Получи документы

Духовное воспитание детей раннего возраста

Галина Кукушкина
Духовное воспитание детей раннего возраста

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его нравственного и психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

Публикация «Духовное воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Кроме того, пропаганда насилия, жестокости и алчности в средствах массовой информации, разрушение семейного уклада оказывают прямое и опосредованное негативное влияние на формирование личности ребенка.

Отсутствие контроля или невозможность контролировать содержание информации, которая обрушивается на малыша, в конечном счете, и приводит к формированию из наших детей «нравственных инвалидов». Разве можем, мы,- педагоги, родители, психологи, врачи равнодушно наблюдать за тем, что откровенно вредит ребенку?

Но, вот как противостоять огромному натиску негативного информационного пространства на детей? Что противопоставить ему?

Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания. Ещё великий русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».

Дети 2-3 лет. Первые шаги и первые слова, первый поход в гости и первая стрижка, первый утренник и первый выученный стишок - это памятные моменты в жизни каждого малыша, которые становятся возможными благодаря своевременному развитию движений и действий, речи, восприятия, памяти и мышления. В этом возрасте ребенок уже может проявлять характер и требовать того, что ему хочется, но физическое и эмоциональное состояние ещё не развито настолько, чтобы понимать, что хорошо для него, а что плохо. В этом возрасте роль родителей и педагогов во многом заключается в «смягчении» активных проявлений малыша. Как же воспитывать ребенка в возрасте 2-3 лет, объясняя ему правила социума, и не нарушая личности ребенка?

Для достижения этих целей я в своей работе выделила несколько направлений:

1. Духовно - образовательное направление: занятия, беседы.

2. Оздоровительно – воспитательное направление : праздники, народные игры, прогулки, физкультминутки.

3. Культурно – познавательное направление: кукольный и пальчиковый театры, музыкальные минутки.

4. Нравственно – трудовое направление: организация продуктивной и трудовой деятельности детей.

Итак, занятия с детьми в яслях имеют свою специфику. Они, как правило, проводятся в игровой форме и должны учитывать степень адаптации ребенка к детскому саду. Занятия не должны быть чересчур затянутыми и некоторые тематические занятия имеет смысл делить на несколько частей и проводить их в разные дни. Так, например, тема духовно-нравственного направления по развитию речи «Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками» распределяется в течение всего года.

Именно она, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому и неприятие зла.

Очень часто такие занятия и развлечения проходят в виде мини-спектаклей, в которых непосредственное участие, помимо воспитателя, принимают и дети. Их непосредственность, доверчивость, вера в чудеса помогают воспитателю прикоснуться к их душам невидимыми струнами устного народного творчества, в котором как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. А также особой задачей духовно- нравственного воспитания при знакомстве с русской литературой является воспитание любви к русской речи.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжается развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуется восприятие, речь, наглядно-действенное мышление. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять просьбы взрослых, появляются действия с предметами-заменителями. Во время таких занятий как «Приходите к нам на чай», «Кукла Катя заболела», «Домик для медвежонка», «Дружная семейка», «Оденем куклу на прогулку» в малышах развиваются позитивные эмоции и воспитываются гуманные чувства. Ведь забота об игрушках, как о носителях человеческих качеств учит детей быть добрыми, чуткими, вежливыми.

Поэтому, и на таких занятиях, и в играх педагогу обязательно нужно демонстрировать воспитанникам, как общаться с другими людьми, употреблять важные вежливые слова приветствия и благодарности. Хотя эти слова и не могут иметь в раннем возрасте большого значения при общении с другими детьми, позже они сыграют важную роль в общении с взрослыми, а со временем станут необходимы малышам для игр с другими детьми, чтобы попросить о чем-то или договориться, об очередности в игре. Если вежливые слова являются привычными для взрослых, скоро и малыши научатся их употреблять, ведь дети легко обучаются хорошим манерам, если видят их дома и в детском саду.

Важнейшим фактором в духовно-нравственном воспитании детей является познание окружающей среды, знакомство с природой и животным миром, с которыми малыши знакомятся не только на занятиях, но и во время прогулок и игровой деятельности. Николай Иванович Пирогов писал: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания окружающего мира». Но чтобы нам прийти к конечному результату, необходимо дать ребенку первые азы: показать малышу как прекрасен и интересен окружающий мир, научить его заботиться о нём.

Ведь развитые в детстве желания не обижать собак и кошек, бережно относиться к растениям, убирать за собой игрушки, заботиться о своих близких, уважать труд других людей смогут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Любой ребенок, независимо от его способностей, любит рисовать, лепить, наклеивать и строить, таким образом, передавая то, что его волнует, что ему нравится, чем он интересуется. Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач духовно-нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ. Во время таких занятий как «Построим дорожки для зверей», «Домик для куклы», «Нарисуем цветок для мамочки», «Вот какие у нас цыплята», «Колобок покатился по лесной дорожке», «Праздничная ёлочка», «Вкусное угощение для бабушки» у детей проявляется и закрепляется определенное отношение к окружающей действительности.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Никогда не надоест наблюдать за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности, открывают при этом свою душу, испытывая ту радость, которую доставляет им созидание.

А использование русских народных игр в работе педагога позволяет решать сразу несколько познавательных и духовно-нравственных задач : развивает память, внимание, смекалку, речь ребенка, заставляет его прикоснуться к народным истокам и ценностям. Именно в русских народных играх собраны накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными явлениями, поведением птиц, животных, растений, а также эти наблюдения связаны с трудом человека и его жизнью во всём её многообразии. Назову несколько из них: «Гуси-гуси», «Морозко», «Салки», «Прятки», «Ручейки», «Каравай». Русские народные игры не должны быть забыты, ведь они выполняют своё самое главное предназначение – дарят детям радость и веселье, учат играть вместе, а, значит, впоследствии, и дружить. Используя в своей работе народный фольклор, заметила, как он позитивно влияет на детей. Раскрывает их внутренний мир, помогает настроиться на общение, понимание друг друга даже без слов.

Духовно - нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.

А завершить наш разговор хочу пожеланием всем добра. Как поется в одной хорошей песни «Иди мой друг, иди всегда, дорогою добра!»

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Дидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитаниеДидактическая игра для детей раннего возраста «Помоги портному». Сенсорное воспитание Материал:Ткань различная по толщена и цвету. (ситец, бязь, фланель, шерсть и. д., картон белый, клей «Мастер», маркер для обводки. Цель:.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возрастаКонспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовное воспитание детей раннего возраста
Опубликовано: 31 октября 2023 в 20:44
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД