Досуг «Путешествие по народным сказкам». Знакомство с малым фольклорным жанром в старшей группе детского сада

Галина Карпушенкова
Досуг «Путешествие по народным сказкам». Знакомство с малым фольклорным жанром в старшей группе детского сада

ЦЕЛЬ: Расширять кругозор детей. Знакомить с жизнью и бытом русского народа, его мудростью. Формировать у детей чувство патриотизма и любовь к родному краю. Приобщать детей к культуре своего народа, познакомить с богатым образным родным языком, дать возможность ярче и полнее передавать свои чувства.

Материал к занятию: 2 атрибута-двух ворот, хлеб –соль, клубок ниток, спицы, вышивки. Для игры: барабан, балалайка, клубок, игла, скалочка, топор, гитара, дудочка, цветок, меч. Лепестки от цветка, план.

ХОД:

У нас сегодня необычный день! Мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете позже, а пока…

Вот стоит русская изба, зайдем сюда, сядем рядком, да поговорим ладком.

-Просим на избу

Красному гостю - красное место

Милости просим!

А хлеб соль по- старинному, за хлебом- солью всякая шутка хороша

Где потеснее, там и веселее (все садятся).

старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки или выходили на лесную полянку, пели любимые песни, водили хороводы. Тихо жужжала прялка. С шуткой, песней да весельем и работа спорится. Что делали, когда собирались на посиделки? Да, шили, пряли, вышивали, плели корзинки и выполняли другую работу, так как издавна русский народ славился трудолюбием. Также люди сочиняли песни, сказки, шутки, припевки, поговорки. Кто вспомнил, рассказывайте вместе со мной.

Наша изба ровно тепла. На дворе капель, так и у нас тепель. Домом жить, не развеся уши ходить, домом жить, обо всем тужить. Дом вести- не лапти плести. Хозяйка в дому. Что оладушек в меду., она протирает, она подавает, одним одна за всех отвечает.

Что девушки еще делали? (показать вышивку)-вышивали очень красивые узоры.

-Как хлеб дошел, так пирог пошел, а блин дошел, так в мир пошел.

2. Игла-барыня княгиня весь мир нарядила

Нарядила, обшила, сама раздетая ходила.

3. Она тонка, да длина, одноуха,остра

Всему миру красна

4. Хвостик нитяной, тяну, тяну за собой

Сквозь холст он проходит, конец себе находит. (показать пяльца и как девушки вышивали).

Какие народные припевки вы знаете еще?

Надоела нам зима, покличьте нам гости весну-красну.

1. Жаворонки прилетите

Холодную зиму унесите

Теплую весну принесите

2. Нам зима то надокучила

Без хлебушка замучила

3. Вдоль по улице во конец

Шел удалый молодец

То был Ваня удалец

Удалец молодец.

4. Девица в венце

Румянец на лице

Собой хороша

Стоит не дыша.

А еще вы слышали много сказок. Вспомните, о ком рассказывется в этих сказках (о людях, о животных).Как вы думаете, почему их называют народными?- Правильно, народ хранил в памяти сочиненные сказки и передавал их из уст в уста, поэтому они и называются народными. Какие вы сказки знаете? Что воспевал народ в своих сказках? (дружбу и верность, ум и смекалку). Что высмеивал? (хвастоство, зазнайство).На кого из героев вы бы хотели быть похожими?

А вот сказка «Бременские музыканты» .Какую пословицу можно сказать для этой сказки?-Все за одного, один за всех. Почему? Чему учит эта сказка? Дружбе. В сказках восхваляются лучшие черты русского народа: честность и отвага, доброта и гостеприимство, любовь к Родине. Кто из героев вам нравится? Почему? Кто из героев вам не нравится? Почему?

Посидели, поговорили. А теперь в путь пора. Сегодня мы свами отправимся в волшебную страну. В этой прекрасной стране живут наши знакомые герои сказок. Поможет нам вот этот золотой ключик. Он нам откроет дверь в мир сказок. Попросим его об этом.

«Ключик, ключик золотой

Дверь волшебную открой

Ты смотри, не подведи

Сказки ждут нас впереди (открывают двери).Вот волшебная страна, вот она чудес полна! Как красиво в сказочной стране! Мне сорока на хвосте такую весть принесла. Есть в сказке волшебный ларец, в том ларце секрет, кто его найдет, узнает этот секрет. Но впереди будет много препятствий. Вы не боитесь? Тогда в путь! Идем по тропинке. Что это? Какие-то лепестки. Кто узнает и скажет, что это за лепестки? (от цветика- семицветика).Что-то на них написано. Нужно угадать, какие сказки живут в этой стране.

«За ступенькою ступенька- станет лесенка

Слово к слову-будет песенка

А колечко на колечко-станет вязочка

Сядь со мною на крылечко- слушай сказочку

1. А дорога далека, а корзина нелегка! Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

2. Ах ты, Петя, простота

Сплоховал немножко

Не послушался кота, выглянул в окошко. (Кот, петух и лиса)

3. Красна-девица грустна

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжко

Слезы льет бедняжка. (снегурочка)

4. Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке из копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

5. Отворили дверь козлята и пропали все куда-то (волк и семеро козлят)

6. Колотил да колотил

По тарелке носом

Ничего не проглотил и остался с носом (Лиса и журавль)

7. До чего ж хитра лисица

Это прямо чудеса

Мужичка перехитрила

С воза рыбу утащила - обманула волка

Тоже очень ловко (волк и лиса).

8. Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке

Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. (три медведя)

9. Петушок со шпорами

Хвост с узорами

Ой, какой он голосистый

Эта сказочка о том- как петух спасен котом (Кот, петух и лиса)

-Посмотрите, еще одни ворота. Как их открыть? Как начинаются сказки? (быстро сказка сказывается, да долго дело делается).Какие сказочные слова вы знаете (фу-фу, долго ли коротко)-Открылись ворота. Идем все по мостику. Опять препятствия. Нужно сказать, в какие сказки и кому вернуть все эти предметы (скалочка, топор, клубок, гитара, барабан, дудочка, цветок, игла, меч).

В лесу очень много разных зверей. Ребята, угадайте. Какие животные и птицы живут в нашем сказочном лесу.

1. У ног кузовок, кто за ней ходит, того она и кормит. (корова) Из какой сказки это животное?

2. Ползет, ползет иголки везет (еж)

3. С бородкой, а не старик, с рогами, а не бык

Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плывет (коза)

4. Мохнатенькая, усатенькая, сядет, песенки поет (кошка)

5. Рук нет, а строить умеет (птица)

6. Гребень имею, не пользуюсь им,шпоры имею-не езжу верхом (петух)

7. Днем молчит, ночью кричит (филин)

8. Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица (белка).

9. Скачет зверушка, не рот, а ловушка

Попадут в ловушку и комар и мушка. (лягушка)10. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (лиса).

-Как животные помогают людям? (сказка о Кащее) .Идем дальше. Что это? Еще одно препятствие. Нужно все эти картинки разложить по сказкам и назвать, какие сказки поселились здесь. Ребята, а какие герои по характеру бывают в сказках? (добрые, злые). А вот Баба- Яга. Какая она? Но она часто помогает хорошим людям, но почему? Да, они к ней с ласковым приветным словом обратились. А вот и полянка. Отдохнем, да дальше пойдем. Хотите поиграть? Я знаю одну народную игру «Золотые ворота».

«Ай, люли, ай люли

Наши руки мы сплели, мы их подняли повыше

Получилась красота, получились непростые

Золотые ворота.

Возле норки крота встала горка крута

Проходите кто хотите, в золотые ворота»

Пора отправляться в путь. Что это? Какя-то карта. Наверное на этом плане обозначено, где лежит заветный ларец. Давайте поищем. (находят ларец, в ларце книжки, открытка).

«Красна песня ладом

А сказка складом

Сказке конец, а кто слушал молодец

С огорода по огурцу

Да пока вы сказку слушали

Вот вам и не досталось.

А досталось по книжке.

Публикации по теме:

Использование тувинского народного национального фольклора в ДОУ В огромной сокровищнице российской культуры почетное место занимает устное народное творчество. Оно является национальным достоянием каждого.

Мини-музей «Русская изба»Мини-музей «Русская изба» Задачи:Приобщать детей к русским национальным культурным ценностям. Знакомить детей с разными формами русского народного творчества, с бытом.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Досуг «Путешествие по народным сказкам». Знакомство с малым фольклорным жанром в старшей группе детского сада
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 07:27
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...