеряться в незнако-мом месте - в лесу, в городе, на шоссе, - путешественники, туристы, автомобилисты пользуются картой, на которую нанесены топографические знаки.

У нас есть настольные игры-путешествия. Рассмотрите внимательно разные планы местности, изображённые на игровых полях, и скажите, чем они отличаются друг от друга. (На одном плане нарисованы условные обозначения, на другом вместо знаков - картинки.)

Дети называют изображённые знаки и объекты, которые им соответствуют.

Стобед. Как глупо получилось! Я решил, что играть в кладоискателей просто: спрятал клад, - и ищи друг Булавкин коробочку с бантиком. А как направление указать, не подумал. Лежит моя коробочка с кладом, про-падает. А ведь я в неё любимую конфету Булавкина положил.

Воспитатель. Не огорчайся, Стобед. Мы сейчас немного поиграем, а завтра поможем тебе новый план составить. А ты его другу в письме отправишь.

Проводятся эстафеты с верёвками (по выбору воспитателя) и игра «Что где находится?»

Воспитатель. Ребята, чтобы не попасть в нелепую ситуацию, как это случилось со Стобедом нужно потренироваться. Попробуйте дома, с родителями, поиграть в игру «Направление» или «Что где находится?», попросить родителей сделать план комнаты и спрятать сюрприз, а вы, как опытные кладоискатели будете его искать.

Заседание клуба «Ориентирование в групповой комнате»

Задачи:

1. Учить детей ориентированию на листе бумаги, в групповой комнате;

2. Познакомть детей с горизонтом, компасом, назначением компаса;

3. Учить детей определять стороны горизонта по компасу;

4. Продолжать учить составлять план, умение читать его по условным обозначениям;

5. Создавать предпосылки для воспитания ответственности, силы воли;

Материал. Костюм Стобеда. Письмо. Компас. Атрибуты для эстафет. Альбом - на каждого ребёнка.

Воспитатель. Сегодня мы снова будем учиться ориентироваться, определять, в каком направлении от человека находятся предметы, и играть в интересные игры.

Входит Стобед с листом бумаги в руках, считает шаги и просит детей отойти в сторону.

Воспитатель. Здравствуй, Стобед! Остановись! Объясни, пожалуйста, в чём дело.

Стобед. В чём, в чём, в ориентировании! Я так этим увлёкся: каждый день планы составляю - то комнат, то кухонь. Уже запомнил, где лево, где право. Сегодня получил письмо от друга Булавкина и опять растерялся.

Воспитатель. Давай письмо, будем разбираться вместе. (Читает.) «Здравствуй, мой друг Стобед! Хочу тебе сделать подарок. Когда ты его найдёшь, будешь в восторге. Читай внимательно. Пройди вдоль стены пять шагов, затем поверни направо, обойди змейкой три, открой дверь, поверни налево, проползи под двумя, встань на, посмотри прямо и возьми. Удачи!». Что тебе непонятно, Стобед?

Стобед. Непонятно, что это за значки: треугольник, квадрат, прямоугольник и крестик.

Воспитатель. На одном из предыдущих занятий мы изучали условные знаки и с их помощью рисовали планы. Мы решили, что стол будем обозначать квадратом, стул - треугольником, кровать или диван - прямо-угольником. А крестиком - какое-то важное место. Если хочешь, пройди по этому маршруту вместе с ребятами.

Стобед. Конечно, вместе даже интересней! Дети и Стобед выполняют задания и находят компас.

Стобед. Это же часы! Я давно о них мечтал!

Воспитатель. Это не часы, а компас. Кто знает, для чего он нужен? (Ответы детей.) Компас - прибор для определения сторон света, ориентирования по карте и на местности. Горизонт - это воображаемая линия, где сходится небо и земля (рассмотреть картины с ярко выраженной линией горизонта)У горизонта есть четыре стороны: север – С, юг – Ю, запад – З, восток – В. Чтобы определить в какой стороне горизонта вы находитесь, используется компас. У компаса есть стрелка. Один конец её синий, другой – красный. Нужно положить компас на ладошку и, оттянув боковую пружинку, подождать, пока стрелка остановится. После этого нужно осторожно поворачивать компас так, чтобы синий конец стрелки показывал на букву С, а красный - на букву Ю. Это просто бесценный подарок для каждого туриста. Хороший у тебя друг, Стобед.

Стобед. Сначала я думал, что это мой личный подарок. А сейчас понял: раз ребята помогали мне его искать, значит, пользоваться компасом мы должны вместе.

Воспитатель. Молодец! Правильно решил.

Ребята, вы не забыли, что туристы должны быть здоровыми и выносливыми? А для этого надо тренироваться.

Проводятся эстафеты «Разложи костёр», «Разбери съедобные и несъедобные грибы», «След в след».

Воспитатель. Какой замечательный сегодня день! Мы и поиграли, и получили неожиданный подарок. Теперь домашнее задание. Постарайтесь составить план своей квартиры. Нарисуйте коридор, расположение комнат, кухни, ванной и туалетной комнаты. А родители обязательно вам помогут.

Заседание клуба «Ориентирование на территории детского сада»

Задачи:

1. Учить детей ориентированию на территории детского сада, находить ориентиры;

2. Способствовать самостоятельному нахождению решений;

3. Упражнять в ловкости, быстроте, внимании.

Материал. Костюм Стобеда, Бумажный самолётик (письмо). Атрибуты для эстафет. Записки. Альбом - на каждого ребёнка.

Предварительная работа. Составление текста записок.

Дети гуляют на площадке. Из окна детского сада вылетает бумажный самолётик.

Воспитатель. Что-то мне подсказывает, что это непростой самолётик. Давайте его развернём. Так и есть. Здесь записка. (Читает.) «Здравствуйте, ребята! Я спрятался. Вы меня найдёте, если встанете у входа на площадку, пройдёте прямо десять шагов, затем повернёте налево, обогнёте ракету и пойдёте в сторону домика. Встаньте к нему спиной, идите вдоль заборчика, остановитесь возле раскидистого клена, повернитесь лицом к веранде и найдите ещё одну записку. Стобед».

Воспитатель. Найдём Стобеда? (Да.)

Дети выполняют задания, находят ещё одну записку.

Воспитатель (читает). «Если вы нашли мою записку, значит, найдёте и меня. Встаньте около веранды, осмотритесь и догадайтесь, где бы я мог спрятаться. Если угадаете, значит, я с вами поиграю».

Выдумщик этот Стобед! Осмотритесь, может, заметите что-нибудь необычное.

Дети называют объекты, за которыми мог спрятаться Стобед, и направления, где они располагаются, затем находят его.

Стобед. Я уже волноваться начал: вдруг вы не найдёте меня?

Воспитатель. А во что ты хотел поиграть с ребятами?

Стобед. Давайте туристические соревнования проведём!

Проводятся эстафеты «Выбери предметы для похода», «С рюкзаком через пеньки», «Ягоды и цветы», «Не замочи ноги».

Воспитатель. Вот и подошла к концу наша встреча. Чтобы выполнить домашнее задание, вы должны встать у входа на площадку и представить, что это лист бумаги. Осмотритесь. Что располагается у входа на площадку? Что находится на левой (правой) от входа стороне? Какие предметы стоят перед вами, в центре площадки? Постарайтесь всё запомнить. Дома вместе с родителями нарисуйте план детской площадки. Подумайте, где можно спрятать клад, и отметьте стрелками, как до него добраться. На следующей прогулке вы обменяетесь планами и займётесь кладоискательством.

Публикации по теме:

ФИЗО Характеристика программ Программа «Истоки». (М. А. Рунова). Раздел: «Физическое развитие». Программа имеет четкую структуру. Содержание программы ориентировано.

Парциальные программы и технологии по физическому воспитанию 2 Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4 – 7 лет. (Автор: В. Т. Кудрявцев). Данная программа является.

Автор публикации:
Дополнительное образование: Клуб «Туристята»
Опубликовано: 11 октября 2012 в 14:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД