Духовно-нравственное воспитание — важнейшая сфера развития личности ребёнка

Елена Борисоглебская
Духовно-нравственное воспитание — важнейшая сфера развития личности ребёнка

Сегодня в условиях дефицита общения, отсутствия моральных принципов с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурных традиций народов России.

Воспитание определяет все сферы личности ребёнка:

- психофизическую, пробуждая потребность в здоровом образе жизни;

- социальную, формируя навыки жизни в обществе;

- социокультурную, развивая гражданское, патриотическое сознание и качества личности;

- духовную, наполняя - её высшими чувствами и образами.

Задача ДОУ дать детям возможность обретения нравственно востребованного духовного опыта через приобщения их к истокам православия, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения обучающих, воспитательных и развивающих задач.

Обучающие задачи:

- дать начальные православные представления и понятия о российском народе его культуре, православном храме, о семье, о православном образе жизни человека;

- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам - примерам доброго поведения в жизни и положительным героям художественных произведений и сказок;

- воспитывать духовно-нравственные чувства;

- воспитывать любовь к родной природе.

Развивающие задачи:

- формирование и развитие творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно- нравственную жизнь («созидателя» и «преобразователя».

Духовно-нравственное развитие личности ребёнка происходит путём:

- развития у детей способности отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни и формирование умения делать самостоятельный нравственный выбор;

- содействия развитию речи детей: обогащению словаря;

- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней;

- знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями духовной музыки, живописи, иконописи и т. п.

Грамотно осуществляемое воспитание, помогающее ребёнку овладевать умениями и навыками в области эмоционально – волевой, поведенческой сферы, практической деятельности, направляет, а в случае необходимости и корректирует детское развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребёнка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных праздников, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек).

Знание фольклора осознается современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа. Только на основе прошлого можно понять новое. А народ, не помнящий прошлого, не хранящий и не передающий все самое ценное своим последующим поколениям — народ без будущего. Проблема эта, нет сомнений, стоит перед современным обществом. Существующий тысячелетиями праздник является явлением сложным, многогранным, синтезирующим в себе мировоззрение, искусство, культуру, быт народа.

Приобщая детей к культурным ценностям и достижениям, праздник всегда являлся и является эффективным средством воздействия на духовный мир человека, поскольку мы живем в славянском мире, нас интересуют корни ритуальных элементов в этих праздниках и воспитательные возможности тех традиционных праздничных действований, которые сохранены с древности до настоящего времени как духовная, социально-эстетическая ценность.

Народная праздничная культура предоставляет неограниченные возможности для формирования, развития и воспитания личности ребенка.

Детский фольклорный праздник - одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современной событийностью, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению исторического наследия прошлого и формированию нравственных чувств, навыков нравственного поведения. Фольклорные праздники, как правило, приурочены к каким- либо датам народного календаря.

Результатом организации фольклорных праздников в детском саду становится активность и заинтересованность детей, развитие певческих навыков, дети вместе со взрослыми (родителями) участвуют в обрядах, праздничных гуляниях, играх (колядках, проводы зимы, с удовольствием исполняют народные песни, участвуют в играх, хороводах.

Воздействие народных праздников, чтения художественной литературы, произведений духовной музыки, живописи, иконописи, театрализованных представлений на ребенка - является эффективным средством обогащения его духовной культуры.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание в условиях с. р. ц. В нашей стране последние время особое внимание уделяется проблемам духовно-нравственному воспитанию детей. Дети – это будущее нашей страны.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
  • Этикет
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание — важнейшая сфера развития личности ребёнка
Опубликовано: 12 февраля 2013 в 16:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Атрибуты из бросового материала для сюжетно-ролевой игры «Продуктовый магазин»
Сюжетно-ролевая игра – это настоящая практика ребенка, его реальная жизнь. Всем известно, что в условиях дошкольного учреждения ведущим аспектом...
Сервировка столов в группе раннего возраста
Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания. Важным моментом в правильной...
Фотоотчет «Экологический районный фестиваль «Земля в твоих ладошках»
В год экологии для формирования культуры, бережного отношения к природе и чувства патриотизма у детей на базе дошкольного учреждения № 13 "Весна" был...
Опыт «Какая вода быстро замерзнет — соленая или пресная?»
Цель исследования: определить различия в замерзании различных жидких веществ и продуктов Проблема : Почему вода в океане не замерзает? Материалы:...
Видеоотчет о фрагменте развлечения в старшей группе «Путешествие Нильса с дикими гусями»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию маленький видеофрагмент с развлечения по сказке "Путешествие Нильса с дикими гусями". С этим материалом в...