Получи документы

Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Елена Петрова
Федеральная образовательная программа дошкольного образования

Поворотной точкой в совершенствовании дошкольного образования является создание единой Федеральной образовательной программы. Единая федеральная образовательная программа дошкольного образования чрезвычайно нужна для обеспечения единого образовательного пространства, объединения страны на базе российских традиционных ценностей, постановки четких целей и задач перед воспитателями и руководителями дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» :

Публикация «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» размещена в разделах

«Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными

организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования».

Министерство просвещения Российской Федерации приказом от 25.11.2022г. № 1028 утвердило Федеральную образовательную программу дошкольного образования (далее – ФОП ДО, Приказ Минпросвещения РФ от 25.11.2022 № 1028.

Перед принятием ФОП ДО было широкое обсуждение проекта федеральной образовательной программы дошкольного образования. В изучении программы, ее рассмотрении приняли участие: представители федеральных и региональных органов власти, члены Общественной палаты Российской Федерации, члены Общественных палат субъектов, ученые и практики дошкольного образования, эксперты Международной педагогической академии дошкольного образования, Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Российская академия образования.

ФОП ДО разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).

ФОП ДО содержит единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, которые осваиваются обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и планируемые результаты освоения образовательной программы. ФОП ДО разработана в соответствии с ФГОС ДО.

ФОП ДО содержит единые требования к объему, содержанию и планируемым результатам деятельности детских садов. Задача программы – обратить внимание на формировании у детей российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей с учетом их возрастных особенностей.

ФОП ДО объединяет обучение и воспитание в единый образовательный процесс, создаёт единое ядро содержания дошкольного образования, направленное на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.

ФОП ДО определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которым должны соответствовать программы дошкольного образования во всех учреждениях. Для всех детей обеспечены равные качественные условия дошкольного образования вне зависимости от места проживания ребенка, иных условий и обстоятельств.

ФОП ДО строится на отечественных традициях и современных практиках дошкольного образования, содержит широкий список современных и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности.

ФГОС ДО и ФОП ДО являются основой для разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии с ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.

Программа состоит из следующих разделов:

• целевого

• содержательного

• организационного

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения ФОП ДО и описание подходов к педагогической диагностике достижений планируемых результатов.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально - культурных традиций.

Цель ФОП ДО достигается через решение следующих задач:

обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

Содержательный раздел ФОП ДО включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В содержательный раздел ФОП ДО входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задания и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел ФОП ДО включает описание психолого- педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы; организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО; материально- техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейное просмотра анимационных произведений. В разделе также представлены:

• примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах,

федеральный календарный план воспитательной работы.

ФОП ДО, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, позволяет реализовать основополагающие функции дошкольного уровня образования :

• обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

• создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее — ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно - нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой родины;

• создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Дошкольным образовательным организациям предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности. ФОП ДО выполняет задачу обеспечения единства образовательного пространства в системе дошкольного образования, при этом оставляя за дошкольными организациями и педагогами право на выбор образовательных технологий, методов и приемов реализации образовательных программ, в том числе пособий, с помощью которых реализуется образовательный процесс (пункт 2 статьи 28 и пункт 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Режим и распорядок дня устанавливаются с учетом требований СанПиН 1.2.3685-21, условий реализации программы ДОО, потребностей участников образовательных отношений Согласно ФОП ДО, реализация образовательной программы ДО обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно - хозяйственными работниками образовательной организации, а также медицинскими и иными работниками, выполняющими вспомогательные функции. ДОО самостоятельно устанавливает штатное расписание, осуществляет прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организацию методического и психологического сопровождения педагогов.

Руководитель организации вправе заключать договора гражданско-правового характера и совершать иные действия в рамках своих полномочий.

Педагоги ДОО имеют право на получение дополнительного профессионального образования не реже одного раза в три года за счет средств ДОО или учредителя.

Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.

При соблюдении требований к реализации Программ и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

ФОП ДО построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:

1. полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов, обогащение (амплификация) детского развития;

2. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3. содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей, совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе — взрослые);

4. признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

5. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

6. сотрудничество ДОО с семьей;

7. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

8. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

9. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

10. учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Планируемые результаты реализации ФОП ДО.

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения ФОП ДО представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.

В соответствии с периодизацией психического развития ребёнка согласно культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста:

• младенческий (первое и второе полугодия жизни)

• ранний (от одного года до трех лет,

дошкольный возраст (от трех до семи лет).

Федеральная программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития).

Дошкольные образовательные организации переходят на ФОП ДО с 1 сентября 2023 года.

Публикации по теме:

Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП) Адаптационная образовательная программа ДОУ для детей с ОВЗ (ДЦП). Содержание I.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка индивидуальной.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Основная образовательная программа №п/п Содержание основной образовательной Программы дошкольного образования СП ОДОД ГБОУ СОШ №2 № стр. I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2 1.1. Пояснительная.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Опубликовано: 8 сентября 2023 в 06:22
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД