Папки-передвижки

Консультация для родителей «Двуязычие у детей»

ольга бородина
Консультация для родителей «Двуязычие у детей»

Одно из самых больших богатств, которое родители дарят детям, – это родной язык, с помощью которого выражаются мысли, чувства, передаются традиции. Сейчас, когда появилась свобода передвижения, немало уже семей, которые по той или иной причине оказались в чужой языковой среде. Такая ситуация вынуждает людей знать ещё один язык. Многие жители Кавказского региона, Украины, Казахстана и Средней Азии проживают на территории Саратовской области. В России никаких требований по знанию языка к иммигрантам не предъявляется. Люди, чаще всего приезжающие в Россию на заработки, кое-как с этими проблемами справляются, но они часто не готовы к проблемам, возникающим при воспитании ребенка в такой ситуации. Одни родители боятся, что нагрузка слишком велика для малыша, другие встревожены, что процесс идет медленно, третьи считают, что проблем нет.

Публикация «Консультация для родителей „Двуязычие у детей“» размещена в разделах

Кроме этого, в последнее время среди народностей, проживающих на территории России, усилилась тенденция изучения родного языка и определённое пренебрежение к использованию и изучению русского. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и попытки самовыражения терпят крах. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения.

Мне очень хочется помочь детям, которые волею судьбы оказались маленькими иностранцами. Двуязычие - это реальность для них, независимо от того хотят этого родители или нет. Я много лет работала в школе. К сожалению, дети поступают в российские школы, не имея зачастую даже минимального знания языка, который обеспечил бы им возможность усвоения учебного материала. Учителя испытывают серьёзные трудности в работе с такими детьми, но не имеют возможности оказания нужной помощи.

Роль дошкольных учреждений в подготовке к школе детей с двуязычием огромна. Хорошая языковая подготовка до школы – залог дальнейшей успешности ребёнка. Но и педагоги ДОУ сталкиваются с определёнными проблемами. Представьте себе: дети до трёх лет говорят только на родном языке, они уже научились понимать взрослых и выражать свои мысли. И вдруг, детский сад, где все говорят на чужом для ребёнка языке. Это большая травма. Нередко малыш замыкается в себе или становится агрессивным. Проблема, которой можно избежать, если изучать русский язык.

Зачастую родители, особенно в раннем детстве игнорируют эту реальность и даже препятствуют изучению русского, мотивируя это тем, что иначе ребёнок забудет культуру и язык их родины. И что в результате? Как быть маленьким ученикам, пришедшим в школу и столкнувшимся с необходимостью слушать, понимать и отвечать на русском языке. Трудно! Не могу! Мама, помоги! А мама не может. Ведь языка не знает, хотя в России уже 10 лет живёт… А при этом каждый ребёнок так хочет получать пятёрки в школе! Школьное обучение предъявляет одинаковые требования ко всем детям.

Что советуют специалисты?

1. Используйте в семье тот язык, который звучит более естественно для вас, но позаботьтесь о том, чтоб ребенок слышал русский язык постоянно и в различных обстоятельствах.

2. После трех лет уже возможно специальное обучение ребенка новому языку в игровой форме, с помощью, книг, аудиозаписей и видеофильмов. Появление в этот период новых игрушек можно связать с новым языком. Например, убедить ребенка в том, что эта кукла не понимает по-азербайджански, потому что приехала из России, имя у нее тоже русское, и с другими куклами она не сможет играть, если не помочь ей. Родителям, если они умеют говорить по-русски, тоже можно начинать разговаривать с новыми игрушками по-русски. Иногда ребенок начинает говорить по-русски после того, как увидит, что взрослые общаются с другими людьми или игрушками на новом языке.

3. Важно, чтобы те родственники, которые не участвуют в речевом воспитании, воспринимали его положительно. Особенно это касается людей старшего поколения.

4. Если взрослый не знает русского языка, он может попросить ребенка "научить" его. Дети и сами с удовольствием "дают уроки", любят играть в школу. Практика показала, что некоторые взрослые (мамы, папы и даже бабушки, никогда ранее не учившие русский язык, тоже начинают говорить на нем. Через игру ребенку интересно познавать окружающий мир, он с легкостью впитывает информацию. Существует много занятий, которые развивают русскую речь - например, «съедобное - несъедобное». Бросаем мячик и говорим слово. Если оно обозначает нечто, что можно съесть, мячик должен быть пойман, а если это нельзя съесть, мячик нужно отбить руками. Дети очень веселятся, когда папа «съедает» шкаф, а мама вдруг отбивает мяч на слове «мороженое». Таких игр много.

Какие трудности испытывают билингвы, помогает или мешает им знание двух языков?

Важно учитывать, что все дети имеют разные способности, в том числе, и лингвистические. Поэтому, даже воспитываясь родителями разных национальностей, ребёнок может испытывать трудности в освоении одного из языков. Большинство билингвов проходит ряд этапов, включающих смешение двух фонетических систем и лексики, упрощение слов, когда ребёнок выбирает единицы того или другого языка в зависимости от уровня владения ими, избегание произнесения сложных конструкций.

Тут уже наверно без помощи специалиста не обойтись, но в настоящее время теория и методика обучения не располагает данными об особенностях обучения устной речи двуязычных детей. В ДОУ эту работу зачастую берут на себя учителя-логопеды, адаптируя имеющиеся программы работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Если же речевые проблемы сопровождаются когнитивными, затрагивающими память, восприятие и мышление, необходима помощь психолога. Опыт показывает, что с возрастом эффективность занятий падает. Лишь в дошкольном возрасте эти занятия максимально продуктивны. Особенно это касается коррекции произношения и овладения целостными языковыми конструкциями и оборотами.

Логопедическое исследование грамматического строя и связной речи на родном языке позволило бы диагностировать речевые нарушения вне зависимости от уровня владения русским языком. При проведении логопедического обследования и построении коррекционной работы важно провести разграничение речевой патологии и проявлений билингвизма. Но в большинстве случаев логопед не имеет этой возможности, поэтому можно косвенно использовать помощь родителей. Если для ребенка с билингвизмом характерны нарушения восприятия фонем, общих для обоих языков; нарушение произношения звуков, присутствующих, как в родном, так и в русском языке; искажения звуко-слоговой структуры слов; ограниченный словарный запас как родного, так и русского языков; недоразвитие лексико-грамматического строя речи обоих языков; плохое понимание или полное непонимание русской речи, то можно говорить об имеющемся у него нарушении речи. Диагноз может быть различным – от фонетико-фонематического недоразвития до общего недоразвития речи любого уровня, отягощенного билингвизмом. Эти учащиеся, как и русскоязычные дети с аналогичными нарушениями, должны получать специальную помощь.

Работа логопеда направлена на развитие речевых и неречевых процессов:

• расширение словарного запаса, обогащение активного словаря

• развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, развитие слогового анализа и синтеза

• развитие познавательных процессов (упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания, развитие образной и оперативной памяти)

• работа над грамматическим строем

• формировать навыки словообразования и словоизменения

• формирование связной речи (составление рассказа по картинке, по серии сюжетных картинок, по заданному началу и концу и т. д.)

Конечно, без активной помощи со стороны родителей работа учителя и логопеда не будет эффективной. Знание второго языка положительно сказывается на развитии памяти, сообразительности, быстроте реакции, математических навыках и логике. Полноценно развивающиеся двуязычные дети, как правило, хорошо учатся и лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и другие иностранные языки. Чем раньше, тем лучше. Чем младше ребенок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Безопасность детей — ответственность родителей!» Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. Важнейшая наша задача - научить ребенка ответственно.

Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей»Консультация для родителей «Авторитет родителей в воспитании детей» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Скороговорки и развитие речи детей» Консультация для родителей детей дошкольного возраста: «Скороговорки и развитие речи детей»Все взрослые хотят, чтобы их дети говорили грамотно,.

Консультация для родителей младшей специализированной группы детей с нарушением зрения «Косоглазие у детей» Косоглазие – это не безобидный косметический недостаток, а серьёзное заболевание, следствием которого может быть постепенное снижение остроты.

Консультация для родителей «Безопасность детей — забота родителей» Внимание, дорога! Знание правил дорожного движения - это важный момент в воспитании и формировании навыков ребёнка, это обеспечение его.

Консультация для родителей «Роль родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни» Сегодня, наверное, нет на земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то.

Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Консультация для родителей по оздоровлению детей «Здоровье детей в наших руках» Цель - показать ребенку и родителям значимость физического.

Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей» Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися.

Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром»Консультация для родителей «Театрализованные игры детей как средство ознакомления детей с окружающим миром» Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать, вместе.

Совместное творчество родителей и детей. Консультация для родителей Совместное творчество родителей и детей. Совместная творческая деятельность- интересное и увлекательное времяпровождение. Совместное творчество.

Автор публикации:
Консультация для родителей «Двуязычие у детей»
Опубликовано: 31 декабря 2022 в 11:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД